Социальная защита это определённые обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.
Меры по социальной защите населения:
А) Активные - подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест и т.д.
Б) Пассивные – выплата пособий, дотаций.
К определению минимального потребительского бюджета сложились два подхода:
А) Нормативный подход – основывается на установлении нормативов минимально допустимого потребления основных видов благ и услуг.
Б) Генетический или статистический подход состоит в расчёте минимальной величины расходов на питание в соответствии с биологическими требованиями.
Величина прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в том числе и по безработице.
3. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.
Доходы– это сумма денежных средств, получаемая за определённый промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Различают:
· Номинальный доход – вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен.
· Располагаемый доход – это сумма номинального дохода после вычета налогов.
· Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т.е. это располагаемый доход с учётом инфляции.
· Законные доходы – доходы, получаемые от деятельности, не противоречащей существующим юридическим законам.
· Незаконные доходы – это доходы, получаемые от деятельности, противоречащей существующему законодательству (продажа наркотиков, контрабанда, продажа ворованного имущества).
Основные каналы поступления доходов:
1. трудовые доходы работников;
2. предпринимательский доход;
3. доходы от собственности;
4. социальные доходы;
5. доходы от теневой экономики (доходы от неучтённых и противоправных видов экономической деятельности);
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов:
1. Функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства.
2. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между семьями или отдельными лицами.
Для определения степени неравенства в доходах используется кривая
М. Лоренца.
Если предположить абсолютное равенство в доходах (10% населения получают 10% всех доходов, 20% населения получают 20% всех доходов и т.д.), то на графике это будет представлено в виде прямой ОЕ.
В реальной жизни распределение доходов неравномерно. 10% населения могут иметь 40% доходов, 60% населения 20% доходов и т.д. В этом случае на графике мы получим кривую L, которая называется криваяЛОРЕНЦА.
Чем дальше кривая L отдаляется от прямой ОЕ, тем неравномерней распределяются доходы в обществе.
Причины неравенства в распределении доходов:
1. Отсутствие условий для заработка;
2. Способности, уровень образования;
3. Владение собственностью,
4. Профессиональные, дружеские связи;
5. Удача и т.д.
К чему же должно стремиться общество к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Политика государства по выравниванию доходов является социально – привлекательной.
Главный довод против равенства в доходах – это постепенное разрушение мотивационного механизма, а следовательно, потери в объёме выпускаемого продукта и производительности труда.
С проблемами дифференциации доходов связаны проблемы бедности и социальной справедливости в обществе.
Рыночная экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берёт на себя государство, перераспределяя уже распределённые доходы (проведение соответствующей фискальной политики).
Помощь государства проявляется:
Компенсация – возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым потреблением.(Преимуществом обладают социально – уязвимые слои населения. Компенсируется лишь определённая норма потребления).
Адаптация –это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий и т.д.)по мере роста стоимости жизни.
Индексация – автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утверждённой методикой.
(индекс цен – отношение между совокупной ценой товаров и услуг определённого набора «рыночной корзины»для данного периода и «рыночной корзиной» идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде).