Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советский плакат 20-50 гг



В годы советской власти руководством КПСС велась активная пропаганда коммунистического будущего, которое возводилось на культовый пьедестал. Работа велась по всем направлениям, её ход регулировался партией централизованно. Идеология марксизма-ленинизма активно внедрялась в массовое сознание всеми доступными средствами, от печатных материалов и плакатов до радио и, во второй половине XX века, телевидения. Однако характер и напор советской пропаганды изменялись по мере того, как история государства выходила на новый виток. Гражданам внушались не только постулаты о социальном равенстве и справедливости, здоровом образе жизни, акцент также делался и на патриотизм

Оружием пропаганды стали не только средства массовой информации - театральное, изобразительное искусство, а также литература - были сориентированы соответствующим образом. Сегодня мы имеем возможность оценить то культурное наследие, которое оставила после себя советская эпоха. Любое, даже самое незначительное произведение или публикация в годы СССР, несли в себе пропагандистскую нагрузку. Самым ярким и широко распространённым примером пропаганды того времени служат советские плакаты, которые были призваны в доступной форме доводить до массового сознания коммунистические идеи. После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. Даже художники одного или близких направлений оказались "по разные стороны баррикад". Так, В.В.Кандинский окончательно покинул Россию, а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию изобразительной формы К.С.Малевич считал себя "художником революции".

За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления /П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др./ Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Какие задачи в области культуры ставило и решало советское государство в послереволюционный период? Прежде всего, ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта /усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых/. В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 3/4 населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать" Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Плакат в Советском Союзе 1930-1950-х гг. являлся одним из эффективных средств воздействия на людей. Наряду с газетами и радио, он влиял на сознание и настроение человека, побуждал его к той или иной деятельности. Удачный зрительный образ в сочетании с кратким текстом-лозунгом доходили до сознания быстрее, чем газетная информация.

 

Выставка «Советский плакат 1930-1950-х гг.», на которой представлено около 50 плакатов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО», дает возможность показать основные пути развития искусства плаката, выделить основные темы, созвучные задачам, которые решало государство в те или иные годы: индустриализация страны (Караченцов П.Я. «На борьбу за уголь, чугун, сталь, машины». 1932); установка государственного контроля над сельским хозяйством (Каневский А.М. «Колхозник, рабочий совхоза, будь бдителен!», 1933, Караченцов Н. «Береги телят», 1934); борьба с немецкими захватчиками и трудовой подвиг тыла (Говорков В.И. «Славна богатырями земля наша», 1941, Долгоруков Н.А. «Врагу не будет пощады!», 1941, Кованько С., Литвишко И. «Слава героям Отечественной войны!», 1941, Аввакумов Н.М. «Больше металла – больше оружия!» и т.д.); восстановление разрушенной экономики (Иванов В.С. «Ты тоже будешь героем!», 1949).

Плакат кроме всего прочего отражал официальный взгляд на роль, задачи и обязанности человека в новом социалистическом обществе. Внимательный зритель отметит, что даже изображения детей, играющих в геологов (Караченцов Н. «Люби и изучай свою Родину», 1940), летчиков (Чудов Ю.Н. «И мы будем летчиками», 1951) несли в себе агитационный смысл – воспитание профессиональных кадров для тех или иных отраслей хозяйства.

С 1950-х гг. плакат постепенно начинает теснить другое средство массовой агитации и пропаганды – телевидение. «Золотой век» советского плаката завершился.

Сегодня советский плакат перестал быть оружием пропаганды. В России и за рубежом постоянно издаются тематические альбомы, проводятся выставки плаката, которые позволяют смотреть на него как на исторический источник и произведение искусства.

Илюстративная графика

Иллюстрация - вид книжной графики, ее основа. Иллюстрация в широком значении - это любое изображение, художественно поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Иллюстративная графика разнообразна. По характеру связи с литературным текстом иллюстрация может быть аллегорической, метафорической, ассоциативной, повествовательной, выражать эмоциональное состояние, подобно музыке. Здесь может открываться культурный пласт определенной исторической эпохи, таким образом, создается визуальный образ этой эпохи. Целью выставки « С художником по страницам любимых книг» является, прежде всего, популяризация иллюстративной графики и литературы, для которой, она предназначена; знакомство с наиболее известными художниками, работающими в этом виде творчества, их художественными приемами и техниками исполнения. Основу экспозиции составляют работы художников-графиков советского периода - народного художника СССР Евгения Кибрика, заслуженного художника РСФСР Анатолия Калашникова, члена Союза художников СССР Ольги Биантовской, заслуженного художника Российской Федерации Станислава Косенкова и др. Сюжетно-повествовательная графика Евгения Кибрика к роману Шарля де Костера “Легенда о Тиле Уленшпигеле” отсылает зрителя в мир средневековой культуры с ее характерными типажами и бытовыми подробностями. Найденные художником образы главных героев книги психологически достоверны и выразительны. Серию работ Анатолия Калашникова, по мотивам произведения Л. Н. Толстого “Война и мир”, отличает жесткий рубленый стиль, соответствующий духу войны. Иллюстративность в ней сведена до минимума. Это скорее аллегорические образы, отмечающие либо наиболее значимые события, либо исторических персонажей книги. В духе классицизма решена графическая серия Ольги Биантовской к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема Великой Отечественной войны ярко представлена в серии работ выдающегося художника-графика, Станислава Косенкова, к рассказу Е. Носова «Вино победы». Есть среди работ и графика тольяттинских художников, членов Союза Художников России, Анатолия Алехина и Георгия Голубицкого. Выставка знакомит посетителей с иллюстрацией в общем и книжной иллюстрацией в частности, дает представление о творчестве ведущих художников-графиков нашей страны.

Герц Кибрик (с 1920-х годов — Евгений) родился 8 (21) февраля 1906 года в Вознесенске (ныне Николаевской области Украины), в зажиточной еврейской семье — его отец, Адольф Гершевич Кибрик (ум. 1940), был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками.[3][4][5] В 1922 году переехал в Одессу, где поступил в художественный институт.

В 1925 году приехал в Ленинград, где познакомился с художником П. Н. Филоновым, став впоследствии его учеником. В 1926 году вошёл в основанный Филоновым коллектив «Мастера аналитического искусства» и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием учителя (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930).В 1942 году в Самарканде руководил графической мастерской Академии худоеств, в следующем году возвратился в Москву. Старшая сестра Е. Кибрика, учитель музыки Мария Кибрик (в замужестве Чацкая, 1903—1941), была расстреляна немцами во время акции уничтожения еврейского населения Макеевки.

Вёл большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом АХ СССР, в 1954 году утвердили в звании профессора МГАХИ имени В. И. Сурикова, с 1962 года — академик, член Президиума АХ СССР. В течение двадцати пяти лет (1953—1978) был профессором МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководил мастерской станковой графики, в которой стажировался ряд известных художников. Е. А. Кибрик умер 18 июля 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его работ — иллюстрации к «Борису Годунову» А. С. Пушкина, «Кола Брюньону» Р. Роллана (1935), «Легенде об Уленшпигеле…» Ш. де Костера, «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя (1943—1945).

Шмарино. Твтворческую деятельность художник начал в 1955 году. Его живописные картины, показанные на нескольких больших тематических выставках того времени, сразу были отмечены и зрителями, и художественной общественностью. Впоследствии основное внимание А.Д. Шмаринов уделяет графическому искусству – станковому и книжной иллюстрации. Он мастерски владеет различными графическими техниками – акварелью, литографией, линогравюрой, офортом и др. Главной темой его творчества является родная русская земля, ее неповторимая красота и очарование, ее героическая и многострадальная история. Большим успехом пользовалась созданная А.Д. Шмариновым в середине 1960-х годов серия монументальных гравюр «Камчатка», а уже следующая серия – «Герои русского народа ХIII–ХV веков» (линогравюра, 1968–1969) сегодня воспринимается как классика исторической графики России. Тема древней русской истории занимает большое место в творчестве художника: «Задонщина» (1977–1978, офорт), «На поле Куликовом» (1978–1979, цв.офорт), «Куликовская битва» (1979–1980, цв. литография) и др. Эти произведения насыщены событийной достоверностью, энергией передачи чувства причастности к эпохе становления Русского государства. А.Д. Шмаринов – один из знатоков старорусских текстов и летописей. Как составитель и книжный художник, он задумал и осуществил серию фундаментальных исторических сборников под девизом «Рассказы русских летописей и воинские повести ХIV–ХVI веков» («Кто с мечом», 1973, 1975; «На поле Куликовом», 1980; «Россия героическая», 1988). Эти издания отмечены многими отечественными и зарубежными наградами. Широкий резонанс в России и за ее пределами получила публицистическая серия «Сохраним нашу землю» (1982–1984).

С глубоким проникновением в текст и художественную стилистику Шмаринов иллюстрировал классический памятник грузинской литературы – поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1987), книгу М. Пришвина «Лесная капель» (1984) и др.

Последние годы А.Д. Шмаринов работает над серией станковых акварелей «Россия – любовь моя!». Художником создано более 160 работ, показанных на многих выставках в России и за рубежом. Работы этой серии имели широкий общественный резонанс и высокую зрительскую оценку. «Россия, самобытно-прекрасная, могучая в величественной необъятной шири, лирически-интимная в задушевной простоте, обрела в творчестве Алексея Шмаринова свое достойное воплощение. В камерном, казалось бы, искусстве акварели он сумел передать не только тонкие нюансы настроений русской природы, поэтическую гармонию красок России, но и ее мощь, ее размах, ее поистине богатырскую силу. Именно здесь – в теме России – нашел себя Алексей Шмаринов, патриот в самом лучшем смысле этого слова, художник, несущий миру образ своей прекрасной Родины...»

Кузьмин.

Родился 6 декабря (19 декабря по новому стилю) 1890 года в Сердобске Пензенской губернии.

В 1909 году самоучка из провинции послал свои рисунки в журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову и их напечатали.В 1910 году, окончив реальное училище, Кузьмин поехал в Петербург. По желанию родителей поступил в Политехнический институт, но это обучение показалось ему скучным. Много времени он проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств. Далее Кузьмин учился у И. Я. Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912—1914), у П. А. Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922—1924).

В 1914—1922 годах Кузьмин принимал участие в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, воевав в частях Красной Армии.

В конце 1920-х годов в Москве образовалась группа молодых художников — группа «13». Кузьмин стал одним из её организаторов. «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял свою позицию художник.В зрелом возрасте Кузьмин иллюстрировал русскую и западную классику («Актриса» Э. де Гонкура, 1933; «Театр» А. де Мюссе, 1934, и др.) и книги современных авторов, особенно охотно книги о жизни писателей — А С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Член МОССХа с 1938 года.В 1950-х годах его рисунки были посвящены рассказу Н. С. Лескова о тульском Левше, затем были «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1958), «Козьма Прутков» (1965), «Граф Нулин» (1957) и эпиграммы А. С. Пушкина (1979) и многое другое.Скончался 9 января 1987 года в Москве. Похоронен на 1 участке Ваганьковского кладбища[1].Н. В. Кузьмин — автор книг «Круг царя Соломона» (1964), «Давно и недавно» (1982), «Художник и книга» (1985) и других.[2] В архиве Н. В. Кузьмина, хранящемся в РГАЛИ, остались и неопубликованные рукописи.

Жена — художница Татьяна Маврина.

Награды Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937, за иллюстрации к «Евгению Онегину»).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).

Народный художник РСФСР (1972).

Александр Герасимов родился 19 (31 июля) 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова.В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.В 1925 году переехал в Москву, вступает в АХРР, преподаёт в Училище памяти 1905 года.В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета СХ СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

С 1947 года — член, в 1947—1957 годах — первый президент АХ СССР.

1951 год — доктор искусствоведения.

Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя(Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году.

19. вучетич скульптура- Воин-освободитель — монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

972-1981 В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор В. З. Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Ф. М. Согояном и В. П. Винайкиным, а также архитекторами В. Д. Елизаровым, Г. Кислым и Н. М. Фещенко.

«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград 1958—1967 По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Tюренковым; архитекторами: Я. Б. Белопольским, В. А. Дёминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров — Н. В. Никитин[9]

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать» (автор Е. В. Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.«Память поколений» — многофигурная композиция горельеф (длина — 17 м, ширина — 3 м, высота — 8 м).«Стоять насмерть» (высота — 16,5 м)Стены-руины (длина — 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).«Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4×1 м, высота скульптур — около 6 м).

Зал Воинской славы, с рукой, держащей горящий факел, посередине.Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота — 11 м).Все скульптуры комплекса, включая главную, изготовлены из бетона. Надо отметить, что моделью для фигуры "Родины-матери" послужила последняя супруга скульптора, Вера Дмитриевна Вучетича.

18. творчество кукрыниксов псевдоним творческого коллектива трех совместно работающих советских живописцев и графиков — Куприянова Михаила Васильевича (р. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. 1902), Соколова Николая Александровича (р. 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). Более 25 лет Кукрыниксы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, являя образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве. Кроме того, каждый из Кукрыниксов работает и индивидуально, создавая талантливые пейзажи, портреты, рисунки. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: «…; то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Творчество Кукрыниксов многообразно. Но самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Кукрыниксы бесспорно занимают ведущее место в области сатирического жанра в современном изобразительном искусстве. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 в студенческой стенной газете Вхутемаса. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». В 20-е гг. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними в 1931 посоветовал Кукрыниксам не ограничиваться литературными шаржами, а шире охватить жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 появляются их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др.). В 1936—37 Кукрыниксы исполняют карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы [«Превращение фрицев», «Долг платежом красен», «Потеряла я колечко», «Весенняя посевная» и др.]. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951, и мн. др.). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др.).

В 20-х гг. Кукрыниксы начали свою деятельность книжных иллюстраторов. В 1933 они иллюстрируют «Клима Самгина» Горького, в 1937 — произведения Н. В. Гоголя, в 1939 — М. Е. Салтыкова-Щедрина. Большое влияние на развитие творчества Кукрыниксов оказала их работа в 1940 над иллюстрациями на темы истории партии. В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46). За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. За эту работу и за политические карикатуры в 1950 Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих, их идейную чистоту и благородство. За эти иллюстрации и политические карикатуры 1950 года Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии в 1951. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др.) появились в 1932. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Глубоко патриотичное, народное искусство Кукрыниксов, развивающееся на основе метода социалистического реализма, служит делу коммунистического воспитания трудящихся. Кукрыниксы награждены орденами Отечественной войны и медалям

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.