Обоснуйте место и время возникновения и развития барокко. Перечислите отличительные признаки барокко в живописи, скульптуре и архитектуре, назовите ведущих мастеров.
Дайте общую характеристику пяти основным национальным школам западноевропейского искусства 17 века, обоснуйте их различия, назовите выдающихся мастеров.
В 17 веке отчётливо обрисовался в своей самостоятельности характер каждой национальной культуры каждой страны. В рамках каждой национальности углубилась пропасть между правящими и бесправными. Это уже подготавливало вызревание «двух культур» в пределах одной национальной культуры. Усилилась регламентация искусства состороны государства и стремление правителей украсить власть пышными фасадами: отсюда развитие искусства официального – парадного, от которого значительно отличается «бюргерское» искусство той же страны. Католическая церковь в пылу контрреформации культивировала своё, что собственно и было искусством барокко, в узком смысле этого термина. Таким образом, общее восприятие мира в различных по социальному и национальному характеру направлениях давало и различные художественные результаты.
Италия : общ. устройство – мелкие раздробленные монархии ; религия – католицизм и иезуиты ; стили в искусстве – барокко в скульптуре и архитектуре, реализм, академизм, барокко в живописи; ведущие художники – Лоренцо Бернини, Караваджо
Фландрия: общ. устройство – испанское владычество; религия – католицизм; стили в искусстве – фламандское барокко; художник – Рубенс
Испания: общ. устр. – монархия; религия – католицизм и инквизиция; стили в иск – барокко и реализм; художники – Веласкес
Голландия: общ. устр. – буржуазная республика; религия – протестантизм и свободное вероисповедание; стили в иск – реализм; Хид – Рембрандт
Обоснуйте место и время возникновения и развития барокко. Перечислите отличительные признаки барокко в живописи, скульптуре и архитектуре, назовите ведущих мастеров.
Хотя Италия 17го века была унижена, ряд стран в результате Реформации отпал от католической церкви, Ватикан оставался всемирным центром католицизма и теократическое папское государство не щадило сил и средств на декорум. Строительство в Риме по размаху и богатству не уступало строительству французских Людовиков.
Ярче всего барокко проявилось в архитектуре. Церковь Иль Джезу (раннее барокко). Теперь формы набухают и сгущаются к центру, выпуклости становятся сильнее, а ниши глубже. Выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней, поверхность вибрирует. Волюты соединяют верхний и нижний ярусы (в барокко они иногда увеличивались до огромных размеров). Антаблемент раскрепован – почти непременный признак барочной постройки. Зодчий Барромини – чародей римского барокко. Церковь Сан Карло алле кварте фонтане : в плане приближается к ромбу с вогнутыми сторонами, фасад криволинеен, фигуры ангелов неведомо как держатся на стене и поддерживают овал с гербом (архитекторы барокко любили овал не меньше чем валюту, избегали прямых углов), углы срезаны и возле них 4 ск. группы с фонтанами. Церковь Сант Иво (внутр план в форме пчелы). Живописные светотенев. эффекты усиливались с помощью цв. мраморов, лепнины, скульптуры и живописи. Скульптура – теперь не порознь стоящие статуи , а главн. образом аллегорические группы из множества возбуждённых фигур. Фигура интересна не сама по себе а как элемент группы. Так же невозможно зрительно расчленить 10ки и сотни фигур написанные на плафонах. Общее впечатление безграничности, иллюзия прорыва в бесконечное небо (иллюзия – любимейший эффект барокко). Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается. Много театральности. Создана целая архитектура фонтанов, извлекая восхитительные эффекты из союза скульптуры с водой (не тонкие струи воды, а массивные водяные каскады). Фонтан Треви. Зрелищность – главная приманка католицизма. В искусстве проступает чувственность, «плотскость» и даже прямая эротика. Самый крупый худ. ит. барокко – Лоренцо Бернини: площадь перед собором Св. Петра с колоннадой, 2мя фонтанами и обелиском, множество скульптур и рельефов. «Экстаз Св. Терезы». Не живопись стремиться быть скульптурной, как в иск. Возрождения, а скульптура живописной. Его юношеские произведения – «Давид», «Апполон и Дафна».Барокко открыли мир в состоянии становления. В своихлучших портретах он наименее театрален – портрет Констанции Буонарелли.
Караваджо . Был беден, скитался, склонен к авантюризму, заводил связи с тёмны миром «барви» - ит. бандитов, сидел в тюрьмах. «Караваджисты» появились не только в Италии. Ему было свойственно стремление к «жанризму». Пишет, как будто рубит с плеча, энергичными массивами,крупными объёмами, резкими контрастами света и тени. «Обращение Св. Павла». Во всём вызов болонским академистам. Он не был склонен к размышлениям об устройстве мира, лбил всё не приукрашенное, настоящее, телесное, крепкое. Первый в европейском искусстве стал писать станковые натюрморты. «Призвание апостола Матфея». Искренняя любовь к людям из низов. «Мадонна пилигримов», «Успение мари». Свет всегда резкий, боковой, он ценит прелесть случайнстей, оптических неожиданностей, тела любит изображать в редких ракурсах. Креспи : цикл картин «Таинства».