Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Источники трудового права

1. Понятие и система источников трудового права.

Источники трудового права – это способы (формы) закрепления и выражения норм трудового права, результат нормотворческой деятельности соответствующих органов государства, работодателей, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники права:

1. НПА;

2. Правовой обычай;

3. Судебный прецедент;

4. Договор нормативного содержания.

В трудовом законодательстве существуют такие источники права как:

1. Правовой обычай (например, заявление о приеме на работу, так как ТК не требует такого документа);

2. НПА;

3. Договор нормативного содержания.

НПА – это:

· Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц;

· Содержат общеобязательные правила поведения;

· Принимается и реализуется в особом процессуальном порядке;

· Имеет строго определенную документарную форму;

· Направлен на регулирование наиболее типичных отношений;

· Рассчитан на постоянное или длительное действие;

· Не персонифицирован, адресован ко всем либо к неопределенному кругу субъектов.

Согласно ст.15 К РФ – законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Система НПА о труде – это трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (ст.5 ТК РФ).

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ осуществляется:

1. Трудовым законодательством, состоящим из:

· ТК РФ (принят 30.12.2001 и введен в действие с 1.02.2002);

· Иных федеральных законов (Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и др.). Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах должны соответствовать трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным ФЗ, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит трудовому кодексу, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс (ч.3,4,5 ст.5 ТК РФ).

· Законов субъектов РФ (например, Закон Саратовской области «О социальном партнерстве», Закон Саратовской области «Об областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и др.). Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права не должны противоречить трудовому кодексу и иным федеральным законам.

2. Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

· Указы Президента РФ («Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

· Постановления Правительства РФ («О трудовых книжках»).

· Нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ («Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

· Нормативно-правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

· Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

· Нормативно-правовыми актами органов МСУ.

· Локальными нормативными актами.

Соотношение трудового законодательства и норм международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ:

1. Всеобщая декларация прав человека;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

4. И др.

5. Важнейшим источником международно-правового регулирования труда являются стандарты (Декларации, Конвенции и Рекомендации) международной организации труда.

К системе нормативных актов о труде относятся также законы и другие нормативно-правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ и применяемые по стольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Нормативно-правовой акт необходимо отличать от индивидуальных юридических актов, которые источниками права не являются. В индивидуальном правовом акте содержаться не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам. Индивидуально-правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение, относится к персонально-определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права и обязанностей. Например, приказ о присвоение квалификационного разряда работнику, приказ об увольнении с работы, распоряжение о взыскании материального ущерба и др.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права:

1. По кругу лиц (ст.11 ТК);

2. По времени (ст.12 ТК);

3. В пространстве (ст.13 ТК).

Договор нормативного содержания имеет следующие свойства:

· Содержит нормы общего характера;

· Добровольность заключения;

· Общность интереса;

· Равенство сторон;

· Взаимная ответственность;

· Не может изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре или законе.

Нормативные договоры (договор нормативного характера):

1. Коллективные договоры (ст.40 ТК);

2. Соглашения по социально-трудовым вопросам (ст.45 ТК).

Ч.2 ст.5 и ст. 9 ТК РФ говорят о том, что трудовые отношения могу регулироваться нормативными договорами.

 

 

Особенности источников трудового права.

К источникам трудового права относятся как источники, характерные для всех отраслей права, так и особые источники, отражающие специфику правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

1. Наличие в системе источников трудового права обширной группы нормативных актов, исходящих от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

2. Участие профсоюзов в правотворческой деятельности государства и работодателей (ст. 8, 370, 372 ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). В соответствии с законом «О профсоюзах …» проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений – это совещательное право профсоюзов. Проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами МСУ, с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Локальные нормативно-правовые акты принимаются работодателем в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ с учетом мнения профсоюзного комитета. Профсоюзы заключают от имени работника коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам.

3. Сочетание централизованного и локального регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права многочисленной группы локальных нормативных актов (ст.8 ТК РФ).

4. Сочетание нормативного и договорного регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права нормативных договоров – коллективных договоров и соглашений (ст.40, 45 ТК РФ).

5. Единство и дифференциация трудового права, деление трудового законодательства на общее и специальное (ст. 251,252 ТК РФ). Общие нормы о труде распространяются на всех работников, а специальные – на некоторые категории работников при определенных условиях. В соответствии со ст.251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Основания дифференциации норм трудового законодательства.

· Объективные (производственные) основания – имущественные, экономические, организационно-хозяйственные особенности работодателя.

· Климатические условия (территориальное расположение работодателя).

· Конкретные производственные условия – нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.