Исполнение бюджета предполагает полное и своевременное поступление всех предусмотренных доходов и финансирование всех запланированных расходов. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 215) устанавливает казначейское исполнение бюджетов. Соответственно, муниципальное образование должно либо создать муниципальное казначейство, либо заключить соглашение о кассовом обслуживании местного бюджета органами федерального или регионального казначейства или казначейства иного муниципального образования. Обслуживание исполнения бюджетов городских и сельских поселений может осуществляться казначейством, обслуживающим бюджет соответствующего муниципального района.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 218) исполнение бюджета по доходам предусматривает следующие операции: а) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; в) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; г) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 219) также закрепляет следующие основные этапы исполнения бюджета по расходам:
1) составление и утверждение бюджетной росписи;
2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
В данном случае под бюджетным обязательством понимается признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств местного бюджета в течение определенного срока (БК РФ, ст. 222). Бюджетные обязательства органов местного самоуправления возникают в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и со сводной бюджетной росписью.
Согласно Закону 2003 г. и Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 215.1) исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией. В этой связи на исполнительные органы местного самоуправления возлагаются следующие функции: 1) организация исполнения местного бюджета; 2) исполнение местного бюджета; 3) управление счетами местного бюджета и бюджетными средствами. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган местной администрации.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Под кассовым обслуживанием исполнения бюджета Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 6) понимает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 216) устанавливает принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Исполнение местного бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи. Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) приводит следующее определение: бюджетная роспись - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств с функциональной и экономической классификациями расходов в соответствии с поквартальной разбивкой и представляется в исполнительный орган в течение 10 дней со дня утверждения бюджета (БК РФ, ст. 217).