Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества.
Модуль 11. Инвентаризация имущества и обязательств.
ВОПРОСЫ по теме Инвентаризация имущества и обязательств:
Нормативное регулирование инвентаризации
Особенности инвентаризации отдельных видов имущества
Порядок отражения результатов инвентаризации
ФЗ о бух.учете, постановление Госкомстата № 88.
Инветаризации бывают:
по обязательности проведения
а) обязательные
б) инициативные
2. по периодичности проведения
а) плановые
б) внеплановые
3. по степени охвата проверяемых объектов
а) полная
б) частичная
4. по методу проведения
а) натуральная – состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем взвешивания, обмера, подсчета.
б) документальная – состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его места нахождения и все финансовые обязательства. Кроме того производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся на ее бухгалтерском балансе. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению, по материально-ответственному лицу (МОЛ).
Основные цели:
- выявление фактического наличия имущества
- сопоставление фактического наличия с бухгалтерскими данными.
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно в след. случаях:
1) при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях предусмотренных законом.
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
3) при смене МОЛ (на день приемки-передачи дел)
4) при установлении фактов хищения или злоупотреблении, а также порчи ценностей.
5) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
6) при ликвидации, реорганизации Ю.Л. перед составлением ликвидационного, разделительного баланса и в других случаях, предусмотренных законом.
Общие правила проведения инвентаризации:
количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущественных и финансовых обязательств устанавливается руководителем организации.
для проведения в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (состав определяется руководителем организации).
в состав инвентаризационной комиссии включаются представители организации, работники бухгалтерской службы и др. (инженеры, техники). Отсутствие хотя бы 1 члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы.
мол дает расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, а все ценности, поступившие на их ответственность – оприходованы, выбывшие – списаны.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем подсчета, обмера.
!!! Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии МОЛ.
Если инвентаризация проводится в течении нескольких дней, то помещение, где хранятся МЦ, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества.
* Инвентаризация ОС.
1. до начала инвентаризации рекомендуется проверить:
- наличие и состав инвентарных карточек, инвентарной книги, описей и других регистров а/у.
- наличие и состав технических паспортов и другой технической документации.
- наличие документов на ОС, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
- при инвентаризации ОС комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические и эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы, другие объекты природных ресурсов.
* Инвентаризация НМА.
Необходимо проверить:
наличие документов, подтверждающих права организации на его использование.
правильность и своевременность отражения НМА в балансе.
* Инвентаризация ФВ.
Проверяются фактические затраты в цб и УК других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия цб устанавливается:
правильность оформления цб
реальная стоимость учтенных на балансе цб
сохранность цб
своевременность и полнота отражения в бу, полученных доходов по цб.
* Инвентаризация ТМЦ.
Должна производиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного мол, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается, и комиссия переходит в следующее помещение. Комиссия в присутствии заведующего складом и других мол проверяет фактическое наличие тмц путем обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания.
!!! Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов мол или по данным учета без проверки их фактического наличия.
* Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов.
При инвентаризации в организациях, занятых в промышленном производстве, наобходимо:
- определить фактическое наличие заделов (детали, узлы и т.д.) и незаконченных изобретений, находящихся в производстве.
- определить фактическую комплектность незавершенного производства.
- выявить остатки незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Сырье, материалы, покупаемые полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест и не подвергающиеся обработке, в опись НЗП не включается, а инвентаризуется и фиксируется в отдельных описях.
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, а также по каждому отдельному виду работ, конструкторским элементам и т.д.
При этом проверяется:
не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не попавшее под монтажные работы.
состояние законченных и временно-прекращенных строительных объектов.
* Инвентаризация ден.средств, ден.документов и бланков строгой отчетности.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, цб, и денежные документы.
Инвентаризация ден.средств, находящихся в банках на расчетно-валютных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, с данными выписок банков.
* Инвентаризация расчетов.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухучета.
Проверке должен быть подвергнут счет 60 по товарам оплаченным, но находящимся в пути и расчетам с поставщиками по неотфактуренным поставкам. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по ОТ, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
правильность расчетов с банками, налоговыми органами, внебюджетными фондами, др.организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельном балансе.
правильность и обоснованность числящейся в бухучете суммы задолженности по недостачам и хищениям.
правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской, депонентской задолженности.
Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.
Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухучета и данным инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостатков ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухучете.
Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются ПБУ в следующем порядке:
ОС, мц, ден.средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовый результат организации.
10/91
Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законом порядке, списывается по распоряжению руководителя на издержки производства.
20/10
Недостача мц, ден.средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства.
91/94 - списаны недостачи на издержки обращения, если виновные лица не были установлены.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица в отношении ТМЦ одного и того же наименования. О допущенной пересортице МОЛ представляет подробную объяснительную инвентаризационной комиссии, в том случае, когда при зачете недостач излишками стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются сверх норм естественной убыли.
94/10
Предложение о регулировании, выявленных при инвентаризации расхождениях, представляется на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель.