Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:
Государственную бюджетную систему;
Внебюджетные специальные фонды;
Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
Фонды страхования (имущественного и личного);
Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.
Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:
Бюджетные фонды (БФ).
Внебюджетные фонды ВБФ.
Децентрализованные Фонды (ДФ).
Страховые фонды.
Государственный и муниципальный кредит.
Валютно-денежная система (ВДС).
Финансы предприятий различных форм собственности.
Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в ней. В этих отношениях участвуют 4 субъекта: 1. государство 2. регион, находящийся на самоуправлении 3. хозяйствующий субъект 4. гражданин
Государственные финансы – система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Задача государственных финансов – концентрация финансовых ресурсов и направление их на финансирование общегосударственных нужд.
1. Государственные финансы выражают денежные отношения, которые возникают при финансировании отдельных регионов, при взыскании налогов в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды.
2. Территориальные финансы – система денежных отношений по формированию и расходованию территориальных финансовых ресурсов и направление их на экономическое и социальное развитие региона; формируются за счет налогов, сборов, займов, местных займов и др. Территориальные финансы выражают денежные отношения, которые возникают: a. при получении финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации; b. при взимании налогов и сборов территориального бюджета и внебюджетных фондов с хозяйствующих субъектов и граждан; c. при финансировании расходов на экономическую и социальную политику для граждан, находящихся на данной территории.
3. Финансы хозяйствующих субъектов – система денежных отношений, связанных с формированием и использованием капиталов и доходов в процессе кругооборота денежных средств в виде различных денежных потоков при участии предприятий, организаций и учреждений. Задача финансовых субъектов – формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежных потоков в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли и обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов выражают денежные отношения, которые возникают: a. при выплате дивидендов и доходов по ценным бумагам; b. при выплате зарплаты и премий гражданам; c. при уплате налогов и сборов в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды.
4. Финансы граждан – система денежных отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов граждан из всех источников их дохода и расходование денежных средств на необходимые нужды. Задачей финансов граждан является формирование доходов, использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание специфического финансового портфеля. Возникновение финансов граждан РФ вызвано: a. возможностью граждан получать денежное вознаграждение за свою рабочую силу, интеллектуальные способности; b. возникновением индивидуальных предпринимателей; c. с развитием в РФ рынка ценных бумаг.
Финансовая система
Финансовая система: понятие, состав
Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.
Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:
· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
· Единстве и взаимодействии подсистем;
· Наличии специального обслуживающего аппарата;
· Наличии собственной финансовой базы.
Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.
В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.
1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.
2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
· фонды страхования: государственного, частного;
· финансы домохозяйств.
Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.
Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.
Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.
3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):
· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.
4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная структура включает:
· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
· главные управления Банка России субъектов Федерации;
· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
· комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
· управления (департаменты, отделы) финансов;
· аппарат Департамента контроля Минфина России;
· городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
· городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
· городские (районные) налоговые службы;
· счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
· городскую (районную) таможню.
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.
Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:
· государственный бюджет;
· государственные внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· фонд страхования;
· фондовый рынок;
· финансово-кредитную систему;
· финансы предприятий различных форм собственности.
Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений – финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.
Каждая финансовая сфера управляется специальными финансовыми институтами, к которым относится государственный финансовый аппарат (Министерство финансов РФ и его финансовые органы на местах; Министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет РФ и таможни) и финансово-бухгалтерская служба хозяйствующих субъектов.
В процессе развития и усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий к финансовым звеньям и, наконец, к финансовой системе (рис. 4.1).
В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).
В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.
Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.
Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.
В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.
Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.
Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (предприятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.
Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.
В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.