Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные пути и направления совершенствования юридической практики



 

Важная задача современной науки — определение основных направлений и путей совершенствования юридической практики.

Исследование природы, структуры и функций юридической практики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно улучшать. Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового, земельного и финансового законодательства.

Изменения в механизме правового регулирования, расширение договорных отношений. Между различными субъектами права, сферы правовой саморегуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области — к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчества, пересмотру всего ныне действующего; законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права.[14]

Необходимо, чтобы в законах и других нормативно-правовых актах находили наиболее полное отражение идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, равенства и безопасности, господства права и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, профессионализма и оперативности, плановости и непрерывности, стабильности и др.

Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и духовной среды в целом требуют повышения темпов законодательной деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане подлежат существенной критике. Опыт правотворческой и правоприменительной деятельности показывает, что некачественные и противоречивые законы подрывают авторитет издавшего их органа и 'всего законодательства, негативно влияют на экономику и другие сферы общественной жизни, порождают правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственных инструкций, которые сводят на нет суть основного акта.

Становится очевидным, что процесс подготовки, принятия и опубликования нормативных актов необходимо обеспечивать мерами материального, организационного, кадрового, научного и иного характера. Издание любого федерального закона или подзаконного акта нужно "увязывать" с бюджетом государства.

Следует организовать в стране высокоэффективную право-внедренческую деятельность, своеобразный "сервис" после издания актов: содержание принятых нормативных актов должно широко освещаться в средствах массовой информации, весьма полезно давать их официальное и доктринальное разъяснения, проводить социологические измерения знаний нормативно-правовых предписаний и оптимальности их реализации, проводить глубокое и всестороннее обобщение материалов правоприменительной практики и т. п.

На федеральном уровне, а также на уровне всех субъектов Федерации следует разработать и скоординировать их правотворческую стратегию, обеспечить четкое планирование и прогнозирование всего законотворчества на достаточно длительную перспективу. Необходимо дальше совершенствовать юридическую технику, тактику и методику всех типов (видов, подвидов) правотворческой практики. В современных условиях больше внимания следует уделять экономической и социальной, экологической и демографической, правообеспечительной и компенсационной, контрольной и другим важнейшим ее функциям, а также четкости и ясности принимаемых правотворческих решений.

Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т. е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, учету, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и других).|Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе. Глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, интенсификация правотворческой деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по всем основным отраслям и институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприменительной и праворазъяснительной практики. Необходимо внедрять в правовую систему компьютерную технику, организовывать банки разнообразной юридической информации, российской и региональных справочно-информационных правовых служб, создавать единую систему учета, инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства и т. п.

Если определить главные, стратегические направления в области правоприменителъной практики, то они сводятся к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению экономической безопасности и общественного порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью.

Скорейшей реализации требует судебно-правовая реформа, дальнейшего совершенствования — конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводства.

Важными представляются пробелы укрепления законности и правопорядка, искоренение формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их организационной структуры, материально-технического и финансового обеспечения. Особенно актуальны вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.

Необходимо повысить эффективность деятельности прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов.

Так же, как и в отношении суда, в законе о прокуратуре нужно определить конкретные меры юридической ответственности за вмешательство в деятельность прокуратуры, игнорирование выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия на нарушителей закона. Повышение авторитета прокуратуры будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.

Пути совершенствования правореализационной практики граждан выражаются в формировании у них осознанного уважения к праву и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав.[15]

Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.

 


Заключение

 

В работе рассмотрены вопросы юридической практики, как одного из разделов науки теории государства и права. Ещё раз стоит напомнить, что теория государства и права является основой всего пласта юридических наук. Без глубокого понимания её положений невозможно понимания положений других юридических наук.

Раздел юридической практики изучает право в динамике, его действие. Поэтому это очень важная тема, без понимания которого невозможна деятельность ни одного юриста.

К сожалению, множество субъектов юридической практики не имеют достаточной теоретической подготовки. Это касается как законодателей, так и правоприменителей. Поэтому у нас рождаются законы, которые не закрывают всех пробелов в праве. А как известно, где кончается действие права, там начинаются криминальные разборки. Подобных примеров в российском законодательстве можно привести множество.

Недостаточность теоретической подготовки правоприменителей ведёт к нарушению прав человека и гражданина. Это в первую очередь касается сотрудников органов внутренних дел.

Данные факты подрывают веру людей в справедливость права, подрывают авторитет государственной власти, что, в свою очередь, подрывает устои демократического общества.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета. 1993г. 25 декабря

2. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2006

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

4. Комарова В.В. Актуальные вопросы юридической практики.// Право и жизнь. 2006№ 7-С.45-49

5. Крусс В. И.Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право.-2005.-N 2. - С. 2-7.

6. Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.

7. Нерсесянц В. С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 2006

8. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2005

9. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 2006

10. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А. С. М.,2005

11. Право и власть. М., 1990.

12. Слово о науке. Книга 1. М.1976

13. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2006

14. Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2006

15. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 2005

16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.,2005.

17. Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 2005

 


[1] Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2006.- С.45

[2] Слово о науке. Кн. 1 М. 1976.- С.23

[3] Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2006.- С.68

[4] Крусс В. И.Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право.-2005.-N 2. - С. 2

[5] Право и власть. М., 2005.- С.34

 

[6] Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2006.-С.132

[7] Комарова В.В. Актуальные вопросы юридической практики.// Право и жизнь. 2006.№ 7-С.46

[8] Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2006.- С. 41

[9] Комарова В.В. Актуальные вопросы юридической практики.// Право и жизнь. 2006.№ 7-С.47

[10] Слово о науке. Кн.1., М. 1976.- С.78

[11] Слово о науке. Кн. 1. М., 1976.- С.114

 

[12] Слово о науке. Кн. 1. М, 1976.-С.193.

[13] Слово о науке. Кн. 1. М., 1976.-С. 96.

 

[14] Комарова В.В. Актуальные вопросы юридической практики.// Право и жизнь. 2006.№ 7-С.48

 

[15] Комарова В.В. Актуальные вопросы юридической практики.// Право и жизнь. 2006.№ 7-С.48

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.