в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе:
а) удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прилагаемый к удостоверению талон;
б) регистрационный документ на транспортное средство (для транспортных средств Вооруженных Сил — технический талон), а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, — свидетельство о праве совместной собственности на это транспортное средство либо временный регистрационный талон;
в) в случае установки на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, в случае размещения рекламы — согласование, выдаваемое подразделениями Госавтоинспекции МВД;
г) в установленных законодательством случаях путевой лист и документы на перевозимый груз; на маршрутных транспортных средствах дополнительно — схему маршрута и расписание движения; на транспортных средствах, осуществляющих перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов, — разрешение на движение; на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, — технические условия на перевозку, свидетельство о допуске водителя и допуске транспортного средства к перевозке опасного груза и разрешение на дорожную перевозку;
Г) действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (кроме водителей транспортных средств Вооруженных Сил) в случае заключения такого договора.
Пунктом 24 ст. 6 Закона Украины «О страховании», введенного в действие постановлением Верховного Совета Украины от 7.03.96 г. № 85/96-ВР, определено, что «страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» относится к обязательному виду страхования. Введение страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц, а также их имуществу, должно содействовать укреплению экономической и социальной стабильности в обществе, поскольку потерпевшему лицу гарантируется получение страхового возмещения, а с владельца (водителя) снимается финансовый груз компенсации нанесенного ущерба.
Пунктом 9 ст. 7 Закона Украины от 4.10.2001 г. № 2725-III «О внесении изменений к Закону Украины «О страховании» к обязательным видам страхования отнесено «страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а п. 10 Кабинету Министров Украины предписывается обеспечить принятие нормативно-правовых актов для реализации этого Закона.
Приказ МВД Украины от 4.09.2000 г. № 610 «О мероприятиях по исполнению Постановлений Кабинета Министров Украины от 28.09.1996 г. № 1175 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 27.05.2000 г. № 842 «О внесении изменений и дополнений к некоторым постановлениям Кабинета Министров Украины» и от 18.08.2000 г. № 1276 «О внесении изменений и дополнений к постановлениям Кабинета Министров Украины от 7.09.1998 г. № 1388 и от 31.12.1993 г. № 1094» предписывает работникам Госавтоинспекции проводить разъяснительную работу о целесообразности заключения договоров обязательного страхования владельцев (водителей) транспортных средств. До внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части наличия у водителя действующего договора страхования водители к ответственности не привлекаются.
2.2. Владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее временный регистрационный талон, могут передавать в своем присутствии управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также лицу, обучающемуся вождению транспортного средства в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Положениями пункта оговорено, что право передавать управление транспортным средством имеет владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее временный регистрационный талон. На транспортных средствах юридических лиц, где владельцем транспортного средства является предприятие, управлять транспортным средством может только водитель, вписанный в путевой лист.
2.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:
а) перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состояние и комплектность транспортного средства, правильность размещения и крепления груза;
Технические требования допуска к эксплуатации механических транспортных средств изложены в разделе 31 этих Правил. В нем определен перечень неисправностей транспортных средств, с которыми их эксплуатация запрещается или ограничивается.
Учитывая, что транспортное средство является источником повышенной опасности и следовательно эксплуатация связана с его повышенной опасностью для участников дорожного движения, оно всегда должно быть в исправном состоянии. В случае невозможности выполнения этого требования эксплуатация транспортного средства не допускается до приведения его в исправное состояние.
Перед выездом в рейс водитель обязан:
— проверить комплектность транспортного средства, обратив внимание на наличие аптечки, огнетушителя, знака (фонаря) аварийной остановки;
— внешним осмотром убедиться в исправности шин, отсутствии подтекания топлива, масла и жидкостей из узлов и агрегатов транспортного средства. Особое внимание следует уделить проверке систем транспортного средства, от которых зависит безопасность движения, — тормозной системы, рулевого управления, приборов внешнего освещения и сигна лизации и т.п.;
— во время погрузки груза следить за сохранением устойчивости транспортного средства, с тем чтобы центр тяжести находился возле горизонтальной оси автомобиля и как можно ниже. Для предупреждения травмирования людей, если они перевозятся вместе с грузом, следует с особым вниманием отнестись к креплению груза. Во время погрузки также следует следить за тем, чтобы груз не ограничивал водителю обзорность, не закрывал приборов световой сигнализации, номерных и опознавательных знаков, т.е. чтобы выполнялись требования пп. 22.1 — 22.3 этих Правил.
б) быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления им в дороге;
При возникновении каких-либо неисправностей в пути водитель обязан принять меры к их устранению. В случае несоблюдения указанных требований дальнейшая эксплуатация транспортного средства может быть запрещена. При определенных неисправностях (изложенных в разделе 31 этих Правил) тормозной системы, рулевого управления и ходовой части транс-
портного средства, когда движение своим ходом невозможно или невозможно обеспечить безопасность движения, транспортное средство должно быть отбуксировано к месту ремонта или стоянки.
в) на автомобилях, оборудованных средствами пассивной безопасности (подголовники, ремни безопасности), пользоваться ими и не перевозить пассажиров не пристегнутых ремнями безопасности.
Разрешается не пристегиваться в населенных пунктах:
1) Лицу, обучающему вождению, если за рулем ученик;
2) Водителям-инвалидам;
3) Водителям и пассажирам оперативных и специальных транспортных средств и такси.
За пределами населенных пунктов разрешается не пристегиваться – только лицу обучающему вождению, если за рулем ученик.
г) во время движения на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутых мотошлемов.
Предусмотренная административная ответственность за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами (рис. 2.1) в первую очередь направлена на снижение риска тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях, а также воспитание у водителей осознанной необходимости заботиться о своей жизни и здоровье. Данное требование распространяется на всех водителей, за исключением перечисленных в этом пункте Правил, поскольку большинство из них вынуждены очень часто выходить из транспортного средства. Обеспечение выполнения пассажирами требований пользования ремнями безопасности и мотошлемами возложено на водителя.
Рис. 2.1. Использование ремней безопасности и мотошлемов.
2.4. По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:
а) передать для проверки документы, указанные в пункте 2.1;
Согласно Закону Украины «О милиции», основными задачами милиции являются предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений, быстрое и полное раскрытие преступлений, обеспечение безопасности дорожного движения. Возложенные на милицию задачи решаются в тесном взаимодействии с ее помощниками — внештатными сотрудниками и членами добровольных народных дружин, которые совместно с работниками милиции участвуют в охране общественного порядка.
Для выполнения работниками милиции возложенных на них обязанностей, в соответствии с действующим законодательством, им предоставлено право останавливать в необходимых случаях транспортные средства, проверять у водителей документы, перечень которых изложен в пункте 2.1 Правил. Усиливая правовое обеспечение милиции, действующее законодательство предусматривает повышенное наказание за невыполнение водителем требования об остановке вплоть до лишения его права на управление всеми видами транспортных средств на срок до 3-х лет.
б) дать возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
Обеспечение безопасности дорожного движения в полном объеме возможно при проведении профилактических мероприятий, связанных с осмотром транспортных средств. Именно они позволяют предотвращать дорожно-транспортные происшествия, вызванные неисправностями автотранспорта, а также раскрывать преступления, связанные с незаконным завладением транспортными средствами, перевозкой наркотических средств, оружия и т.п.
в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.
В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О милиции» и Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.97 г. № 341, работники Госавтоинспекции в случае наличия данных о том, что транспортное средство используется в противоправных целях, имеют право осматривать эти транспортные средства и проверять у водителей документы.
2.5. Водитель должен по требованию работника милиции пройти в установленном порядке медицинское освидетельствование для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токсических веществ.
Данное положение является формой правового обеспечения работников милиции в процессе определения способности водителей осуществлять безопасное управление транспортными средствами. В Украине действует Инструкция «О порядке направления граждан для освидетельствования на состояние опьянения в учреждениях здравоохранения и проведения освидетельствования с использованием технических средств» (утверждена совместным приказом Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 г. № 114/38-15-36-18). За отказ от прохождения медицинского освидетельствования водитель несет ответственность согласно действующему законодательству, равно как и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При задержании водителя, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или нахождения под воздействием наркотических или токсических веществ, он отстраняется от управления путем задержания транспортного средства.
2.6. По решению уполномоченного на то должностного лица Госавтоинспекции, при наличии на то оснований, водитель обязан пройти внеочередное медицинское освидетельствование с целью определения способности безопасно управлять транспортным средсвом и проверку знания настоящих Правил и навыков вождения.
Аналогично предыдущему данный пункт является реализацией норм действующего законодательства в сфере дорожного движения, предусматривающих проведение медицинского освидетельствования с целью определения способности водителей осуществлять безопасное управление транспортными средствами. Совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел от 25.06.2000 г. № 1241/345 «Об утверждении положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.08.2000 г. за № 435/ 4656, предусмотрено, что все водители должны один раз в три года проходить очередной медицинский осмотр для установления возможности безопасно управлять транспортными средствами. По решению медицинской комиссии эти сроки могут быть сокращены, если имеются противопоказания или ограничения по здоровью или возрасту. Если у водителя будет выявлено ухудшение состояния его здоровья, то по решению уполномоченного на это должностного лица Госавтоинспекции водитель обязан пройти внеочередной медицинский осмотр или, в необходимых случаях, проверку знания Правил и навыков вождения.
2.7. Водитель, кроме водителей транспортных средств дипломатических и иных представительств иностранных государств, международных организаций, оперативных и специальных транспортных средств, должен предоставлять транспортное средство:
а) работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;
Забота о пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях возлагается, прежде всего, на водителей — участников этого происшествия (п. 2.9 этих Правил). Однако и любой другой водитель независимо qt того, имел ли он какое-либо отношение к происшествию, обязан доставлять пострадавших в лечебное учреждение и, таким образом, оказывать помощь милиции и медработникам. Невыполнение этой гражданской обязанности в некоторых случаях может быть квалифицировано судом как преступление.
б) работникам милиции для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием правонарушителей, доставкой их в милицию, и для транспортировки поврежденных транспортных средств.
Примечания:
1. Для транспортировки поврежденных транспортных средств привлекаются только грузовые автомобили.
2. Лицо, воспользовавшееся транспортным средством, должно выдать справку или сделать запись в путевом листе с указанием пройденного расстояния, длительности поездки, своей фамилии, должности, номера удостоверения, полного наименования своего подразделения или организации.
Данное положение является реализацией пункта 26 ст. 11 Закона Украины «О милиции», касающегося прав ее сотрудников, а дополнительное их закрепление в Правилах способствует выполнению водителями их обязанности предоставлять транспортные средства в оговоренных Правилами случаях, а именно: для преследования правонарушителей, а также для транспортировки поврежденных транспортных средств. Во избежание конфликтов, связанных с выполнением требований этого подпункта, водитель вправе требовать от работников милиции предъявления удостоверения и оформления соответствующей справки или записи в путевом листе. Если удостоверение не предъявлено или цель поездки иная, — водитель вправе отказаться от предоставления транспортного средства.
При этом, согласно статье 16 Закона Украины «О дорожном движении», водитель транспортного средства имеет право на возмещение расходов в соответствии с действующим законодательством.
Водитель-инвалид, управляющий мотоколяской или автомобилем, обозначенным опознавательным знаком «Инвалид», может отступать от требований дорожных знаков 3.1, 3.2 и 3.35—3.38, а также знака 3.34 при наличии под ним таблички 7.18.
Указанные в пункте некоторые отступления от общих требований, предъявляемых к водителям, вызваны заботой об особой категории водителей — инвалидах (рис. 2.2). Однако право отступать от выполнения требований перечисленных в этом пункте Правил дорожных знаков не означает, что водители-инвалиды могут создавать своими действиями угрозу возникновения ДТП. В то же время не следует отождествлять исключения, предоставленные водителям-инвалидам, с правами водителей, не являющихся таковыми, но управляющих транспортными средствами с опознавательным знаком «Инвалид».
Рис. 2.2. Остановка транспортного средства с опознавательным знаком «Инвалид» в зоне действия знака «Остановка запрещена»: а — запрещена; б — разрешена.
2.9. Водителю запрещается:
а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо находясь под воздействием наркотических или токсических веществ;
В результате употребления алкогольных напитков и наркотических веществ снижаются внимание и реакция, нарушается координация действий водителя, резко возрастает вероятность ДТП. Ввиду этого действующее административное законодательство устанавливает наиболее строгую ответственность водителей, допустивших управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков, — лишение права на управление всеми видами транспортных средств сроком до 3-х лет. В случае повторного такого нарушения суд может применить к водителям-владельцам дополнительное наказание в виде возмездного изъятия транспортного средства. Порядок направления на освидетельствование и его проведения определен Инструкцией, утвержденной совместным приказом Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 г. № 114/38-15-36-18.
б) управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимание;
Данное положение закрепляет два признака (болезненное и утомленное состояние), исходя из которых водитель сам должен определить, что его состояние угрожает безопасности дорожного движения как для него, так и для других участников дорожного движения. Поэтому водителю запрещено дальнейшее управление транспортным средством, и в зависимости от конкретной обстановки он должен либо обратиться за медицинской помощью, либо отдохнуть.
в) управлять транспортным средством, не зарегистрированным в Госавтоинспекции, без номерного знака или талона о прохождении государственного технического осмотра;
Положение этого пункта Правил является формой реализации положений Закона Украины «О дорожном движении», в ст. 37 которого среди оснований для запрещения эксплуатации транспортного средства предусмотрены и перечисленные случаи. Нарушение этих требований при определенных обстоятельствах (например, превышен допускаемый Правилами срок для государственной регистрации и учета транспортных средств) влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
г) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстротуреакции и внимание;
За передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, владелец транспортного средства (водитель) несет такую же административную ответственность, как и за управление в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсических веществ. Поэтому прежде чем передать управление транспортным средством иному лицу, водитель должен убедиться, что оно не находится в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.
г) передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления им, если это не касается обучения вождению в соответствии с требованиями раздела 24 настоящих Правил;
Данный запрет относится в равной степени как к водителям индивидуальных транспортных средств, так и к водителям транспортных средств с иной формой собственности, за исключением случаев обучения вождению согласно требованиям Правил. Это запрещение распространяется также на передачу управления лицу, не вписанному в путевой (маршрутный) лист транспортного средства, принадлежащего государственному учреждению, предприятию, организации. Как и в предыдущих случаях, нарушение этого запрета влечет административную ответственность.
д) во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания).
Поскольку при пользовании средствами связи, держа их в руке во время движения, водитель управляет транспортным средством с помощью одной руки и при этом отвлекается от восприятия дорожной обстановки, что может привести к возникновению аварийной обстановки или даже дорожно-транспортному происшествию, введен запрет на пользование ими во время движения. Для обеспечения безопасности дорожного движения следует пользоваться устройством «свободные руки».
2.10. В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:
а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;
Причастными к дорожно-транспортному происшествию признаются участники дорожного движения, непосредственно принимавшие участие в происшествии или чьи действия привели к таковому. Это может быть водитель (пешеход, пассажир), нарушивший Правила и тем самым создавший аварийную ситуацию для других участников дорожного движения, в результате чего наступили последствия по признакам, установленным определением «дорожно-транспортное происшествие». За оставление места совершения ДТП водитель привлекается к административной, а при определенных обстоятельствах и к уголовной ответственности.
б) включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 9.10 настоящих Правил;
Правила регламентируют действия водителя, причастного к ДТП, в части обеспечения безопасности окружающих участников дорожного движения в районе места совершения происшествия, чем в первую очередь является оперативное информирование их о вынужденной остановке, поскольку отсутствие такой информации может привести к созданию заторов в дорожном движении или даже к другим дорожно-транспортным происшествиям. Для этого выставляется знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не менее 20 м от транспортного средства в населенных пунктах и 40 м — вне них.
в) не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отно шение к происшествию;
Важным обстоятельством, позволяющим определить причины ДТП, является фиксация транспортного средства и иных предметов, имеющих отношение к происшествию, в неизмененном положении после вынужденной остановки. Расположение транспортного средства и предметов (битое стекло, осыпавшаяся из-под подкрылков грязь и т.п.) по отношению к элементам дороги позволяет более объективно оценить динамику происшествия и его причины.
г) принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а если это невозможно, обратиться за помощью к присутствующим и отправить по страдавших в лечебное учреждение;
Объектом первоочередного внимания при ДТП являются пострадавшие. Им следует как можно быстрее оказать необходимую медицинскую помощь, с тем чтобы максимально снизить тяжесть последствий. В связи с этим большое значение приобретает обучение водителей оказанию первой доврачебной помощи при ДТП, а также оснащение транспортных средств аптечками для оказания первой медицинской помощи. Однако не всегда такая помощь может быть действенной, а эффективной может оказаться только квалифицированная (скорая медицинская или в лечебном учреждении) медицинская помощь. Если же вызвать «скорую помощь» по каким-либо причинам невозможно, следует обратиться к водителям других транспортных средств с просьбой доставить пострадавших в ближайшее медицинское учреждение. Желательно, чтобы водитель и транспорт, причастные к ДТП, в интересах объективного расследования оставались на месте происшествия.
г) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в подпункте г пункта 2.10 настоящих Правил, отвезти пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение своим транспортным средством, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или иного документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;
Данный подпункт Правил предоставляет возможность водителю покинуть место происшествия (предварительно обозначив на нем расположение транспортных средств и иных следов), если это вызвано необходимостью оказания пострадавшему неотложной медицинской помощи в условиях лечебного учреждения. Такая возможность предоставлена водителю с учетом того, что дорожно-транспортное происшествие может быть совершено вдали от дорог, где движение иных транспортных средств бывает крайне редким, а неоказание своевременной медицинской помощи пострадавшему может повлечь трагические последствия и быть расценено как преступление. Одним из обязательных условий при доставке пострадавшего в лечебное учреждение является предоставление там полных сведений о себе и своем транспортном средстве, после чего необходимо вернуться на место ДТП для оформления материалов работниками милиции.
д) сообщить о дорожно-транспортном происшествии в орган или подразделение милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия работников милиции;
Правила предусматривают обязательное информирование о ДТП органов милиции и фиксацию данных о его очевидцах. Сообщение о таком происшествии может быть сделано по телефону, с помощью проезжающих водителей и иным способом (работниками скорой медицинской помощи и т.п.). Наличие конкретных очевидцев позволяет более объективно установить обстоятельства происшествия. Лица, причастные к ДТП, должны на месте его совершения ожидать прибытия работников милиции.
е) принять все возможные меры для сохранения следов происшествия, ограждения их и организовать объезд места происшествия;
Немаловажным является принятие мер по сохранению следов происшествия, ограждению их (предметами, пометками краской, мелом, камнем) и организация объезда места происшествия. Необходимость фиксации следов ДТП вызвана не только обстоятельствами, требующими освобождения проезжей части, но и тем, что они могут быть уничтожены проезжающими транспортными средствами, смыты дождем или засыпаны снегом, что затруднит или даже снизит объективность установления и рассмотрения обстоятельств ДТП.
С) до проведения медицинского освидетельствования не употреблять без назначения медицинского работника алкоголя, наркотиков, а также лекарственные препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки).
В интересах объективности рассмотрения причин ДТП Правила категорически запрещают участникам происшествия употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества, а также медицинские препараты, изготовленные на их основе, до проведения медицинского освидетельствования.
2.11. Если вследствие дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших и не нанесен материальный ущерб третьим лицам, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть на ближайший пост Госавтоинспекции или в орган либо подразделение милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и поставив подписи под ней.
Третьими лицами считаются прочие участники дорожного движения, в силу обстоятельств оказавшиеся причастными к дорожно-транспортному происшествию.
Данное положение касается случаев, когда нет пострадавших, а водители определились между собой в том, кто виновен в его совершении. Однако для оформления ДТП и урегулирования возникших отношений между его участниками Правила предусматривают для участников происшествия возможность самостоятельно прибыть в подразделение Госавтоинспекции или милиции, предварительно составив и подписав схему происшествия. Соблюдение данного положения не может рассматриваться работниками ГАИ как неправомерное оставление места происшествия. Правила не предусматривают, чтобы схему подписывали очевидцы или понятые, однако если такие лица есть, их показания не будут лишними для установления объективности происшествия.
Рис. 2.3. Пример составления схемы дорожно-транспортного происшествия (способ перпендикуляров).
Составление схемы ДТП начинается с указания улицы или километра дороги в направлении ближайшего пересечения или населенного пункта. Начало осмотра и фиксации следов может быть выбрано, исходя из направления движения любого транспортного средства, которое указывается на схеме; затем наносится положение транспортных средств после остановки посредством замеров к их осям по отношению к одному из краев проезжей части; также наносятся следы торможения и другие следы, имеющие отношение к происшествию. Обязательно подлежат указанию размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного места контакта транспортных средств и на подходах к нему.
2.12. Владелец транспортного средства имеет право:
а) доверять в установленном порядке пользование и распоряжение транспортным средством иному лицу;
Положениями пункта отмечено, что владелец имеет право доверять пользоваться и распоряжаться транспортным средством иному лицу, оформив в установленном законом порядке доверенность, договор аренды или лизинга.
б) на возмещение расходов в случае предоставления транспортного средства работникам милиции и органу здравоохранения согласно пункту 2.7 настоящих Правил;
В соответствии со ст. 25 «Закона о милиции» работник милиции, исполняющий свои обязанности в пределах предоставленных полномочий и закона, не несет ответственности за причиненный ущерб. Такой ущерб возмещается за счет государства согласно Закону Украины «О дорожном движении» и другим нормативно-правовым актам.
в) на возмещение убытков, понесенных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 440 Гражданского кодекса Украины ущерб, причиненный лицу или имуществу гражданина, а также ущерб, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, которое причинило ущерб. Ст. 441 предусматривает, что организация должна возместить ущерб, нанесенный по вине ее работников во время исполнения ими своих служебных обязанностей.
Ст. 288 Уголовного кодекса Украины предусматривает за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, железнодорожных переездов, иных дорожных сооружений, если это повлекло причинение тяжких телесных повреждений или смерть, штраф до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до пяти лет.
2.13. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
а) мототранспортными средствами и мотоколясками — с 16-летнего возраста;
б) автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более восьми пассажиров), трамваями и троллейбусами — с 18-летнего возраста;
в) автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки более восьми пассажиров, — с 19-летнего возраста.
Возрастной ценз для управления транспортными средствами установлен согласно ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении».
2.14. Водитель имеет право:
а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам либо иным местам, где их движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с требованиями настоящих Правил;
б) доверять в установленном порядке управление частным транспортным средством иному лицу, имеющему при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, осуществляющим надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;
г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;
г) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения;
д) обжаловать действия работника милиции в случае нарушения им законодательства;
е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы либо когда иными средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.
Перечисленные в пункте права водителя транспортного средства, предусмотренные статьей 16 Закона Украины «О дорожном движении», одновременно являются обязанностями для других участников дорожного движения. Их реализация возможна лишь при условии знания этих прав всеми причастными к дорожному движению лицами.