Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях прибегают к их классификации: нормативные правовые акты подразделяют на группы по какому-либо признаку.
По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии, т.е. соподчиненности:
Конституция Республики Беларусь;
международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;
законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы);
постановления палат Парламента;
постановления Правительства;
постановления Национального банка;
акты министерств;
акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня);
акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня);
10) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты.
По системе трудового права нормативные правовые акты подразделяют на относящиеся: как к Общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь)
лишь к определенным институтам Особенной части (например, Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»1); О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-3, с изм. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 191-3, 1 ноября 2007 г. № 280-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 94. 2/1222; 2007. № 3. 2/1288, № 264. 2/1377.
к нескольким институтам Особенной части (например, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»2). О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3, с изм. и доп. от 29 июня 2004 г. № 304-3, 16 мая 2006 г. № 111-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208.
По форме акты делятся на законы, декреты, указы, постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.
По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.
По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты.
Виды источников трудового права
Статьей 7 ТК установлено, что источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
Конституция Республики Беларусь;
Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;
коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;
трудовые договоры.
1. Основополагающий источник - Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней.
В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др.
Стаьей 8 Конституции установлено, что наша страна признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции.
Основными субъектами, устанавливающими международные стандарты по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 г., объединяет 175 государств (Республика Беларусь входит с 1954 г.). Она является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе по вопросам трудовых и связанных с ними отношений.
Международная организация труда осуществляет свою деятельность через три основных органа:
Международную конфедерацию труда (высший орган);
Административный совет (исполнительный орган);
Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которую осуществляет организация).
Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.
Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (например, Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние договоры.
Важнейшими международно-правовыми актами, устанавливающими международные стандарты по регулированию труда, являются:
♦ Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Международный пакт о гражданских и политических правах;
♦ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др.
В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято подразделять на следующие группы:
по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда;
по обеспечению занятости, защите от безработицы;
по регулированию условий труда;
по технике безопасности и производственной санитарии;
по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
по регулированию труда отдельных категорий работников; по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств.
Международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних договорах и соглашениях, участницей которых является Республика Беларусь. Например: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь (ратифицировано Республикой Беларусь 17 октября 1994 г.), Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством
Республики Армении о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств (ратифицировано 14 мая 2001 г.).
2. Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Наряду с Конституцией Трудовой кодекс является основным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми (ст. 4 ТК). ТК состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитывающих 468 статей.
Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь. Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие акты законодательства.
Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах»2 и др.)- О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХН: в ред. от 14 января 2000 г. № 371-3, с изм. и доп. от 14 июля 2000 г. № 416-3, 10 мая 2007 г. № 226-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23. 2/146, № 69. 2/191, 2007. № 119. 2/1322.
Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь -декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусьи не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь.
Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития.
В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства.
Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу).
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.
3. В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации.
4. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.
Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени, по кругу лиц
Действие нормативных правовых актов в пространстве. Нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов распространяются на всю территорию Республики Беларусь; органов местного управления и самоуправления - на соответствующую территорию Республики Беларусь, локальные нормативные правовые акты о труде распространяются лишь в пределах конкретной организации.