Бюджетное право, как подотрасль финансового права.
План:
Понятие предмет метод бюджетного права
Бюджетные правоотношения, понятие, особенности, виды
Источники бюджетного права
1. Бюджетное право представляет собой совокупность юридических финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Отношения, составляющие субъект бюджетного права:
Касающиеся бюджетного устройства и бюджетные системы РФ
Отношения, касающиеся доходов и расходов, а так же их распределения в бюджетной системе, отношения, которые складываются в процессе составления, рассмотрения и утверждения исполнения бюджетов всех уровней, а так же отношения, связанные с составлением, рассмотрением и утверждение отчета об исполнении и бюджетной отчетности
Отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований и регулировании государственного и муниципального долга.
Отношения, связанные с организацией и осуществлением бюджетного контроля и привлечение лиц к ответственности за нарушение норм.
По субъектному составу:
Отношения между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, по поводу бюджетного регулирования.
На федеральном уровне между государственной думой и СФ, между СФ и ГД, по поводу рассмотрения и утверждения бюджета. На региональном уровне. На муниципальном уровне. Между исполнительным органами, которые осуществляют исполнение всех уровней бюджетной системы и органами которые осуществляют контроль за исполнением бюджета.
Между получателями бюджетных средств и органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в бюджетном процессе. Такими полномочиями наделены главные получатели бюджетных средств и получатели бюджетных средств.
Бюджетное право, как подотрасль бюджетного права в узком смысле представляет собой совокупность юридических норм регулирующие бюджетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов в бюджетной сфере, а так же бюджетный процесс, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.
Метод Бюджетного права:
Императивный метод (основной)
Предусмотрено 2 типа договора в БП:
Договор, сторонами которого, выступают публично-правовые образования
Одной из сторона такого договора является публично правовое образование либо орган, а другой стороной – частные лица.
Система бюджетного права состоит из институтов (от 9 до 12) и субинститутов (доходы федерального, регионального и местного бюджета).
Бюджетные правоотношения
- это общественные отношения, которые урегулированы нормами бюджетного права.
Особенности бюджетных правоотношений:
Связаны с образованием, распределением и использованием денежного фонда государства или муниципального образования.
Права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета, как основного финансового права
Бюджетные правоотношения носят непрерывный повторяющийся характер.
В бюджетных правоотношения более узкий круг субъектов
Ст1 Бюджетного кодекса устанавливает правоотношения по содержанию (материальные, процессуальные, правовой статус участника правоотношений)
Глава 24.1 регулирует отношения, которые возникают в процессе исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства государственной казны. Разновидностью являются межбюджетные отношения. Они определены как взаимоотношения между публично правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Виды бюджетных отношений:
По предмету правового регулировании
- материальные
- процессуальные
Исходя из федеративного устройства
- горизонтальные
- вертикальные
Объектом бюджетных правоотношений м.б:
1. Доходы бюджета
2. расходы бюджета
3. Часть государственной казны – бюджетные средства
4. Проекты законов о бюджете на очередной финансовый год
5. Деятельность по осуществлению бюджетного контроля, учета и т.д.
Круг субъектов БП включаются публично правовые образования, территории со специальным правовым режимом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы денежно-кредитного регулирования (главные администраторы, администраторы доходов бюджета) Не всегда администраторы и распорядители в одном лице. В ст. 152 существует несколько иных субъектов, которые участвуют в бюджетном процессе. Полномочия РФ прописаны в ст. 7 полномочия субъектов в 8 статье а муниципальных образований в 9.