Групповую комнату детского сада площадью 50 м: при высоте 3 м необходимо оборудовать установкой для санации воздуха в присутствии детей с использованием бактерицидных ламп БУВ-15.
Рассчитайте необходимое количество ламп, укажите высоту их подвески, местоположения и время работы.
Решение:
При расчете бактерицидной установки с использованием ламп БЫЛ исходят из того, что для санации одного кубического метра воздуха необходим 0,75-1 вт мощности лампы. Площадь помещения, в котором необходимо осуществить санацию составляет - 50 х 3 - 150 м3. Для санации такого объема воздуха потребуется общая мощность установки 113 -150вт (150xO, 75 = 112,5; 150x1 = I50).
Мощность одной лампы БУВ-15 составляет 15Вт, так что общее количество этих ламп в помещении должно быть 8-10 (113: 15 = 7,6; 150: 15 = 10).
Таким образом, для санации воздуха групповой комнаты детского сада потребуется 8-10 ламп БУВ-15. Поскольку санацию предполагается осуществлять в присутствии детей лампы должны быть экранированы экранами из обычного оконного стекла или другого материала не пропускает коротковолновую часть ультрафиолетового спектра. В этом случае облучения санирующий воздуха верхней зоны помещений. Экранированные лампы размещают по всему помещению, не ниже 2,5 м от пола в местах наиболее интенсивных конвекционных токов воздуха (над отопительными приборами, дверями, форточками и т.п.). Время облучения воздуха в закрытых помещениях не должно превышать 8 часов в сутки. Лучше проводить облучение 3-4 раза в день с перерывами для проветривания помещения, так как при горении ламп образуются озон и окислы азота, ощущаются как посторонний запах.
8.Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:
1. Рассчитайте методом "Ватт" и дайте оценку освещенности в классе, площадь которого 40 кв. м, освещается + 6-ю лампами накаливания по 200 Вт ка же дая.
2. Уровни освещенности в двух точках, которые удалены на расстояние 0,75 м, составляют 450 и 275 люкс. Рассчитайте коэффициент равномерности о с вещение (отношение минимальной до максимальной) и дайте гигиеническую оценку полученным результатам.
3. Рассчитайте яркость операционного поля, если освещенность равна 4000 лк. Коэффициент отражения поверхности раны 0,35.Вызовет создава е мая яркость зрительный дискомфорт?
4. Лампа накаливания на расстоянии 1,5 м создает рабочем месте осв е щенность 150 лк. Как изменится уровень освещенности, если лампу перенести на расстояние 3 м?
5. Манипуляционная больничного отделения с площадью 20 кв. м освещ а ется шестью светильниками прямого света: в каждом из них лампа ЛБ мощностью 40 Вт Рассчитайте ориентировочную освещенность методом "Ватт". Достаточна ли она?
9 Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:
Нормы общего искусственного освещения (СНиП II-69-78 и СНиП II-4-79)
Палаты детских отделений для новорожденных, послеоперационные п Салат
Для люминесцентных ламп удельной мощностью 10 Вт / кв. м минимальная горизонтальная освещенность составляет 100 лк.При других удельных мощностях расчет ведут по пропорции.
Для производственных помещений, согласно СНиП II-4-79, все виды работ разбиты на 7 разрядов, исходя из линейных размеров наименьшего объекта распознавания, с которым работает рабочий на расстоянии 0.5м от глаза. Первые 5 разрядов разбиты на 4 Подразряд (а, б, в, г), исходя из контраста между объектом распознавания и фоном, а также светимости фона. Например, при особо точной зрительной работе (1-й разряд, размер объекта меньше 0,1 мм) освещенность рабочего места должна быть: при малом контрасте с фоном - 1500 лк; при среднем - 1000 лк, при большом - 400 лк. При работе малой точности (4-й разряд, размер объекта 1,0-10 мм), соответственно, 150, 100, 75 лк.
Приведенный метод расчета не является абсолютно точным, поскольку он не учитывает освещенность каждой точки, расположение светильников и другие факторы, влияющие на освещенность, но широко применяется для оценки освещенности классов, больничных палат и т.д..
Чтобы определить освещенность на отдельном рабочем месте помещения, умножают удельную мощность ламп (Р) на коэффициент (е), что показывает, какое количество люксов дает удельная мощность 1 Вт / кв. м: Е = Р ' е. Этот коэффициент для помещения с площадью 50 кв. м при лампах мощностью до 110 Вт составляет 2, 110 Вт и более - 2,5 (табл. 3), для люминесцентных ламп - 12,5.
Таблица 3.
Значение коэффициента е.
Мощность ламп, Вт
Коэффициент при напряжении в сети, Вт
110, 120, 127
до 110
2,4
2,0
110 и более
3,2
2,5
Определение освещенности с помощью люксметра.
Определение горизонтальной освещенности на рабочем месте проводится с помощью люксметра (см. Тему № 4, приложение 2).Поскольку прибор проградуированный для измерения освещенности, создаваемой лампы накаливания, то для люминесцентных ламп дневного света (ЛД) вводят поправочный коэффициент 0,9; для ламп белого цвета (ЛБ) - 1,1; для ртутных (ЛДУ) - 1,2.
Если определение проводят днем, то сначала следует определить освещенность, созданную смешанным освещением (искусственным и естественным), затем при выключенном искусственном освещении. Разница между полученными данными и будет величина освещенности, созданной искусственным освещением.
Равномерность освещения определяют "Методом конверта" - измеряют освещенность в 5 точках помещения и оценивают путем расчета коэффициента неравномерности освещенности (отношение минимальной освещенности к максимальной в двух точках, удаленных друг от друга на расстояние 0,75 м, если определяют равномерность на рабочем месте, или на расстояние 5 м, если определяют равномерность освещения в помещении).
Расчет яркости рабочей поверхности осуществляют по формуле:
Допустимая яркость светильников общего освещения для жилых и общественных помещений приведена в таблице.
9.1. Методика выполнения работы, этапы выполнения.
План и организационная структура занятия
№ п / п
Основные этапы занятия, их функции и содержание
Учебные цели в уровнях усвоения
Методы контроля и обучения
Материалы методического заб.
Время в мину-нах
1.
Подготовительный этап:
1. Организационные мероприятия.
2.Постановка учебной цели.
3.Контроль исходного уровня знаний.
ИИИ
Тестовый контроль
устный опрос
Тесты III уровня.
Перечень вопросов для опроса.
2.
Основной этап:
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя:
1.Оциниты уровень искусственного освещения в помещении.
2.Определить необходимое количество светильников.
3.Оциниты равномерность ность освещения.
4.Зробиты вывод, дать рекомендации.
5.Розв "связать ситуационную задачу
ИИИ
Протокол лабораторной работы
Инструкция по выполнению лабораторной работы.
3.
Заключительный этап:
1. Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков.
2.Пидведення ито-ков, объявления оценок
3.Домашне задачи инструкция к выполнению
ИИИ
Структура и содержание занятия
Занятия практическое и проводится в учебных лабораториях, где окна затеняют темными шторами. После проверки исходного уровня знаний каждый студент получает индивидуальное задание, необходимые приборы и измеряет показатели искусственного освещения учебной лаборатории (по схеме, которая прилагается; см. Приложение 1). На основании полученных результатов студенты выполняют необходимые расчеты, заносят их в протокол, схематически зарисовывают люксметр, делают обоснованные выводы и рекомендации.На заключительном этапе занятия докладывают результаты своей работы. Конечный уровень знаний студентов контролируется путем опроса и проверки протоколов.