Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии.
· Египетский бог - Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
· Египетская богиня - Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.
· Египетский бог - Гор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в короне.
· Египетский бог - Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
· Египетский бог - Ра: бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском.
· Египетский бог - Себек: бог воды и разлива Нила. Изображался в виде человека с головой крокодила.
· Египетская богиня - Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.
· Египетский бог - Хнум: бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.
· Египетская богиня - Маат: богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой.
· Египетский бог - Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
· Египетский бог - Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших.
· Египетский бог - Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
· Египетский бог - Бес: дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
· Египетская богиня - Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
· Египетский бог - Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших. Изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
· Египетский бог - Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.
· Египетский бог - Тот: бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.
· Египетская богиня - Сехмет: богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
· Египетский бог - Сет: бог пустыни и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран, бог землетрясений. Изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека.
Человек состоял из нескольких частей: Саху - духовное тело, Ху - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Хайбит - тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. После смерти физического тела Хат, единство нарушалось. Для того, чтобы воскреснуть в загробном царстве, необходимо было собрать все составляющие снова.
Духовный разум египтяне называли Ху. Буквально, это – «Просветлённый», «Блаженный». Ху считалась эфирным существом, т.е., по сути, той самой душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Она обитала в Саху, духовном теле человека, и имела вид сияющего, светящегося и неосязаемого контура тела.
Душа по верованию египтян состояла из:
1. Ба - душа человека и душа бога. Иногда Ба являлось синонимом слова «бог» и одновременно слова «душа». Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и Ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека Ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возвращаться к телу. Боги тоже имели свои души (Ба), а бог Ра - даже целых семь. Ба изображалась в виде птицы – ласточки с человеческой головой.
2. Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что бы Ка нашла там убежище. Иногда слово Ка переводят как «двойник» души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу. Ка изображали в образе человека, на голове которого помещены две поднятые, согнутые в локтях руки.
3. Отец и мать дают новорожденному имя - Рен. Имя - не просто набор звуков и слов; это - одна из душ человека. Имя важнее тела. Тело умрёт, но пока люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире. Погребальный саркофагиспользовался, чтобы сохранить имя и защищать его вечно.
4. Ах - слово, которое можно примерно перевести как «дух». Ахтакже являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.
5. Шу (Шуит, Хайбит) - это слово можно перевести как «тень». Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.
6. Аб – Сердце - являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Сердце – Аб - тесно связано с душой. Оно почиталось источником не только природной, естественной жизни человека, но и его моральных качеств. Поэтому сохранению сердца придавалось огромное значение, ибо на Суде оно представляло единственную часть тела, которая подвергалась специальной проверке. Отсюда Аб египтяне рассматривали как центр духовной жизни и мышления, а также как орган, в котором запечатлеваются пороки и добродетели. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина.
Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как «мумия» или точнее «священные останки».
В умах людей давно зародилась мысль о том, что душа человека не умирает. Но как способна она уцелеть, если разрушится плоть? И люди стремились продлить дни плоти, приютившей душу, предотвратить распад, высушивая, бальзамируя, мумифицируя умерших.
Согласно религиозным представлениям Древнего Египта сохранение всех компонентов человеческого существа необходимо для возрождения в загробной жизни. Если тело человека утрачено, то дух будет вечно находиться в его поисках. Чтобы сохранить тело существовали веками отработанные правила - обряды мумифицирования.
Вначале мумификация была привилегией только фараонов, но с течением времени распространилась на абсолютно всех людей, и даже на священных животных, живших при храмах.
Мумифицирование – сложный процесс. После изъятия внутренностей (кроме сердца) тело, омытое водами Нила, высушивалось, предварительно, будучи засыпанным, солью, после чего его набивали льняными тканями, пропитанными смолой и битумом. Далее тело обматывалось пеленами (бинтами) и клали на лицо золотую маску с портретными чертами умершего. Глаза и рот мумии оставались отрытыми.
Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Канопы, хранились в гробнице. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Канопы
Сердце оставалось в грудной клетке усопшего. Для египтян сердце было обителью души и вместилищем мысли. Когда покойный переступал порог загробного царства, его ждал суд Осириса. Суд Осириса — это церемония взвешивания души человека после окончания его земного существования. На этом суде подводился итог прожитой жизни и определялась дальнейшая судьба души. В подземном мире на весах, установленных в Чертоге Маат, взвешивалось сердце умершего. Сердце клали на левую чашу весов, перо богини справедливости Маат — на правую. Чтобы душа человека смогла вновь соединиться со светом и истиной и продолжить своё путешествие в вечности, сердце должно было оказаться легче пера Маат. Если оно было легко как перышко, умерший попадал в Край Блаженных. Если сердце обременяли грехи, покойного пожирало чудовище с головой крокодила, торсом льва и задом бегемота.