Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное развитие во второй половине 1970-х – 1980-х годах.



В конце 1974 г. в Греции проходит референдум, по итогам которого страна окончательно стала республикой. Разрешаются политические партии, которые действовали до этого незаконно (Коммунистическая Партия Греции), создаются новые (Всегреческое Социалистическое Движение – ПАСОК во главе с Андреасом Папандреу, Новая Демократия во главе с Константиносом Караманлисом). Правительство в течение первых двух сроков (1974-1977 и 1977-1981) формирует консервативная Новая Демократия.

Поскольку в последние два года правления «Черных полковников» экономический рост замедлился, а политический кризис 1974 г. обернулся даже спадом в производстве и инфляцией, первой социально-экономической задачей, которая стояла перед К. Караманлисом с момента его вступления в должность главы правительства, была именно стабилизация экономики и – традиционно для Греции – обеспечение высоких темпов роста, с тем чтобы догнать развитые страны. Но появляется и новая «сверхзадача» - Караманлис начинает переговоры о вступлении Греции в Европейское Экономическое Сообщество, для чего страна должна была соответствовать определенным экономическим критериям, выполнить которые стране было нелегко (так, уровень бедности в Греции в 1974 году составлял по некоторым оценкам 30%, в то время как в среднем в странах ЕЭС – 13%, инфляция в Греции доходила до 20% и т.д.)[8].

Для решения этих вопросов правительство Караманлиса принимает ряд серьезных мер: повышает зарплаты, вводит прогрессивный налог на доходы, берет под контроль выдачу кредитов и инвестиции. Параллельно ведутся переговоры о сотрудничестве с ЕЭС.

И такая политика приносит свои плоды: уже в 1975 г. ВВП увеличивается на 3,3 % (против уменьшения на 1,2 % в предыдущем году). А вторая половина 1970-х оказывается ещё более успешной для экономики Греции: рост достигает почти 8%, в то время экономика стран Сообщества увеличивается в среднем на 3-4% в год[9].

Но не случайно именно решение экономических проблем становится для Греции ключевым: европейская комиссия откладывает вступление страны в ЕЭС на 10 лет, ссылаясь на её недостаточное экономическое развитие, при том, что благодаря реформам стране удалось обогнать даже одного члена Европейского Сообщества – Ирландию. Ответ Караманлиса был быстрым и жестким: приглашенным девяти европейским министрам было заявлено, что Греция считает заключение комиссии морально и политически неприемлемым. Как это ни странно, объединенная Европа пошла на уступки, и через десять дней, к удовлетворению Караманлиса, решение комиссии было признано недействительным; начался новый раунд переговоров[10].

Однако противники европейской интеграции находятся и внутри страны; наиболее деятельным из них становится лидер социалистов А. Папандреу, который утверждает, что, вступив в ЕЭС, страна поставит себя в зависимость от иностранного капитала. Во время предвыборной кампании 1977 г. Папандреу резко критикует европейскую программу своего главного оппонента – Караманлиса, - и выступает с программой масштабных социальных реформ.

Греки, среди которых на протяжении всего 20 века были весьма популярны идеи социального равенства, начинают все больше симпатизировать ПАСОК. В то же время Новая Демократия, несмотря на достигнутые в период ее правления экономические и внешнеполитические успехи, утрачивает популярность, возможно, потому, что не предлагает грекам столь масштабных преобразований и не обещает быстрого роста благосостояния. Вместо этого Караманлис (и пришедший ему на смену Георгиос Раллис) сосредоточивают внимание на слишком отдаленных, стратегических задачах. В результате партия Папандреу, набравшая 1974 г. только 13% голосов (и 12 мест в Парламенте), в 1977 г. получает уже 26% (93 места), а в 1981 г. побеждает на выборах (192 места). Но надо отметить, что и электорат Новой Демократии связывал программу по вступлению в ЕЭС прежде всего с перспективой социальной стабильности и – повышением уровня жизни. Таким образом, проблема роста благосостояния действительно была важнейшей для греческого народа[11].

Еще во время нахождения у власти Караманлиса Греция несмотря на все сложности, достигает успехов в переговорах с ЕЭС; в 1978 г. подписывается соглашение о вступлении страны в Сообщество, а 1 января 1981 г. Греция становится его десятым членом. 18 октября того же года состоялись выборы, которые, как мы уже отметили, принесли победу ПАСОК.

Одним из первых шагов новой власти стало повышение минимальной зарплаты на 40%; примерно настолько же выросли и пенсии, и пособия по безработице, и прочие социальные выплаты. Пенсии стали выплачиваться всем, в том числе и женщинам, старше 68 лет.В 1982 г. также были введены пособия для тех, кто не участвовал в системе социального страхования (лица с низкими доходами, старше 68 лет).

Новое законодательство также предусматривало возможность раннего выхода на пенсию: женщина, работающая в государственном учреждении и имеющая ребенка, отныне могла выйти на пенсию, проработав только 15 лет. Значительно расширился и список опасных профессий, которые также позволяли выйти на пенсию досрочно: в результате уже к 1984 г. таким правом обладала половина всех застрахованных в ΙΚΑ.

В 1983 г. создается Национальная Система Здравоохранения. До этого в стране действовали в основном частные клиники, которые практически не контролировались властями и, - несмотря на усилия «чёрных полковников» - распределялись крайне неравномерно по территории страны (особенно их не хватало сельской местности). Качество медицинской помощи и ее стоимость определялись исключительно администрацией лечебного учреждения. Финансирование осуществлялось как за счет самих пациентов, так и за счет страховых фондов.

Однако после принятия социалистами нового закона начали массово создаваться государственные больницы, где услуги предоставлялись бесплатно и на равных основаниях всем слоям населения. Рост медицинских учреждений был настолько быстрым, что к концу периода реформ число врачей увеличилось на 60%, а медсестер – на 88%[12]. При этом на врачей было наложено ограничение: сотрудники государственных медучреждений не имели права заниматься одновременно частной практикой.

Реформами ПАСОК была серьезно расширена система выплат пособий по инвалидности. Отметим, что такие пенсии начали выплачиваться вовсе не тем, кто в них нуждался – в силу бюрократизма и отсутствия должного контроля пособия могли получать и те, кто желал несколько увеличить свои доходы и не обладал должным уважением к закону[13]. Уже в 1984 г. треть всех выплачиваемых пенсий были пенсиями по инвалидности.

Таким образом, социалистами была сформирована система социального обеспечения, которая (конечно же, с определенными изменениями) существует и по сей день. Среди сущностных черт аналитики отмечают фрагментарность этой системы (так, вопросами социального обеспечения в Греции занимаются несколькими десятками различных учреждений и фондов, о чем будет сказано ниже), а также её бюрократизированность (что присуще в целом системе управления в стране)[14].

Правительство ПАСОК проводит и важные реформы трудового законодательства. Широкие полномочия получают профсоюзы, которые могут участвовать в решении совершенно различных вопросов, вплоть до начала использования новых технологий на производстве. Усложняются правила увольнения рабочих (вводятся очень низкие квоты на увольнение), причем вопрос об увольнении должен был быть обсужден с профсоюзом, а решение должно было быть объявлено работнику за несколько месяцев до самого увольнения с выплатой ему значительной денежной суммы. В то же время увеличиваются пособия по безработице.

Что касается реформ, то нужно сказать, что они были проведены не в неподходящее для них время – скорее, в силу популизма лидеров партии[15]: в 1979-80 годах из-за резкого роста цен на нефть произошел мировой спад производства, который, разумеется, не обошел стороной и Грецию. Инфляция в стране выросла до 20%, и 250 крупных предприятий (на которых было занято 100 тысяч человек) оказались на грани банкротства. В таких условиях уменьшение продолжительности рабочего дня, а также увеличение различных выплат представляются не самым верным ходом.

Можно указать и еще одно решение правительства социалистов, которое кажется в этой ситуации не весьма оправданным: чтобы добиться хотя бы кратковременного улучшения условий для экспортеров была проведена 15-процентная девальвация драхмы, которая лишь привела к увеличению цен сначала на импортные, а затем и на все остальные товары. Государство должно было увеличить проценты по краткосрочным облигациям в два раза, до 17%. Кроме того, необходимо было провести индексацию зарплат и обеспечить выдачу кредитов под небольшие проценты. Чтобы исполнить все свои обязательства, правительство было вынуждено брать займы за рубежом. Членство в ЕЭС облегчало получение этих займов, их тем более охотно выдавали новому члену сообщества, что Греция не была обременена долгами (государственный долг в 1981 г. составлял только 12% ВВП)[16].

Экономический итог реформ оказался таким: средняя зарплата занятых в производстве, где используется тяжелый ручной труд, выросла к 1987 г. лишь до 56% от среднеевропейской (в 1977 г. она составляла 47%). При этом производительность труда в Греции, которая в 70-е годы увеличивалась примерно сопоставимыми темпами с производительностью в развитых капиталистических странах (ОЭСР), в 80-е практически перестала показывать положительную динамику (0,2 % в год): разрыв в производительности продолжал расти. В то же время благодаря многочисленным кредитам госдолг, который составлял 12% ВВП во время вступления Греции в ЕЭС, уже в 1987 г. был равен 40% экономики страны[17].

Несмотря на то, что государственный сектор (в широком понимании) увеличился за все время нахождения партии у власти с 50 до 65% ВВП, доля государственных инвестиций и структура этих инвестиций не изменилась: преимущество, как и прежде, отдавалось финансированию инфраструктуры.

Однако, по мнению некоторых экспертов, причиной дисбалансов в греческой экономике стало именно вступление в Экономическое Сообщество, против которого выступал Папандреу. После снятия таможенных барьеров в Греции появилось большое количество иностранных товаров. Развитой производственной базы в стране не было, а тот невысокий уровень производства, который существовал, обеспечивался в основном мелкими предприятиями (85% предприятий имели 4 и менее работников). Разумеется, мелкому бизнесу было сложно конкурировать с крупными европейскими производителями, спрос на их товары падал. Но благодаря росту социальных выплат и некоторому увеличению зарплат увеличился совокупный спрос. Таким образом, по замечанию Такиса Фотопулоса, Греция превращается в «общество потребления, не имеющее производственной базы»[18].

Но, несмотря на все эти негативные аспекты, нужно подчеркнуть, что именно реформы начала 1980-х годов привели к созданию социального государства, государства которое защищает социально-экономические интересы своих граждан. Причем уже нельзя сказать, что Греция «догоняла» Европу, проводя эти реформы – по уровню социальной защищенности она даже обогнала некоторые европейские страны. Долгосрочные эффекты такой защищенности будут рассмотрены нами позднее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.