В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 3.3):
Таблица 3.3
Динамика доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель
2010 год
(отчет)
2011 год (закон)
проект
2012 год
2013 год
2014 год
Доходы, всего
8 305,4
10 303,4
10 627,8
11 687,6
12 645,5
в %% к ВВП
18,5
19,3
18,5
18,4
18,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы
3 830,7
5 228,2
4 942,2
5 228,6
5 444,3
в %% к ВВП
8,5
9,8
8,6
8,2
7,7
7,7
Ненефтегазовые доходы
4 474,7
5 075,2
5 685,6
6 458,9
7 201,2
в %% к ВВП
10,0
9,5
9,9
10,2
10,3
10,2
Доля в общем объеме доходов, %
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы
46,1
50,7
46,5
44,7
43,1
Ненефтегазовые доходы
53,9
49,3
53,5
55,3
56,9
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 3.4):
Таблица 3.4
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель
2011 год
(закон)
Прогноз
2012 год
2013 год
2014 год
Прирост к предыдущему году (расходы всего):
млрд. рублей
905,0
1 175,8
1 233,6
862,0
% (в номинальном выражении)
8,9
10,7
10,1
6,4
% (в реальном выражении)
2,3
4,4
4,4
1,4
Прирост к предыдущему году
(расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ):
млрд. рублей
905,0
939,4
1 194,4
1 137,6
% (в номинальном выражении)
8,9
8,5
10,0
8,6
% (в реальном выражении)
2,3
2,4
4,3
3,5
В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 3.5):
Таблица 3.5
Прогноз объема Резервного фонда
млрд. рублей
Показатель
2011 год
(закон)
2012 год
2013 год
2014 год
Объем Резервного фонда на начало года
775,2
1 408,1
1 568,2
1 618,9
%% к ВВП
1,5
2,4
2,5
2,3
Курсовая разница
-44,0
-3,9
-0,7
5,5
Пополнение (использование) средств Резервного фонда
676,9
164,0
51,4
-
Объем Резервного фонда на конец года
1 408,1
1 568,2
1 618,9
1 624,4
%% к ВВП
2,6
2,7
2,6
2,3
Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 3.6):
Таблица 3.6
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Показатель
2011 год
(закон)
2012 год
2013 год
2014 год
Объем Фонда национального благосостоянияна начало года
2 695,5
2 555,3
2 542,3
2 531,4
%% к ВВП
5,1
4,4
4,0
3,6
Поступления и курсовая разница
-135,2
-5,5
-0,9
29,9
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений)
-5,0
-7,5
-10,0
-10,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года
2 555,3
2 542,3
2 531,4
2 551,3
%% к ВВП
4,8
4,4
4,0
3,6
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах
648,5
550,7
474,0
472,6
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах
1 906,8
1 991,6
2 057,4
2 078,7
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3.7):
Таблица 3.7
Источники финансирования дефицита федерального бюджета