1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету «Основы дирижирования» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Занятия по предмету «Основы дирижирования» в старших классах помогают ярче раскрыть творческую индивидуальность учащегося, расширить его музыкальный кругозор и познакомить с профессией «дирижер хорового коллектива».
В программу входят исторические сведения о хоровом исполнительстве, сведения о великих хоровых дирижерах и лучших хоровых коллективах. Рассматриваются некоторые вопросы хороведения, анализ задач, стоящих перед дирижером как исполнителем, в задачу предмета входит обучение работе с хоровыми партитурами, а также практические занятия по технике дирижирования, направленными на овладение необходимыми умениями и навыками в применении дирижерского жеста.
2. Срок реализации учебного предмета «Основы дирижирования» Данный предмет рекомендуется реализовывать в 7-8 классах. В
соответствии с ФГТ на предмет «Основы дирижирования» отводится 25 часов. В 9 классе для учащихся, поступающих в профессиональные учебные заведения на предмет «Основы дирижирования» предусмотрено 33 аудиторных часа.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Основы дирижирования»:
Таблица 1
Срок обучения/классы
8 лет (7-8 класс)
9 класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, продолжительность академического часа может составлять 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хорового дирижирования, а также их подготовка к поступлению в средние или высшие учебные заведения. Задачи:
1.Ознакомить учащегося с лучшими образцами хоровой музыки, выдающимися дирижерами и хоровыми коллективами.
2.Воспитать интерес к хоровому искусству.
З.Дать необходимые теоретические знания по технике дирижирования.
4.Выработать технические и исполнительские навыки дирижирования хоровым коллективом.
5.Научить анализировать хоровые партитуры. 6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией. Обязательно наличие рояля или фортепиано, а также дирижерского пульта.
Библиотека должна включать в себя достаточное количество нотных хоровых изданий, необходимых для занятий по дирижированию (хрестоматии по дирижированию, клавиры), а также справочно-
библиографическую литературу, необходимую для подготовки учащихся к занятиям.
Учебные аудитории для занятий по дирижированию должны быть оснащены звукотехническим оборудованием (аудио и видео аппаратурой), так как при проведении занятий желательно прослушивание видеозаписей с выступлениями выдающихся хоровых дирижеров. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся, а также вызывает интерес к профессии дирижера.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета «Основы дирижирования», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
0,5
0,5
Количество часов на аудиторныезанятия в неделю
Общее количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные
занятия в неделю
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
Максимальное
количество часов занятий в неделю
1,5
1,5
Общее максимальное количество часов по годам
Общее максимальное количество часов на весь период обучения
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.