№
| Тема
| План
| Методическое обеспечение
|
| Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг» (36 час)
|
1.1
| ОК 3. З1.У 1. В1.
|
1.2
| Содержание раздела. Понятие «система образования». Законы России о сущности и составных частях понятия «система образования». «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина. Образование как приоритетная отрасль экономики. Экономические функции образования. Отраслевая структура системы образования. Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Система органов управления образованием и её уровни. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Оптимизация административных и экономических методов управления. Образовательные услуги как товар и их особенности. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Сектора рынка, виды платных услуг в образовании; цена услуг образования.
|
1.3
| План лекционного курса
|
1.3.1
| Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура»
| 1. Образование как отрасль.
2. Роль образования в экономике.
3. Вклад образования в занятость.
4. Вклад образования с подготовку рабочих кадров.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
1.3.2
| Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования»
| 1. Аппарат управления в системе образования.
2. Уровни образования.
3. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
1.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
1.4.1
| Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура»
| 5. Образование как отрасль.
6. Роль образования в экономике.
7. Вклад образования в занятость.
8. Вклад образования с подготовку рабочих кадров.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
1.4.2
| Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования»
| 4. Аппарат управления в системе образования.
5. Уровни образования.
6. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
1.6.
| Самостоятельная работа
|
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
| Тема 1. Образование как отрасль национальной экономики и его структура.
Представить материал по вкладу системы образования в ВВП, занятость РФ.
3. балла
Система образования РФ. Уровни системы образования.
5 баллов
Тема 2. Управление и маркетинг в системе образования.
Основные направления маркетинговой деятельности в системе образования.
7 баллов
| Обзор материалов по нормативному регулированию экономической деятельности в образовании РФ – 3.
Изучение локального нормативного обеспечения образовательного процесса – 3.
Формирование устава ОУ – 5.
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3)
| тест
|
| Раздел 2 Доходы и расходы в системе образования (49 часов)
|
2.1
| ОК 3. З 1. У 1. В 1.
|
2.2
| Содержание раздела. Источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования. Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности. Особенности налогообложения в сфере образования. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация. Особенности распоряжения бюджетными средствами. Труд работников образования и его особенности. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда. Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Новая система оплаты труда в системе образования (НСОТ) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования. Методы мотивации и стимулирования труда. Власть, влияние и партнерство в образовании. Управление конфликтом в образовательном учреждении. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом. Основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы.
|
2.3
| План лекционного курса
|
2.3.1
| Тема 1«Финансирование системы образования и его источники»
| 1. Понятие финансирования.
2. Источники финансирования образовательных учреждений.
3. Внебюджетное финансирование учреждений.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
2.3.2
| Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования»
| 1. Новая система оплаты труда в образовании.
2. ПКГ и КУ в образовании.
3. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании..
4. Эффективный контракт.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
2.3.3.
| Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений»
| 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения.
2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
2.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
2.4.1
| Тема 1«Финансирование системы образования и его источники»
| 4. Понятие финансирования.
5. Источники финансирования образовательных учреждений.
6. Внебюджетное финансирование учреждений.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
2.4.2
| Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования»
| 5. Новая система оплаты труда в образовании.
6. ПКГ и КУ в образовании.
7. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании..
8. Эффективный контракт.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
2.4.3.
| Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений»
| 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения.
2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения.
| Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
|
| 2.5. Самостоятельная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Тема 1. Финансирование системы образования и его источники
Построить таблицу по источникам и формам финансирования образовательного учреждения.
1 балл
Тема 2. Материально-техническая база образовательных учреждений.
Сформировать таблицу по основам закупок для нужд образовательных учреждений
3 балла
| Изучение Состава и структуры имущественного комплекса образовательного учреждения – 3
Расчет заработной платы педагога – 3.
Формирование штатного расписания образовательного учреждения. Расчет штатов. – 5 балов.
|
2.5.
| Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3)
| Решение задачи
|
| | | | | | | | | |
Максимальное количество баллов по дисциплине 27 (задания инвариантной части) + 20 (выступления на практических занятиях) = 47 баллов