Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Титул VIII. Делении и качестве вещей



1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие - человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество. То же, что относится к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но эти вещи могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье- либо имущество, пока не явится какой-либо наследник. Вещи, которые являются вещами человеческого права, суть пли публичные, или частичные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо имуществе, но считаются вещами, принадлежащими самой общности; частные же вещи - это те, которые принадлежат отдельным лицам. § 1. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, некоторые - бестелесные. Телесные вещи - те, которые могут быть осязаемы, например, участок земли, раб, золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом. Для вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и доходы извлекаемые от участка земли, являются телесными вещами и то, что нам должно быть дано на основании какого-либо обязательств- большей частью является телесными вещами, как например, участок, человек, деньги; ибо само право наследования и само право пользоваться вещью и извлекать доходы, и само право обязательства являются бестелесными. К этой категории относятся и права городских и сельских имений, называемые сервитутами...

 

Титул XXI. О должности того, кому поручена юрисдикция

1. (Папиниан) То, что специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или конституцией принцепсов, не передается посредством поручения осуществлять юрисдикцию; то же, что принадлежит кому-либо на основании его права, может быть поручено другому. Таким образом, совершают ошибку те магистраты, которые осуществляя дело государственного суда, вверенное им на основании закона или постановления Сената, например, по Юлиеву закону о прелюбодеяниях и по другим подобным законам. поручают кому-либо осуществлять свою юрисдикцию.


 

Убедительнейшим доказательством этого является то, что в Юлиевом законе о насилии особо указано, что тот, кто осуществляет этот закон, может перепоручить это дело, если он уезжает... И если говорят, что господин убит своими рабами, то претор не может предоставить другому производство расследования, которое возложено на претора сенатусконсультом. § 1. Кто осуществляет юрисдикцию в силу возложенного на него поручения, тот не имеет своей юрисдикции, но пользуется юрисдикцией того, кто дал поручение, ибо правильнее, что по обычаю предков можно передать юрисдикцию, но не может перейти высшая власть, дарованная законом. Поэтому никто не говорит, что легат проконсула может приговаривать к смертной казни в силу порученной ему юрисдикции. Павел замечает: более правильно, что и высшая власть, связанная с юрисдикцией, переходит в силу получения юрисдикции. /.../

 

Книга 2-я

Титул XIY. О сделках

1. (Улъпиан) Справедливость этого эдикта вытекает из самой природы. Ибо что более соответствует человеческой честности, соблюдать то» о чем они договорились. § 1. Слово "pactum" происходит от "pactio", оттуда происходит и слово "мир" (pax). § 2. Договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласием. § 3. Слово "соглашение" имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом делая, в целях заключения сделки или мирового соглашения: как говорится "соглашался" о тех, кто собираются и сходятся из разных мест в одно место, так это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из различных побуждений души. Слово "соглашение" является настолько общим, что, как хорошо сказал Педий, нет никакого договора, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно: посредством вещи, или слов (ибо и стипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия), § 4. Но многие соглашения получают другие названия - например, купля, Наем, залог, стипуляция.

2. (Павел) Лабеон говорит, что можно достигнуть соглашения либо посредством вещи, либо, посредством письма либо даже при помощи вестника, если стороны не находятся в одном месте; признается даже, что можно достигнуть соглашения молчаливым согласием - так, если моему должнику я возвращу долговую расписку, то ясно, что между нами имеется соглашение о том, что я не буду предъявлять требования и ему в будущем предоставляется возможность заявить экспенцию, вытекающую из соглашения.

 

Книга 4-я.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.