Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная справедливость



Причины неравенства доходов • различия в интеллектуальных, физических и других способностях; • различия в образовании и профессиональной подготовке; • различия в размерах собственности; • различия в готовности рисковать и степени мобильности; • дискриминация по полу, возрасту, расовому признаку; • удача, несчастья, связи, случай "оказаться в нужном месте и в нужное время"

 

Способы измерения дифференциации доходов
• показатели, измеряющие разрыв между высоко− и низкодоходными группами населения
децильные (на 10) разделение исходной совокупности квартильные (на 4) на равные части и определение квинтильные (на 5) соотношения между доходами и другие коэффициенты двух крайних групп
• расчет накопленных долей и построение кривой Лоренца для анализа персонального распределения доходов
  Неравенство доходов определяется степенью отклонения кривой Лоренца от линии 45о: чем больше это отклонение, тем неравномернее распределение доходов, выше концентрация доходов у отдельных групп населения.

 

      Линия 45о означает ситуацию абсолютного равенства: каждая группа получает равную долю дохода; кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов; линия OFA отражает ситуацию абсолютного неравенства  
Индекс концентрации доходов − индекс Джини − измеряет степень неравенства в распределении доходов и тесно связан с кривой Лоренца
  A G = 0 < G < 1 B
G → 1 выше степень неравенства G → 0 более равномерное распределение доходов
G > 0.45 распределение считается очень неравномерным G < 0.30 относительно равномерное распределение доходов

 

С помощью кривой Лоренца можно показать процесс выравнивания доходов при проведении налоговой и социальной политики.
    Кривая Лоренца до уплаты налогов и получения трансфертов (L1)   Кривая Лоренца после уплаты налогов и получения трансфертов (L2)  

 

Бедность состояние, при котором часть населения не может удовлетворить минимальные потребности по нормам данного общества
  это не чисто экономическое явление, а определенный образ жизни. При определенных условиях состояние бедности устойчиво закрепляется за определенной частью общества, превращая ее в постоянно воспроизводящийся слой.
Причины бедности • постоянное повышение установленной черты бедности (прожиточного минимума); • несовершенство механизма компенсации роста потребительских цен различным категориям населения; • особенности процесса адаптации населения к новым социально−экономическим условиям; • принадлежность человека к определенной группе населения (положение в социальной структуре общества) − по возрасту, образованию, сфере занятости, месту проживания, социально−профессиональному статусу
Критерии бедности     методика МОТ →   страны ЕС →     • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума (больше, меньше, равны); • соотношение среднедушевого дохода и средней заработной платы по стране   семья считается бедной, если ее среднедушевой доход менее ⅓ средней заработной платы по стране; определяются 2а порога бедности: 40 и 60% от уровня среднего дохода • доля затрат на питание в расходах семьи: расходы на питание > 70 % → бедные семьи = 5 − 6 % → богатые • границей социальной стабильности считается ситуация, при которой беднейшие 40% населения имеют менее 12% совокупного дохода, а децильный коэффициент должен быть меньше 10.

 

Формы бедности нищета     доходы не обеспечивают стоимость продуктовой части бюджета прожиточного минимума (абсолютная бедность)
нуждаемость   доходы на уровне прожиточного минимума
малообеспеченность доходы превышают прожиточный минимум, но меньше минимального потребительского бюджета, учитывающего расходы на ряд духовных потребностей. По некоторым оценкам, МПБ превышает прожиточный минимум в 3− 4 раза (относительная бедность)

 

Количественное определение степени неравенства доходов ставит вопрос о социально справедливом его уровне, который зависит от исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

 

Концепции социальной справедливости в порядке уменьшения равенства
Эгалитарная все члены общества получают равное количество благ (уравнительное распределение)
Утилитарная максимизация полезности всех членов общества
Роулсианская максимизация полезности наименее обеспеченных членов общества (принцип "максимина")
Рыночная значительное неравенство в доходах

Дилемма эффективности и справедливости (может ли социально справедливое распределение быть одновременно эффективным)
стремление к бόльшему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности

 

Абсолютное равенство доходов чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы − • прямой контроль уровня заработной платы и доходов; • повышение налоговой нагрузки обеспеченных слоев населения − снижает деловую активность, ослабляет стимулы к инвестированию и, как следствие, ведет к снижению эффективности производства в целом.
потери • сокращение объема перераспределяемого НД; • проблема "дырявого ведра" социальной помощи: по подсчетам А.Оукена, из 350 дол., взятых у состоятельных граждан и предназначенных для пособий для бедных, 250 дол. "теряются" в процессе их передачи (оседают в карманах высокооплачиваемых чиновников, консультантов, сотрудников налоговых и социальных служб); • результатом усилий по борьбе с бедностью является увеличение количества людей, относимых к категории бедных. Получение социальных трансфертов изменяет экономическое поведение людей: целью трансферта становится сам трансферт, а не возможность с помощью государственной поддержки повысить свои стимулы к труду.
Неравенство доходов сокращение роли государства в перераспределении НД увеличивает дифференциацию доходов, обостряет социальные конфликты, что также снижает эффективность производства в целом.
вывод
в обоих случаях (нивелировка доходов и слишком глубокое их неравенство) подрывается стабильность общества, снижается эффективность производства, ослабляются стимулы к труду и предпринимательству.

разрешение противоречия между равенством и эффективностью достигается за счет компромисса − выбор в пользу терпимого неравенства. В этом случае государство снижает налоги на доходы и одновременно корректирует доступ к социальной помощи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.