В) создание теоретической концепции мирового разума
С) наделение окружающего мира качествами и характеристиками человека
D) отрицание одушевленности всего существующего
Е) выработка систематизированных знаний о мире
75. По Аристотелю источник философии есть:
А) вера
В) авторитет
С) математика
D) наслаждение
Е) удивление
76. Основателем джайнизма в Древней Индии считается:
А) Джаймини
В) Махавира Вардхаман
С) Магадха
D) Удалака
Е) Сиддхартха Гаутама
77. Понятие не связанное с древнеиндийской философией:
А) Карма
В) Дхарма
С) Нирвана
D) Логос
Е) Атман
78. Главная особенность неортодоксальных философских школ Древней Индии:
А) изучали только природу
В) основывались на математике
С) не имели письменных текстов
D) не признавали абсолютный авторитет Вед
Е) пользовались магическими заклинаниями
79. «Государь должен быть государем, сын – сыном, отец – отцом» - эта мысль поясняет учение Конфуция:
А) о страдании
В) о невмешательстве в естественный ход вещей
С) об исправлении имен
D) о необходимости следовать закону
Е) о существовании потусторонних сил
80. Понятие «сяо» в конфуцианстве означает принцип:
А) ненасилия
В) недеяния
С) сыновней почтительности
D) следования церемониям
Е) следования закону
Ловкис
81. Основные взгляды Конфуция изложены в книге:
А) «Инь и Ян»
В) «Трипитака»
С) «Лунь Юй» (Суждения и беседы)
D) «И-цзин» (Книга перемен)
Е) Упанишады
82. Понятие «ли» в конфуцианстве означает:
А) следование сердцу
В) любовь к природе
С) знание письменности
D)следование церемониям, ритуалу
Е) следование закону, власти
83. Понятие «благородный муж» встречается в древнекитайской философии:
А) буддизма
В) даосизма
С) конфуцианства
D) легизма
Е) джайнизма
84. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа древнегреческий философ:
А) Аристотель
В) Платон
С) Демокрит
D) Эпикур
Е) Сократ
85. Основопологающий принцип античной философии выражен в понятии:
А) антропоцентризм
В) теоцентризм
С) космоцентризм
D) пантеизм
Е) деизм
Средневековая философия и эпоха Возрождения
86Главная отличительная черта западноевропейской средневековой философии выражена в понятии
А) антропоцентризм
В) теоцентризм
С) космоцентризм
D) материализм
Е) рационализм
87 Учение средневековых «отцов церкви», в котором сформулированы фундаментальные мировоззренческие принципы христианства
А) патристика
В) схоластика
С) апологетика
D) манихейство
Е) моралистика
88 “Не следует умножать сущности без необходимости” – этот принцип средневекового номинализма был назван
А) “плеть Августина”
В) “стрела Ансельма”
С) “бритва Оккама”
D) “метод Абеляра”
Е) “молот Гильома”
89 Свои философские размышления этот средневековый мыслитель изложил в труде “Сумма теологии”
А) Фома Аквинский
В) Пьер Абеляр
С) Августин Аврелий
D) Ансельм Кентерберийский
Е) Альберт Великий
90 Идея “града земного” и “града Божьего” как возможных состояний развития общества принадлежит такому средневековому философу как
А) Тертуллиан
В) Августин Аврелий
С) Фома Аквинский
D) Росцелин
Е) Ориген
Олейников
91 Решая проблему универсалий, средневековые философы этого направления видели в общих понятиях самостоятельные сущности, обладающие бытием
А) реализм
В) номинализм
С) концептуализм
D) символизм
Е) эмпиризм
92 Родоначальник философии арабского перипатетизма, первый представитель «фальсафы»:
А) Ибн Туйфель
В) Ибн Рушд
С) Аль Кинди
D) Аль Фараби
Е) Аль Газали
93 Арабский средневековый философ, разделивший науки на практические и теоретические:
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Ибн Сина
D) Ибн Рушд
Е) Ибн Туйфель
94 Какой принцип характеризует философию эпохи Возрождения
А) теоцентризм
В) космоцентризм
С) антропоцентризм
D) материализм
Е) провиденциализм
95 Понятие “ученого незнания” можно встретить в ренессансной философии
А) Джордано Бруно
В) Мишеля Монтеня
С) Николая Кузанского
D) Томаса Мора
Е) Мартина Лютера
96 Философ, предложивший идею “бесконечного множества миров”
А) Д. Бруно
В) Н. Макиавелли
С) Т. Кампанелла
D) Т. Мор
Е) Ж. Кальвин
97 Мыслитель, разработавший в эпоху Возрождения проект идеального государственного устройства в произведении “Город Солнца”
А) Д. Алигьери
В) Н. Макиавелли
С) Т. Кампанелла
D) Т. Мор
Е) М. Лютер
98 В своем произведении “Опыты” этот мыслитель эпохи Ренессанса опирается на идеи античного скептицизма
А) Э. Роттердамский
В) М. Монтень
С) Л. Валла
D) Л. Альберти
Е) П. Помпонацци
99 Родоначальник политической философии эпохи Ренессанса
А) Т. Мор
В) Н. Кузанский
С) Н. Макиавелли
D) П. делла Мирандола
Е) М. Лютер
100 Произведение «Речь о достоинстве человека» принадлежит такому представителю итальянского гуманизма в философии Возрождения как
А) М. Монтень
В) П. делла Мирандола
С) Ж. Кальвин
D) Д. Бруно
Е) Э. Роттердамский
Оразбаева
101…Представитель движения Реформации в эпоху Возрождения
А) М. Монтень
В) Д. Бруно
С) Ж. Кальвин
D) Н. Макиавелли
Е) Т. Мор
102 Что было основным источником развития гуманистических идей в философии Возрождения
А) Священое Писание
В) Учения “отцов церкви”
С) Авторитет церкви
D) Тексты античных философов Е) Тексты средневековых ученых
103 Человек в средневековой философии рассматривался как
А) дитя природы
В) образ и подобие Бога
С) земной Бог
D) творец своей жизни
Е) часть Космоса
104 На формирование основных философских концепций средневековой патристики наибольшее влияние оказала философия
А) Гераклита
В) Милетской школы
С) Платона
D) Элейской школы
Е) Пифагорейской школы
105..Труды именно этого философа в основном переводил и комментировал Аль-Фараби
А) Конфуция
В) Авиценны
С) Демокрита
D) Аристотеля
Е) Эпикура
106 Кто является автором учения о двойственной истине в арабо-мусульманской философии
А) Аль-Кинди
В) Аль-Фараби
С) Аль-Бируни
D) Ибн Рушд
Е) Ибн Сина
107 Наиболее ярким представителем христианаской философии этапа патристики является
А) Фома Аквинский
В) Роджер Бэкон
С) Уильям Оккам
D) Ансельм Кентерберийский
Е) Августин Аврелий
108 Философия Фомы Аквинского во многом опиралась на идеи античного философа
А) Фалеса
В) Пифагора
С) Демокрита
D) Платона
Е) Аристотеля
109. Решая проблему универсалий, представители этого направления в средневековой философии полагали, что общие понятия являются только именами для обозначения единичных вещей
А) реализм
В) номинализм
С) концептуализм
D) символизм
Е) эмпиризм
110 Фома Аквинский видный представитель философии:
А) реализма
В) номинализма
С) схоластики
D) патристики
Е) концептуализма
Орлова
111 Латинский аверроист Сигер Брабантский опирался на идеи арабского философа
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Ибн Сины
D) Ибн Рушда
Е) Аль Газали
112 Свои идеи об идеальном обществе этот арабский философ изложил в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Ибн Сина
D) Ибн Туйфель
Е) Ибн Рушд
113 Философия суфизма связана с именем такого арбо-мусульманского мыслителя как
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Ибн Сина
D) Аль Газали
Е) Ибн Рушд
114..В этом произведении Данте Алигьери прозвучалипервые идеи новой философии Возрождения
А) Божественная мистерия
В) Божественная трагедия
С) Божественная тайна
D) Божественная страна
Е) Божественная комедия
115 Представитель политической философии Возрождения, известный по своей работе “Утопия”
А) Т. Мор
В) Ф. Петрарка
С) Н. Макиавелли
D) М. Фичино
Е) П. Помпанацци
116 Свои идеи в области политической философии философ эпохи Возрождения Н. Макиавелли изложил в труде
А) Господин
В) Политик
С) Государь
D) Республика
Е) Государство
117 Мыслитель эпохи Ренессанса Н. Коперник обосновал необходимость перехода к…:
А) математическому моделированию
В) гелиоцентрической модели мироздания
С) гноселогическому эксперименту
D) геоцентрической системе Е) астрономическому детерминизму
118 Принцип, отличающий натурфилософию эпохи Возрождения:
А) моноцентризм
В) пантеизм
С) креационизм
D) плюрализм Е) дуализм
119 Средневековый автор религиозно-философского произведения “О граде Божьем”
А) Платон
В) Аристотель
С) Аль Фараби
D) Фома Аквинский
Е) Августин Аврелий
120 Арабский философ, автор трудов “Книга исцелений” и “Книга знаний”
А) Фома Аквинский
В) Аль Газали
С) Ибн Сина
D) Августин Аврелий
Е) Аль Фараби
Панова
121. Философия суфизма в арабо-мусульманском средневековье видела путь нравственного самосовершенствования человека:
А) в научных занятиях
В) в изучении философии
С) в политической деятельности
D) в аскетическом образе жизни
Е) в искусстве
122. Автор книги «Похвала глупости», представитель «северного Возрождения» в Европе:
А) Т. Мор
В) Д. Бруно
С) Н. Кузанский
D) Э. Роттердамский
Е) Д. Алигьери
123 . Представитель средневековой философии, утверждавший безусловность и абсолютность веры в знаменитом высказывании - “Верую, ибо абсурдно”.
А) Августин
В) Тертуллиан
С) Абеляр
D) Росцелин
Е) Оккам
124 . “Опровержение философов” – это труд арабского мыслителя:
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Аль Газали
D) Ибн Сины
Е) Ибн Рушда
125 . Этот арабский философ за свои энциклопедические знания был удостоен почетного имени “второй учитель”
А) Аль Кинди
В) Аль Фараби
С) Ибн Сина
D) Ибн Рушд
Е) Аль Газали
126. Поэт, мыслитель, в произведениях которого впервые были представлены идеи философии Возрождения
А) Боэций
В) Данте Алигьери
С) Джордано Бруно
D) Марсилио Фичино
Е) Николай Кузанский
127. Взгляды этого мыслителя положили начало такому направлению общественной мысли как утопизм в эпоху Возрождения
А) М. Лютер
В) Т. Мор
С) Ж. Кальвин
D) Н. Коперник
Е) Л. Валла
128. В своих научных занятиях этот мыслитель эпохи Ренессанса разработал основы экпериментально-математического метода познания
А) Ф. Петрарка
В) Э. Роттердамский
С) Д.Бруно
D) Г. Галилей
Е) Т. Кампанелла
129 У истоков движения Реформации в эпоху Возрождения находился
А) Т. Мор
В) Н. Коперник
С) Н. Кузанский
D) М. Лютер
Е) М. Монтень
130 Идея бесконечности Вселенной присутствует в натурфилософии итальянского ученого эпохи Возрождения
А) Т. Браге
В) Н. Коперника
С) Д. Бруно
D) Ф. Петрарки Е) Д. Бокаччо
Тлепов
131. Так часто называют средневековую философию:
А) «слуга природы»
В) «служанка богословия»
С) «царица мира»
D) «главная наука»
Е) «религия ученых»
132. Средневековый философ, которому принадлежит высказывание «Верую, чтобы знать»:
А) Ф. Аквинский
В) Р. Бэкон
С) У. Оккам
D) Абеляр
Е) Августин
133. Выдающийся средневековый представитель схоластики, утверждавший – «Понимаю, чтобы верить»:
А) Ф. Аквинский
В) Р. Бэкон
С) У. Оккам
D) Тертуллиан
Е) Августин
134. Одно из первых философских течений в средневековой арабской мысли:
A) Мутазилиты
B) Джайнизм
C) Легизм
D) Пантеизм
E) Эмпиризм
135. Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший учение о совпадении противоположностей Бога и природы:
А) Марсилио Фичино
В) Альберт Великий
С) Николай Коперник
D) Николай Кузанский
Е) Николо Макиавелли
136. Сущность антропоцентризма в эпоху Ренессанса состоит в признании человека:
А) худшим творением Бога
В) подобием животного
С) ничтожной частью Космоса
D) греховным существом
Е) центром вселенной
137. Представитель “северного Возрождения”, автор произведения “Похвала глупости”:
А) Т. Мор
В) Д. Бруно
С) М. Лютер
D) Ж.Кальвин
Е) Э. Роттерамский
138. Последователь Эпикура, итальянский гуманист эпохи Возрождения:
А) Т. Мор
В) Д. Бруно
С) М. Лютер
D) Н. Макиавелли
Е) Л. Валла
Философия Нового времени и Просвещения
139 Какой раздел философии был наиболее разработан в Новое время
А) онтология
В) гносеология
С) аксиология
D) антропология
Е) герменевтика
140 Направление в философии Нового времени, полагавшее основой познания опыт
А) эмпиризм
В) рационализм
С) агностицизм
D) скептицизм
Е) материализм
Форш
141 Философ Нового времени, разделявший идеи рационализма
А) Т. Гоббс
В) Р. Бэкон
С) Ф. Бэкон
D) Б. Спиноза
Е) Д. Локк
142 “Нет ничего в разуме, чего не содержалось бы в ощущениях” – это позиция такого течения в философии Нового времени как
А) концептуализм
В) рационализм
С) субъективизм
D) сенсуализм
Е) волюнтаризм
143 Труд “Левиафан” написал философ Нового времени:
А) Декарт
В) Гоббс
С) Спиноза
D) Бэкон
Е) Локк
144 “Рассуждение о методе” является произведением такого философа Нового времени как
А) Лейбниц
В) Спиноза
С) Декарт
D) Бэкон
Е) Юм
145 Основной идеей философии Просвещения можно признать
А) необходимость сохранения религии
В) необходимость распространения знаниий
С) необходимость изучения античных авторов
D) необходимость ужесточения законов
Е) необходимость духовных ценностей
146 Автор произведения “Система природы” в философии французского Просвещения:
А) Вольтер
В) Гольбах
С) Гельвеций
D) Ламетри
Е) Руссо
147 Философ французского Просвещения, которого можно назвать основоположником принципа “географического детерминизма”
А) Ламетри
В) Гольбах
С) Монтескье
D) Кондорсе
Е) Дидро
148. Автор произведения “Человек – машина” в философии французского Просвещения:
А) Гельвеций
В) Гольбах
С) Вольтер
D) Дидро
Е) Ламетри
149. Автор произведения “Об общественном договоре” в философии французского Просвещения:
А) Руссо
В) Дидро
С) Вольтер
D) Монтескье
Е) Кондорсе
150. Автор афоризма “Знание – сила” в философии Нового времени:
А) Гоббс
В) Декарт
С) Руссо
D) Бэкон
Е) Дидро
Чупеева
151 . Родоначальник философии рационализма в Новое время
А) Локк
В) Спиноза
С) Декарт
D) Оккам
Е) Гоббс
152 . Метод познания, являющийся основным для новоевропейской философии эмпиризма
А) индукция
В) схоластика
С) аналитика
D) метафизика
Е) дедуктция
153. Французский философ-просветитель – автор термина «философия истории»:
А) Руссо
В) Гольбах
С) Ламетри
D) Гельвеций
Е) Вольтер
154 Книга новоевропейского философа, представителя философии эмпиризма Фр. Бэкона:
А) Новый путь логики
В) Новый Логос
С) Новый Органон
D) Новая Наука
Е) Новый метод познания
155. Какой логический способ познания признавали основным представители рационализма
А) индукцию
В) дедукцию
С) редукцию
D) моделирование
Е) абстрагирование
156. “Свобода есть познанная необходимость” – этот тезис впервые сформулировал философ Нового времени:
А) Юм
В) Локк
С) Спиноза
D) Декарт
Е) Беркли
157. Этот новоевропейский философ признавал дуализм субстанций – мыслящей и протяженной
А) Бэкон
В) Локк
С) Гоббс
D) Лейбниц
Е) Декарт
158. Учение о множестве субстанций – монад развивал представитель философии рационализма
А) Декарт
В) Спиноза
С) Лейбниц
D) Юм
Е) Беркли
159. В чем состоит отличительная черта философской позиции большинства французских философов Просвещения
А) религиозность
В) диалектичность
С) механистический материализм
D) панлогизм
Е) космизм
160. Французский философ эпохи Просвещения, полагавший материю основой и первоначалом:
А) Монтень
В) Декарт
С) Робеспьер
D) Ларошфуко
Е) Гольбах
Юрова
161. Французский философ эпохи Просвещения, автор произведения “О духе законов”
А) Монтескье
В) Ламетри
С) Кондорсе
D) Гольбах
Е) Дидро
162 Отличительной чертой философии Нового времени является
А) доказательство бытия Бога В) поиск универсального метода познания
С) самостоятельность бытия человека D) утверждение проблемы бессознательного
Е) разработка диалектической логики
163. Люди в естественном состоянии находятся в состоянии “войны всех против всех” – так размышлял новоевропейский философ
А) Бэкон
В) Гоббс
С) Локк
D) Декарт
Е) Спиноза
164. “Субстанция есть причина самой себя”, поэтому субстанция одна – так полагал в философии Нового времени
А) Спиноза
В) Юм
С) Беркли
D) Локк
Е) Декарт
165. Ключевое понятие философской системы Г. Лейбница в Новое время:
А) логос
В) гомеомерия
С) материя
D) идея
Е) монада
166. Создатель дедуктивного метода познания в философии Нового времени:
А) Спиноза
В) Декарт
С) Монтень
D) Вольтер
Е) Бэкон
167. К сенсуалистам в философии Нового времени относится:
А) Спиноза
В) Декарт
С) Лейбниц
D) Галилей
Е) Локк
168. Философия Нового времени опиралась на авторитет:
А) государства
В) церкви
С) человека
D) искусства
Е) науки
169. В философии Нового времени идеи монизма субстанции развивал:
А) Гоббс
В) Локк
С) Лейбниц
D) Декарт
Е) Спиноза
Осталось 9 вопросов ))))
170. Учение о препятствиях, мешающих познанию («идолах разума») в философии Нового времени предложил:
А) Декарт
В) Бэкон
С) Спиноза
D) Гоббс
Е) Локк
171. В философии Нового времени автор произведения «Мысли»:
А) Локк
В) Юм
С) Паскаль
D) Беркли
Е) Гоббс
172. Идею о том, что сознание родившегося ребенка подобно «чистой доске» высказал философ Нового времени:
А) Д. Локк
В) Д. Юм
С) Б. Паскаль
D) Д. Беркли
Е) Т. Гоббс
173. В философии Нового времени позицию субъективного идеализма занимал:
А) Д. Локк
В) Д. Юм
С) Б. Паскаль
D) Д. Беркли
Е) Т. Гоббс
174. Основоположник философии эмпиризма в Новое время:
А) Декарт
В) Бэкон
С) Монтескье
D) Спиноза
Е) Вольтер
175. Идея философов Просвещения о том, что Бог, создав мир, не вмешивается в его дальнейшее существование, выражена понятием:
А) тотемизм
В) атеизм
С) деизм
D) легизм
Е) анимизм
176. Автор и редактор многотомного труда «Энциклопедия» в философии Просвещения:
А) Ламетри
В) Руссо
С) Гельвеций
D) Дидро
Е) Вольтер
177. Философ эпохи Просвещения, предложивший идею о влиянии географических условий на организацию общества:
А) Ламетри
В) Руссо
С) Гельвеций
D) Монтескье
Е) Вольтер
178. Борьба философов эпохи Просвещения против влияния духовенства, служителей церкви на общество и государство выражена понятием:
А) фетишизм
В) теоцентризм
С) антропоцентризм
D) антиклерикализм
Е) космоцентризм
179. Призыв «назад к природе» принадлежит философу эпохи Просвещения: