Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок уплаты страховых взносов.



15 число каждого месяца – последний день уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за предыдущий месяц. Уплачивать необходимо ежемесячно. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.

22% – основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.+ 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

* Это касается тех индивидуальных предпринимателей, которые производят выплаты и другие вознаграждения физическим лицам. Дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование .С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2015 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%. При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

УРОВЕНЬ УСЛОВИЙ ТРУДА ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ
Опасный 8%
Вредный 3,4 7%
  3,3 6%
  3,2 4%
  3,1 2%
Допустимый 0%
Оптимальный 0%

4.Трудовая пенсия: понятия и виды.Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.Право на трудовую пенсию имеют:

– граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

– нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, если они состояли на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке;

– иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В РФ устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии)без ограничения каким-либо сроком.

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 % трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % трудовой пенсии.В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, то удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

5.Негосударственный пенсионный фонд: порядок создания.Негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организацию, осуществляющую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, государственному пенсионному страхованию. Порядок создания, регистрации и осуществления деятельности фонда урегулирован специальным федеральным законом. Деятельность негосударственных пенсионных фондов стремительно развивается и приобретает все большее значение для реализации пенсионных прав граждан РФ. При этом такие фонды работают на основании специального федерального закона, в котором дается их определение. В соответствии с указанным актом негосударственным пенсионным фондом называется организация, которая осуществляет исключительно два вида деятельности. Первым видом является деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением на основании договоров, заключенных между фондом и его участниками. Вторым же видом является деятельность пенсионного страховщика, реализуемая в соответствии с законом и договорами об обязательном пенсионном страховании. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют указанные выше виды деятельности независимо друг от друга. Это означает организационную и финансовую самостоятельность этих видов работы, что направлено на дополнительную защиту средств граждан. При этом первый вид деятельности (негосударственное пенсионное обеспечение) осуществляется на добровольных началах, основной же обычно является работа в качестве страховщика. В рамках указанной работы фонд осуществляет сбор пенсионных накоплений, организует их строгий учет и инвестиционную деятельность, направленную на приращение капитала. Кроме того, фонд назначает, выплачивает накопительную часть пенсии, осуществляет срочные, единовременные пенсионные выплаты. Как создается негосударственный пенсионный фонд.Закон позволяет создавать негосударственные пенсионные фонды в форме акционерных обществ с определенными особенностями, вызванными специфической деятельностью такой организации. Данные фонды отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом, сразу после создания подлежат государственной регистрации. Специфичным является то обстоятельство, что решение о государственной регистрации фонда, последующих изменениях принимается Банком России. Впоследствии регистрирующие органы взаимодействуют с Центральным Банком РФ, сообщая ему всю информацию о возможных изменениях в структуре и деятельности фонда. Данные правила позволяют осуществлять эффективный контроль над работой фонда, обеспечивать безопасность пенсионных накоплений. Говоря о создании негосударственного пенсионного фонда необходимо различать момент его создания, то есть регистрации как юридического лица и момент, с которого фонд имеет право заниматься предметной деятельностью.Первый момент – создание юридического лица, возникновение прав юридического лица – законодатель связывает с его государственной регистрацией, то есть актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемом посредством внесения в государственные реестры сведений о создании фонда. Порядок регистрации определяется ГК РФ, и специальным законом - Федеральным законом от 8 августа 2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005г.).Регистрации фонда в качестве юридического лица должна предшествовать, в том числе, подготовка учредительных документов фонда (ст.6 Закона «О негосударственных пенсионных фондах»). Учредительным документом фонда является устав фонда. Последний утверждается его учредителями (учредителем).Устав фонда должен содержать:

- полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;

- положения о предмете и целях деятельности фонда;

- сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;

- положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.Второй момент – время, с которого негосударственный пенсионный фонд имеет право заниматься его целевой деятельностью – законодатель связывает с выдачей фонду лицензии на занятие такой деятельностью.Итак, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию – отнесена к лицензируемым видам деятельности (подп.91 п.1 ст.17 3 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Для регистрации пенсионных правил фонда, кроме документов, представляемых для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в порядке дополнительно представляются:

- два экземпляра пенсионных правил НПФ;

- один экземпляр протокола заседания Совета НПФ об утверждении пенсионных правил НПФ.

Основаниями для отказа в регистрации пенсионных правил НПФ, изменений и (или) дополнений к ним являются (п.13 Порядка):

- несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

- наличие в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.

Для получения лицензии на занятие деятельностью, фонд должен выполнить ряд лицензионных требований.Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию являются (п.4 Положения о лицензировании):

а) наличие у фонда на день подачи документов для получения лицензии имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, величина денежной оценки которого с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн. рублей, с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн. рублей. При этом совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн. рублей;

б) соблюдение правил фонда, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

г) размещение пенсионных резервов фонда в соответствии с порядком размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, а также требованиями по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

д) наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в фонде, страховой компании или иной финансовой организации не менее 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании - специальной профессиональной подготовки), отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

е) наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности не менее 3 лет, высшего образования, отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Среди документов, которые соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в п.5 Положения о лицензировании названы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

лицензируемой деятельности, которую соискатель лицензии намерен осуществлять;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) документы, подтверждающие наличие у фонда в необходимом размере имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, в том числе совокупного вклада учредителей (вклада учредителя) фонда, внесенного денежными средствами (справка банка, выданная не более чем за 5 дней до подачи заявления о предоставлении лицензии);

е) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя исполнительного органа фонда и у главного бухгалтера фонда необходимых опыта работы и образования;

ж) правила фонда, утвержденные советом фонда.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами.Акцентируем внимание на том, что лицензия на осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является бессрочной (п.10 Положения о лицензировании). В тоже время, согласно п.4 ст.7 Закона действие лицензий фондов, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2009 года. Таким образом, фонды, получившие лицензии до 1 января 2003 года должны переоформить их до 1 июля 2009 года.

6.Пенсии для военнослужащих и их семей.Прежде всего, следует отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании двух законов в зависимости от вида военной службы. Военнослужащим по контракту пенсии назначаются по Закону РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а военнослужащим по призыву – по ФЗ от 15.12.2001 г. Во втором случае речь идет только о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые и рассматриваются в данной теме.Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами:

- в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

- не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;

- по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В случае смерти военнослужащего нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными иждивенцами признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) военнослужащего, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся до 23 лет), или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. Братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей, супруг, дедушка или бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями или сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, и не работают;

3) отец, мать и супруг, если они достигли возраста 60 (муж.) и 55 (жен.) лет либо являются инвалидами;

4) родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 (муж.) и 50 (жен.) лет;

5) дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 (муж.) и 55 (жен.) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Если инвалидность или смерть кормильца наступили вследствие совершения им преступления, то нетрудоспособным иждивенцам назначается социальная пенсия.

Размер пенсии по инвалидности зависит от причины инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, – 300% размера БЧ трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ 17.12.2001г.;

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, – 250% размера БЧ трудовой пенсии по старости;

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, – 175% размера БЧ трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

- инвалидам III степени, – 250% БЧ трудовой пенсии по старости;

- инвалидам II степени, – 200% БЧ трудовой пенсии по старости;

- инвалидам I степени, – 150% БЧ трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Инвалидам III и II степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из БЧ трудовой пенсии по старости с учетом иждивенцев. Размеры пенсий по случаю потери кормильца также зависят от причины смерти кормильца. Если причиной смерти является военная травма, то на каждого нетрудоспособного иждивенца назначается 200% БЧ трудовой пенсии по старости. Если смерть наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, то на каждого нетрудоспособного иждивенца выплачивается 150% БЧ трудовой пенсии по старости.

7.Понятие социальной пенсии.Институт социальной пенсии в современном российском законодательстве регулируется нормативными положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении.Статья 2 указанного Закона закрепляет дефиницию "пенсия по государственному пенсионному обеспечению", исходя из содержания которой можно вывести легальное определение термина "социальная пенсия". В частности, под социальной пенсией понимается ежемесячная государственная денежная выплата, выплачиваемая нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении.В связи с изложенным можно вывести признаки данного вида пенсионного обеспечения, которые условно подразделяются на общие (присущи для любого вида пенсий) и специфические (характерны исключительно для социальных пенсий).К числу общих признаков относятся следующие.

1. Это денежная выплата. Социальная пенсия, как и любой иной вид пенсионного обеспечения, предоставляется лицам, имеющим соответствующее право, только в денежной форме, что влечет за собой невозможность реализации данного права в натуральной форме.

2. Периодичность выплаты. Указанный признак означает, что нетрудоспособные граждане имеют право, а государство в лице его органов, учреждений, организаций обязано обеспечивать граждан социальными пенсиями на регулярной основе. При этом указанное право, как следует из содержания ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, реализуется лицами, имеющими соответствующее право, ежемесячно.

3. Данная выплата производится за счет средств федерального бюджета. В подтверждение наличия данного признака можно привести нормы ст. 6 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

4. Государственно-правовой характер данной выплаты. Содержание этого признака заключается в том, что круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, условия его реализации и размер определяются федеральным законом. При этом следует отметить, что данный признак находит свое выражение не только в тексте Закона о государственном пенсионном обеспечении, но и является конституционной гарантией права каждого на такой вид социального обеспечения, как пенсия (ст. 39 Конституции РФ).К числу специфических признаков относятся: 1. Предоставляется строго определенному кругу лиц, указанному в законе. Согласно содержания ст. 2 и 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении, правом на социальную пенсию наделены нетрудоспособные граждане.При этом под нетрудоспособными гражданами понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях.В силу изложенного и принимая во внимание положения ст. 4 и 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, можно сделать вывод, что данные субъекты имеют право на получение социальной пенсии.2. Социальная пенсия - основной источник средств существования пенсионера. На наличие данного признака указывает дефиниция понятия "социальная пенсия", приведенная в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой пенсия предоставляется в качестве средства существования пенсионера.Более того, в подтверждение данного вывода выступает п. 5 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, закрепляющий, что гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), социальная пенсия не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Таким образом, указанная категория граждан не получает социальную пенсию в период осуществления ими трудовой деятельности, т.е. в период наличия у них иного дохода.Социальные пенсии подразделяются на три основных вида, что прямо вытекает из содержания п. 6 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, а именно:

1) социальная пенсия по старости;

2) социальная пенсия по инвалидности;

3) социальная пенсия по случаю потери кормильца. Таким образом, социальная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Обращаясь к вопросу об условиях назначения социальной пенсии, следует отметить, что данному вопросу посвящена ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Анализ данного законоположения позволяет вывести условия назначения социальной пенсии. 1. Наличие у лица одного из следующих статусов:

1) инвалид I, II, III группы либо инвалид с детства (назначается социальная пенсия по инвалидности);

2) ребенок-инвалид (назначается социальная пенсия по инвалидности); в то же время следует отметить, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, являющиеся ВИЧ-инфицированными, приравниваются по правовому статусу к детям-инвалидам, в связи с чем за ними в ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" закреплено право на социальную пенсию;

3) ребенок в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, потерявший одного или обоих родителей, и ребенок умершей одинокой матери (назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца);

4) гражданин из числа малочисленных пародов Севера, достигший возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости). При этом необходимо, чтобы гражданин не только относился к числу малочисленных народов Севера, но и постоянно проживал на данной территории;

5) гражданин, достигший возраста 65 или 60 (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости).

Наряду с данными лицами правом на получение социальной пенсии обладают также:

1) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. 7-9, 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. 1 и 2 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях;

2) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

На отнесение указанных выше двух групп граждан к числу лиц, имеющих право на социальную пенсию, указывает постановление Минтруда России от 7 мая 2002 г. № 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"".2. Лицо, претендующее на получение социальной пенсии, должно постоянно проживать на территории РФ. Положение о наличии данного условия закреплено в п. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При этом ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляет под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином лицо, получившее вид на жительство.3. Отсутствие полного либо наличие неполного страхового стажа у лица, претендующего на получение социальной пенсии, либо у иного лица, в связи со смертью которого гражданин имеет право на получение социальной пенсии. В данном случае речь может идти о ситуации, когда лицо, подавшее документы для назначения социальной пенсии, вообще не имеет страхового стажа (например, ребенок-инвалид), либо страховой стаж менее требуемой продолжительности (например, мужчина, достигший возраста 65 лет и не имеющий пяти лет страхового стажа).Следует отметить, что условие о страховом стаже может касаться как самого лица, претендующего на получение социальной пенсии (например, нетрудоспособный, достигший возраста 65 либо 60 лет соответственно мужчина либо женщина), так и иного лица, в связи со смертью которого возникает право па получение социальной пенсии у члена его семьи (например, ребенок в возрасте до 18 лет, потерявший обоих родителей, не имевших на момент смерти страхового стажа).Таким образом, три данных условия в совокупности влекут возникновение права на получение социальной пенсии как гражданами Российской Федерации, так и иными лицами, на законных основаниях пребывающими на территории РФ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.