Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Матвеев Павел Евлампиевич



 

Этика

основы общей теории морали

 

Курс лекций

Часть первая

 

 

Редактор А.П. Володина

Корректор И.А. Арефьева

Компьютерная верстка и дизайн обложки И.П. Матвеев

 

ЛР № 020275 от 13.11.96. Подписано в печать 27.05.02

Формат 60х84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Таймс.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,02. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 100 экз.

Заказ 227-2002

Редакционно-издательский комплекс

Владимирского государственного университета.

 

600000, Владимир, ул. Горького, 87.

 


[1] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. - С. 661.

[2] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 4. Ч. 1 - С. 454.

[3] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[4] См.: Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т. 4; Аристотель. Никомахова этика. Там же.

[5] См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Философские произведения. – М., 1990.

[6] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[7] Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. – С. 34.

[8] См.: Лоренц К. Агрессия. - М., 1994; Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[9] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

[10] См.: Ayer A.J., Language, Truth and Logic. Harmondsworth, Penguin, 1982.

[11] См.: Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии. – 1991. - № 1.

[12] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: В 2 т. - М., 1994. - Т.1. - С. 7.

[13] См.: Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты // Творения святителя Игнатия Брянчанинова: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1 - 2; Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве // Творения св. Тихона Задонского: В 5 т. - Изд. Псково-Печорского монастыря. – 1994. – Т. 2 - 3; Св. Феофан Затворник. Указ. соч. - Т. 1 - 2; Арх. Платон. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

[14] Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). – М., 1995. – С. 447.

[15] См.: Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 7.

[16] См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. – С. 26 - 28.

[17] Ожегов С.И. и. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1993. - С. 433.

[18] См.: Марксистская этика. - М., 1986. – Гл. 1, 4.

[19] Лоренц К. Указ. соч. - С. 36.

[20] Там же. С. 32.

[21] Там же. С. 38.

[22] Там же. С. 45.

[23] См.: В.П. Эфроимсон. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[24] Лоренц К. Указ.соч. – С. 258.

[25] Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопр. философии. - 1992. - № 10. См., также: Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопр. философии. - 1994. - № 3; Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопр. философии. - 1994. - № 3 и др.

[26] О христианско-православной точке зрения на проблемы биоэтики см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[27] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 68. В данной книге Дж. Муром даётся очень содержательный критический анализ натуралистической этики, в том числе гедонизму и эвдемонизму. – Гл. 2, 3.

[28] Мф. 10, 22.

[29] Суть этой дилеммы в следующем. Представим себе двух узников, которых допрашивает по одиночке прокурор. Они знают, что если оба сознаются в совершении преступления, то получат по 5 лет заключения. Если оба не сознаются, то по 1 году каждый. Но если кто-то один сознается, а другой – нет, то сознавшийся будет освобождён, несознавшийся осужден на 10 лет:

 

 

Первый узник Второй узник
непризнание признание
непризнание 1 : 1 10 : 0
признание 0 : 10 5 : 5

Наиболее рациональное решение для обоих – это не признаться. Но практически всякий в такой ситуации признаётся, и оба получают по пять лет, т.е. выбирают худший для обоих результат. Это объясняется недоверием их друг другу, отсутствием гаранта их возможного договора. – См. о дилемме узника также: Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995. – С. 291 – 291; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.. Этика. – М., 1998. – С. 405 – 409.

[30] Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. Т. 1. - С. 241.

[31] Там же. С. 244.

[32] Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. – 1991.- № 1. – С. 40.

[33] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 32.

[34] Рим. 2, 14-15.

[35] Рим. 7, 14-15.

[36] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. IV.2. // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[37] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. Ч. 1. – С. 413.

[38] См.: Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990; Он же. Основной инстинкт. – М., 1997; Он же. Толкование сновидений. – М.,1998 и др.

[39] См.: Фромм Эрих. Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994 и др.

[40] Фрейд З. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт – М., 1997. – С. 358.

[41] См.: Достоевский Ф.М.. «Записки из подполья», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

[42] Прот. А. Мень. История религии: В 7 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 139.

[43] Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.

[44] См.: Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.

[45] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 101.

[46] Там же. С. 101.

[47] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 72.

[48] См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 76 - 78.

[49] См.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974.

[50] См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

[51] См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. – М.. 1993. – Т. 1 - 2.

[52] Мф. 5, 44.

[53] Мф. 22, 35 - 40.

[54] В данной схеме использованы идеи Дж. Ролза при его классификации принципов. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. - С. 103 - 108.

[55] См.: Христианство // Энцикл. слов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 41.

[56] Полный православный энциклопедический словарь. - М., 1992. - Т. 1. - С. 68.

[57] См. Журнал Московской патриархии. – 1971. - № 6.- С. 5 - 7; Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июля 1971 года: Документы, материалы, хроника.- М., 1972. - С. 129-131.

[58] См. об этом, например: Синицына Н.В. К истории русского раскола XVII века // Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. Приложение.

[59] Журнал Московской патриархии. – 1988. - № 8. - С. 14.

[60] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч. 1. // Творения иже во св. Отца нашего Феофана Затворника. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря и изд-во Паломник. –1994. - Т. 1. – С. 90.

[61] Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С 307 - 308.

[62] Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. - М., 1993. - С. 319.

[63] Там же. С. 319.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.