Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ МУСУЛЬМАНИНА



Иллюзии, предрассудки, небылицы, суеверия
Мусульмане знают из книги Господа своего и сунны посланника Его о так называемых жрецах, священниках, гадалках, утверждающих, что могут предсказывать таинства прошлого и будущего. Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, объявил войну такому шарлатанству и обману, ибо люди, занимающиеся этим ни знаний не имеют, ни руководства, ни книги священной:
"Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха". (Сура ан-Намль, аят 65),
Ни ангелов нет у них, ни демонов, ни джиннов, ни человечности, а желают скрытное знать и в прошлом, и в будущем.
- "Скажи: "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я - только увещатель и вестник для народа, который верует". (Сура аль-Аграф, аят 88)
- так сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, по велению Аллаха.
"Если бы они звали тайное, то не оказались бы в унизительном наказании". (Сура Сабаъ, аят 14)
К пророку Мухаммaду, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди и захотели испытать его. Они спрятали в руке какой o то предмет и спросили:
- "Что в нем?"
Он ответил: "Я не гадальщик или жрец, и не занимаюсь я гаданием. Гадальщики - их место в огне".

 

 

Верить ли гаданиям?
Верующий в гадальщика - безбожник.
Ислaм не только против гадальщиков, шарлатанов и жрецов, но и против тех, кто ходит к ним, их расспрашивает, верит в их иллюзии и обман.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах к приветствует, сказал:
- "У того, кто пришел к гадальщику, спросил его о чем-либо, поверил в то, что он поведал Аллах не примет молитвы в течение сорока дней". (Хадис приведен у аль-Бухари).
Далее он сказал: "Кто пришел к гадальщику и поверил в то, что он сказал, тот - безбожник, ибо тайное может знать лишь один Аллах."
- "Скажи: "Я не верю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного, и не говорю вам, что я - ангел. Я следую только тому, что открывается мне".
- Скажи: "Разве сравняется слепой и зрячий! Разве вы не одумаетесь!"(Сура аял-Анъам. аят 50).

 

 

Талисманы и амулеты
Одевание и хранение талисманов и амулетов в надежде, что они .излечивают или избавляют от дурного и плохого, а также вывешивание на воротах, дверях копыт коней и пр. - есть глубокое невежество. Люди, которые верят в эти предрассудки, иллюзии, пишут себе талисманы, амулеты, полагая, что они защитят их хранителя от злых намерений джиннов, демонов, от зависти и сглаза. Эти люди обманывают самих себя.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Тот. кто создал для вас болезни, тот создал для вас и лекарства от них". (Приводится у Ахмеда).
Ношение на себе всяких бусинок, ракушек, талисманов, амулетов с целью излечения есть невежество и самообман.
Пророк Мухаммад. да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Кто надевает талисман, тот - язычник". (Приводится у Ахмеда).
То есть мусульманин тем самым отвергает единство Аллаха и верит в постороннее.
Далее он сказал:
- "Кто- надевает талисман, для него Аллах недоступен, кто надевает ракушки, тот Аллахом защищен не будет".
Ношение талисманов, амулетов, бусинок в исламе приравнивается к колдовству. А тем, которые излечиться желают, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Из ваших лекарств - три вида добротных: употребление меда, пускание крови посредством банок или пиявок, прижигание огнем" , то есть, эти три вида лечения в полном объеме соответствуют тому, что мы имеем и в наше время:
принятие лекарств через рот,
лечение хирургическим путем,
лечение посредством прижигания и электричества.

 

В исламе нет места фанатикам
С первых же дней своего возникновения ислам не оставил никакой почвы для фанатизма, он запретил мусульманам возвышать к небесам какую бы то ни было идею ислама.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Не было из нас никого, кто призвал бы к фанатизму, не было из нас никого, кто воевал бы за фанатизм и не было из нас никого, кто умер бы за фанатизм".
- Не может быть преимущества у одной расы над другой как не не может быть и людей особого рода. И не позволено мусульманину фанатично защищать одну расу перед другой и одну нацию перед другой.
Кто-то спросил пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует:
- "Что такое фанатизм?"
Он ответил: - "Это то, что приводит твой народ к тирании и несправедливости". (Приводится у Ибн аль-Аскаа).
В Коране сказано: "О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких" . (Сура ан-Нисаъ, аят 135).
"Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость". (Сура аль-Маида, аят 8).
Это означает, что всякий призыв мусульман к региональному, этническому фанатизму есть призыв к невежеству и безбожию, от которых избавляется ислам, посланник Его, и Книга Его.
Неверующий по исламу - это кяфир, который враждебен и исламу, и мусульманину, даже если он живет по соседству с ним, и даже если близкий родственник он, и даже если это брат отца или матери.
"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланику, хотя бы они были их отцами, или сыновыми, или их братьями, или их родом". (Сура аль-Муджадала, аят 22).
"О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев друзьями, если они полюбили неверие больше веры". (Сура ат-Тауба. аят23).

 

 

Не принимаются в расчет ни родство, ни раса
Согласно аль-Бухари, Абу Зарр и Билал аль-Хабaш, да будет доволен ими обоими Аллах, разругались и вконец поссорились. В гневе Абу-Зарр обозвал Билалa, крикнув ему: "Эй ты, сын черного!"
Билал же пошел к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и пожаловался ему.
Пророк, мир ему, сказал Абу Зарру:
- "Ты оскорбил его матерью? Это безбожие и язычество" (Приводится у аль-Бухари).
Далее он сказал: "Ты сомневаешься в его набожности". (Свидетельствует Абу Зарр).
Пророк Мухаммад. да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Все вы дети Адама, а Адам сотворен из глины"
Поэтому ислам запретил мусульманину следовать идолопоклонникам и многобожиикам хвастаться принадлежностью своей к знатному роду, к людям знатным, отцам и дедам, выражаться друг пeрeд другом:
- "Я - такой-то, сын такого-то", "Я из такого-то рода", "Ты - отпрыск такого-то", "Я белый", "Ты черный", "Я араб", "Ты иностранец" и т.д.
Какое может быть превосходство или пренмущсстоо у человека лишь оттого, что он из одного рода, а другие из другого, когда все принадлежат к одному роду человеческому! Даже если бы все и было бы так, в чeм же вина человека, если он родился от бедного отца?
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Ваша принадлежность к тому или иному роду не дает вам права ругать или оскорблять другого. Все вы дети Адама. Никто не имеет преимущества над другим, кроме как в религии и поклонении". (Хадис приводится у Ахмеда)
Далее он сказал: "Дети Адама и Евы! В Судный день Аллах не спросит вас, к какому роду или клану вы принадлежите. Уважайте Аллаха и боитесь Его."(Хадис приведен Ибн Джариром).
Далее сказал он: "Те, которые хвалятся отцами своими, которых нет в живых, - те в аду станут углем для топки огня ". (У Абу Дауда.)
И сказал он также: "Эй, вы люди! Ваш Бог один, не дана привилегия ни арабу над неарабом, ни неарабу над арабом, ни красному над, черным, ни черному над красным, кроме как в религии". (Приводится у аль-Бухейкн).

 

 

Оплакивание усопшего
Одной из традиций язычества, с которыми борется ислам с момента своего возникновения, является оплакивание умершего, усердствование в показе печали своей и горести. Смерть человека, согласно исламу, есть переход его из одного дома в другой, а вовсе не окончательное исчезновение его и испарение.
Печаль и горесть человека не оживят. Это ждет каждого, ибо на то - воля Всевышнего.
Смерть близкого верующий должен принять как несчастье, которое задевает спокойствие его. Принимая во внимание, что они навсегда встретятся с ним в загробной жизни, верующему следует повторить слова Корана: "Вот те, за которыми следовал". (Сура аль-Бакьара, аят 166).
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не было из нас никого, кто бил себя по ланитам и одежду на себе рвал. Ведь то - язычество". (Хадис приводит аль-Бухари).
Мусульманину не следует носить какие-бы то ни было знаки и символы траура: оставлять бороду, изменять одежду или повседневную обычную форму, демонстрируя при этом печаль свою и горесть. Но жене мусульманина, при смерти мужа, необходимо ходить в одежде траурной в течение четырех месяцев и десяти дней. Это чтобы показать, что не может выйти замуж за другого человека в этот период (т.е. в срок "идда").
Не следует жене умершего мусульманина носить и украшения в этот период. Но, если у женщины погиб не муж, а родственник ее: отец, сын, брат, то срок траура длится у нее три дня и три ночи и не более.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Женщине, которая верует в Аллаха и в Судный день, срок траура определен в три дня и ночи, кроме мужа, по которому - четыре месяца и десять дней". (Встречается у аль-Бухари).
Если же человек печалится без скорби или плачет бесшумно, то ведь это в природе его и инстинктах - в том нет ничего грешного.

 

 

Продажа запретного
Действия с запрещенными исламом вещами, если они направлены на получение определенной выгоды, считаются грешными. Например, продажа и торговля тем, что запрещено: свинина, спиртные напитки, другие запрещенные продукты питания, идолы, кресты, статуи. памятники и т.д.
Запрещено носить эти предметы к людям, уговаривать, чтобы они их приобретали.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- " Всевышний Аллах и посланник Его запретили вам продажу спиртных напитков, мертвечину, свинину и идолов."
- "Если Аллах запретил вам что-либо, то запрещено вам и цену давать ему". (Хадисы приводят Ахмед и Абу Дауд).

 

 

Обман в торговле
В любой момент в торговле может появиться повод для спора из-за невнимательности продавца, или же небрежности его, что ведет к ссоре между торговцем и покупателем, или же из-за того, что один обсчитывает другого.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, наложил запрет на все предлоги, причины, явления, которые приводят к ссоре торгующихся сторон. Здесь речь идет о небрежности, невнимательности, оплошности или же о том, что человек нечестным путем пытается получить выгоду себе. Во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, такое явление случалось часто. Люди собирали недозрелые фрукты и овощи и продавали их другим. Получалось так, что очень скоро покупатели находили их испорченными. Тогда между покупателями и продавцами часто возникали ссоры. Продавцу кричали: "Я покупал у тебя финики, но они оказались испорченными". Поэтому пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, запретил людям продавать несозревшие фрукты и овощи, собирать их пока не созрели они, убирать колосья, пока белизной не нальются.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Разве вы не знаете, что Аллах запретил вам срывать несозревшие плоды точно так же, как присваивать имущество братьев ваших." (Встречается у аль-Бухари).
Однако не всякая невнимательность есть грех. Например, если продавец не понимает, кто же из двух допускает невнимательность, точно так же, как и покупатель не ведает этого. Такая торговля не есть грех. Грешной считается торговля, ведущая к ссоре между сторонами, к стычкам или же к тому, что продавец или покупатель сознательно вводит в заблуждение один другого, нечестно присваивая деньги его.
Не считается в торговле грешной невнимательность продавца и покупателя, если она была незначительной. Такое, в основном, бывает при продаже овощей; морковь, редиска, фасоль, арбуз, дыня и др. В таких случаях невнимательность и оплошность выносимы.

 

 

Манипуляция ценами
Ислам приветствует продавца свободного рынка, когда все законы и правила согласно спросу и предложению находятся в своих естественных рамках.
Однажды к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди и сказали:
- "Установи нам цену".
Он ответил:
- "Воистину, Всевышний один, устанавливающий цены, ибо только Он дает средства к существованию, и никто из вас не испросит у меня несправедливости в имуществе". (Хадис приводят Ахмед И Абу Дауд).
Однако, если на рынке господствует монополия отдельных торговцев и они манипулируют ценами, то тогда в целях ограждения себя от алчных экплуататоров и в интересах большинства допускается игра ценами. По этому поводу шейх-уль-ислам Ибн Таймия сказал:
- ''Если же имеет место несправедливость по отношению людей, принуждают их незаконно продавать товары свои по ценам ниже,чем хотели бы они, или же запрещают продавать свои товары по ценам выше, чем дозволено исламом, то этo грех".

 

 

Спекуляция
Несмотря на то, что ислам дозволяет людям куплю-продажу товаров по рыночным ценам, поощряет здоровую конкуренцию между торгующими, он резко осуждает действия лиц, которые имеют эгоистические цели, склонность к обогащению любыми путями за счет других.
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто занимается спекуляцией продуктами питания в течение сорока дней, тот будет избавляться от Аллаха и Аллах от него." (Хадис приводится у аль-Хакима и Ибн Аби).
Далее он сказал: "Не занимайся спекуляцией, если не хочешь согрешить." (Аль-Хаким и Ибн Аби).
О спекулянтах пророк Мухаммад, да благословит его АЛЛАХ и прииветствует, сказал: "Беде спекулянта в том, что если он слышит о дешевизне - огорчается, услышав о дороговизне - радуется".
Далее он сказал: "Производитель товара счастлив, спекулянт - проклят." (Приводят Ибн Маджа и аль-Хаким.)
То есть, тот, кто товар производит и дoставляет на рынок для продажи (он же продавец), тот счастлив. А тот, кто покупает у производителя или продавца товар и перепродает его по цене с более высокой - проклят.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто в целях обогащения добавил к цене товара, купленного у мусульманина, того Аллах сожжет в Судный день. (Хадис приводят Ахмед и ат-Тубрани).
Спекуляцией считается действие, содержащее два момента:
- если она наносит вред и убытки в имуществе людям;
- если цель торговой операции - удваиваиие прибыли.

 

 

Посредничество, маклерство
Посредничество между продавцом и покупателем исламом дозволено. При заключении каких-либо сделок, формировании здоровых торговых отношений между продавцом и покупателем оно играет взаимовыгодную роль. Маклеры выполняют весьма важную функцию, и нет ничего плохого в том, что посредник получает за это определенную прибыль или выгоду.
Однако к посреднику ислам предъявляет два важных требования:
- чтобы к договаривающимся сторонам маклер относился справедливо, не обманывая одного в пользу другого или самого себя;
- чтобы маклер брал свою прибыль согласно труда, вложенного им в дело, не обманывая и не эксплуатируя людей.

 

 

Обмеривание и обвешивание

- "Выполняйте меру и все по справедливости". (Сура аль-Анам, аят 152).
- "И будьте верны в мере, когда отмериваете и взвешиваете правильными весами. Это лучше и прекраснее по результатам". (Сура аль-Исра, аят 35).
- "Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют! Разве не думают эти, что они будут воскрешены для великого дня - того дня, когда люди встанут пред Господом миров". (Сура аль- Мушафифейн. аят 1-6).
,- "Соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих. И взвешивайте верными весами, и не уменьшайте людям из вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестие." (Сура аш-Шуара, аят 181-183).
В своей жизни, в отношениях с другими людьми мусульманин должен следовать этим правилам. Он не должен обмеривать, обвешивать, ибо он ответит за грехи свои пред Господом Всевышним в Судный день.

 

 

Ростовщичество
Ислам разрешает использовать в торговле деньги: "О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту. если это только не торговля по взаимному согласию между вами." . (Сура ан-Ниса, аят 29).
Однако, в то же время запрещает использовать деньги в целях получения чрезмерных процентов: "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и его Посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены!" (Сура аль-Бакъара. аяты 278-279).
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, вел борьбу с ростовщиками и ростовщичeством.
Он говорил: "Если в деревне появится ростовщичество и прелюбодеяние, то люди, занимающиеся этим, уже подвергли себя пыткам Аллаха." (Рассказал аль-Хаким).
Запрещая ростовщичество, ислам заботится о простых людях, о нравственности, охраняет социальные и экономические интересы народа. Запрет на ростовщичество имам аль-Арази объясняет следующим образом:
- во-первых, ростовщичество означает присвоение одним человеком денег другого без компенсации, т.е. тот, который продает деньги, получает в результате их оборота опредeленную прибавочную стоимость к первоначальной сумме. Тот, который получает прибыль, совершает большой грешный проступок, так как деньги другого человека присваивает себе незаконно.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- "Не дозволено вам присваивать имущество другого человека, так же, как недозволена вам кровь его." (Хадис приводит Абу Наим);
- во-вторых, используя незаконно полученную прибыль, ростовщик не позволяет другим людям получать выгоду от своей деятельности или же снижает ее до минимума.
Известно, что интересы большинства людей регулируются будь то в торговле, производстве промышленных товаров, стройматериалов и т.д. В таком случае ростовщик выступает как человек, противостоящий интересам этого большинства;
- в-третьих, большие проценты ростовщика не позволяют людям получать у него ссуду или заем, так как в конечном итоге, человек, получающий ссуду, вынужден вернуть ее в сумме в два, в три и более раз превышающей полученную. А это воздерживает людей от добра и блага;
- в-четвертых, в конечном счете, тот, которые дает ссуду, станет еще богаче, а тот, которые брaл ее - беднее, т.е. богатый разоряет бедного, что является поступком грешным. Такая ситуация приводит к расколу общества на группы людей, на богатых и бедных, к трениям и разногласиям между ними, что противоречит духу в принципам ислама.
Ссудные проценты, в конечном итоге, создают серьезную угрозу политике, государству, безопасности людей.

 

 

"Кто обманывает, тот не с нами"
Ислам запретил мусульманам обманывать, мошенничать в чем бы то ни было, о том числе и в торговле. Мусульманин должег быть везде и всюду честным и верным: в делах, в религии, в торговле.
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах я приветствует, сказал: "Кто обманывает, тот не с нами." (По свидетельству Ахмеда).

 

 

Какие развлечения дозволены?
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, определил виды развлечений и забав, мусульманину дозволенные. Все они способствуют укреплению его здоровья, с тем, чтобы он мог выполнять обязанности свои перед религией и долг перед уммой. К дозволенным видам развлечений относятся:
- Бег. Все праведные сподвижники пророка, а также сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жена его Аиша, занимались бегом. Самые лучшие бегуны были среди них;
- Борьба, единоборства. В свое время пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не раз боролся с известным тогда силачом по имени Ракаана и всегда выигрывал схватку с ним;
- Стрельба из лука. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любил состязаться со своими сподвижниками в стрельбе из лука.
Он говорил: "Стреляйте, я буду спорить с вами в меткости стрельбы." (Встречается у аль-Бухари).
Он далее говорил:"Упражняйтесь в стрельбе из лука, поистине, это самое лучшее из развлечений." (Приводит аль-Бухари).
Пророк презирал тех, которые избирали мишенью для себя живых существ: животных и людей, и тех, которые, проиграв в споре в меткости стрельбы, решались на самоубийство.
Не должно быть имущество одного предметом развлечений и забав другого человека.
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, запретил людям натравливать животных друг на друга, будь они домашние или дикие. Часто люди получают удовольствие от мучительной смерти ни в чем неповинных животных. Это грешно;
- Метание копья и фехтование. Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, дозволял воинам-эфиопам занятие фехтованием даже в мечети своей. А жена его Айиша, да будет доволен ею Аллах, часто наблюдала за их боем. Однако халиф Омар недолюбливал этот вид развлечений. Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, разрешал воинам своим фехтование именно в мечети потому, что он хотел, чтобы для мусульман она была и местом решения их серьезных проблем, и местом для развлечений. К тому же фехтование - не только развлечение, но и тренировка;
- Джигитовка. "И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения." (Сура ан-Нахль. аят 8).
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
- "Стреляйте и садитесь верхом на коня." (Приведено у Муслима).
Он еще говорил: "Мусульманин должен уметь заниматься четырьмя видами занятий, которые не ниспосланы ему Аллахом. Это:
- умение мусульманина проходить между двумя целями при стрельбе;
- умение обучить лошадь;
- умение развлечься (шутить) в семье;
- умение плавать в воде."
(Хадис приводит ат-Тубрани).
Халиф Омар говорил: "Обучайте ваших сыновей плавать, стрелять и уверенно стоять на спине коня."
Если же вы соревнуетесь на конях за вознаграждение или плату, то это недозволено, ибо игра азартная - грех. Считаются грешными и вознаграждение ваше, и поступок, и даже конь.
Пророк Мухаммад. да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
- " Кони бывают трех видов:
конь милосердный, который используется во имя Аллаха;
конь для человека, который выполняет все нужды его;
конь для шайтана, на которого делаются ставки в пари при азартных играх.
Охота, рыбная ловля. Охота и рыбная ловля, будь то с использованием лука или копья, собак или соколов в исламе считаются развлечением полезным. Ислам запрещает охоту или рыбную ловлю только в двух случаях: в период большого и малого хаджа. В это время исламом запрещается убийство и проливание крови: "О вы, которые уверовали! Не убивайте добычи, когда вы в хараме. Запрещена вам охота на суше пока вы в хараме," (Сура аль-Маида, аяты 95-96,)
Харам - это священная территория. Ислам превратил район Мекки в место безопасное для всех живых существ: летающих, ходящих, ползающих, растущих. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, повелел не охотиться в этом районе, не ломать и не пилить деревья;
Игра в нарды, кости. Всякая игра, в которой азарт есть грех. В азарте игрок либо грешнымл путем получает прибыль, либо свои деньги теряет. Священный Коран сравнил азартную игру с вином и идолом. Игра в нарды считается грешной, если она сопровождается азартом. Это с точки зрения одних богословов. Другие считают игру в нарды грешной в любом случае и ссылаются на слова пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Играющий в нарды подобен погрузившему руки свои в мясо свиньи и в кровь ее." (Хадис приводят Муслим, Ахмед, Абу Дауд.)
Далее он сказал: "Кто играет в нарды, тот не повинуется Аллаху и посланнику Его." (Приводят Ахмед, Абу Дауд. Ибн Маджа),
Игра я шахматы. Мнения богословов относительно того, считать ли игру в шахматы игрой азартной или нет весьма противоречивы. Ибн Омар и Али, да будет доволен ими обоими Аллах, считают это занятие азартным и грешным. Ибн Аббас, Абу Хурейра, Ибн Сирин, Хишам Ибн Адва, Сайд Ибн аль-Мусайиб считают, что шахматы - не азартная игра и нет греха, если играть в них. В конце концов алимы пришли к единому мнению.
Шахматы считаются не грешными, если при игре соблюдены три условия:
- если, играя в шахматы, мусульманин не запоздал к молитве или к другим обязанностям перед религией;
- если ягра не сопровождается азартом;
- если при игре сохранен язык шахмат и не допущены сквернословие и другие непристойности.
Пение, музыка. О дозволенности пения и музыки в исламе также имеются абсолютно противоположные мнения. Те, которые против, вспоминают все отрицательное и грешное, имевшее место в музыке и пении в прошлом. Другие же считают, что и пение, и музыка являются неразрывной частью природных чувств человека, и жить без них он не может. Они существовали и будут существовать пока есть человек, и ислам это признает. Музыка и пение всегда были там, где радость: во время праздников, на свадьбах, банкетах.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что когда она сопровождала невесту к жениху из сподвижников пророка, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее:
-"Аиша, не было ли там развлечений, ведь сподвижники мои - любители развлечений." (Хадис приводит аль-Бухари).
Ибн Аббас рассказывал, что когда Аиша засватала свою подругу за одного из сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то пришел расуль Аллагь и спросил: "Вы подготовили невесту?"
Те ответили:"Да."
Пророк спросил: "Вы послали вместе с ней человека, кто будет петь?"
Они ответили: "Нет!"
Тогда прорек сказал: "Ансары - народ не безразличный к песням, послали бы вместе с ней человека, кто пел бы такими словами: "Мы пришли к вам, мы пришли к вам, мы живы и здоровы, живы ли и здоровы вы?" (Приводит Ибн Маджа).
Однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, зашел в дом пророка, мир ему, и увидел там двух служанок, развлекавшихся в танцах и песнях, а рядом -Айшу, наблюдавшую за ними. Он не заметил пророка Мухаммада, да благословит его Аллах к приветствует, который, укутавшись в одежду свою, дремал в стороне. Криком Абу Бакр остановил служанок. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял голову и сказал Абу Бакру: "Пусть они поют. Абу Бакр, ведь сегодня праздник." (Хадис приводится у Ибн Маджи).
Действительно, в тот день был праздник жертвоприношения - десятое зу-аль-хиджжа.
Имам аль-Тазали в своей книге "Ихийаъ улюм ад-дийн" также вспоминает историю, когда две служанки пели песню, а воины-эфиопы развлекались в мечети пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Сам пророк активно поддерживал их возгласами. Вместе с ним наблюдала за этим и Аиша.
Все эти истории из жизни мусульман - доказательство того, что пение и музыка не являются грешными.
Перечислим эти свидетельства:
- во- первых, это обычаи воинов-эфиопов - открыто танцевать и развлекаться;
- во-вторых, все это происходило в мечети;
- в-третьих, сам пророк поддерживал их возгласами, поощряя их плясать и петь.
И как это может быть запретным?
- в-четвертых, пророк остановил Абу Бакра, когда тот хотел запретить развлечения двух служанок, сказав: "... ведь сегодня праздник";
- в-пятых, пророк позволял Айше наблюдать за поющими и играющими. Это благородный поступок по отношению к женщине. Подобное отношение намного лучше того, когда женщина взаперти и в запретах.
Но следует заметить, что большинство богословов, которые были против пения и музыки, связывают эти развлечения с роскошными вечеринками с пьянством и развратом. "Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они - те, для которых унизительно наказание.'' (Сура Лукъман, аят 6).
Эта сура для тех, которые сравнивают современные развлечения с музыкой и пением с теми, что были во времена пророка Мухамма-да, да благословит его Аллах и приветствует. Эту современную, временами даже вульгарную музыку и песни они берут с тем, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания и обращают это в забаву. Кто же слушает музыку, находя в ней повод отрешиться от Аллаха, тот точно так же не уверует и в других делах. А тот, кто слушает музыку, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье свое для службы Аллаху. тот могущ и величествен.
Исламом определены запреты на темы песен:
- во-первых, она не должна отходить от исламской нравственности, от учений ислама. Она не должна восхвалять спиртное или призывать употреблять его. Такая песня - грех. Слушать такую песню - также грешно;
- во-вторых, тема песни не должна противоречить учению, курсу ислама;
- в-третьих, нельзя восхвалять дороговизну и расточительство;
- в-четвертых, нельзя сочетать пение и музыку с,участием или присутствием в компаниях пьющих.

 

 

Торговля вином
Посланник Аллаха, мир ему, не ограничился запретом на вино в малом и большом, он наложил запрет и на торговлю им, даже если бы она велась не с мусульманами. Поэтому мусульманину запрещается быть инициатором, участником или посредником в торговле вином.
Пророк наш, да благословит его Аллах и приветствует, проклял десять понятий, связанных с вином.
Проклятие его лежит на том:
- кто требует выжимать вино;
- кто его выжимает;
oкто владеет вином;
- кто переносит его или перевозит;
- кто торгует вином;
- кто требует купить его;
- кто его покупает;
- кто поедает выгоду за его продажу;
- кто пьет вино;
- кто составляет пьющему компанию.

 

 

Азартная игра приравнена к вину
Ислам разрешил мусульманину определенные виды развлечений и игр. Но, он же запретил развлечения и игры, где присутствует азарт, нечестным путем лишающий игрока выигрыша или проигрыша.
Ислам не позволяет также мусульманину превращать азартную игру в средство приобретения имущества другого или считать подобную игру возможностью для времяпровождения. Философия исламского запрета азартных игр заключается в следующем:
- Первое. Ислам рекомендует мусульманину следовать сунне Аллаха, законам и правилам религии в приобретении имущества для того, чтобы он получал результаты согласно вложенного им труда, чтобы он входил в дом через двери, а не откуда-нибудь еще, чтобы он смотрел в глубину, в корни, и причины событий и т.д;
- Второе. Азарт так же, как и лотерея, заставляют человека надеяться на случайность и судьбу, ожидать неизвестное, что отвлекает его от работы, от серьезности, уважения, норм поведения, установленных для мусульманина Аллахом;
- Третье. Ислам запрещает присваивать имущество другого человека, за исключением случаев добровольного взаимовыгодного и законного обмена товарами, предметами, продуктами и т.д., или, если один добровольно предлагает другому принадлежащий ему предмет в виде подарка или подаяния. Присваивание имущества другого человека в ходе азартной игры есть поступок грешный;
- Четвертое. Не удивительно, что азартная игра порождает нражду и ненависть между игроками, ведь кто-то из них становится побeдителeм, кто-то проигравшим, один - обманщиком, другой - обманутым. В итоге это приводит к выяснению отношений между ними иными средствами;
-Пятое. Разочарование вынуждает потерпевшего убыток пытаться компенсировать проигранное посредством продолжения игры. Азарт, восторг победителя толкают на продолжение игры, так как выигрыш ему кажется малым. Это становится для него самоцелью, он забывает обо всем остальном. Эти два фактора объединяют и проигравшего и выигравшего за одним столом. Однако трагедия их находится еще в тайне от них;
- Шестое. Жизнь и поведение людей, играющих в азартные игры. представляют серьезную опасность для общества и человека, так как это безумная трата времени и усилий, оставляющая людей без работы. Игроки берут от жизни все необходимое, но от себя не дают ей ничего. Они развлекаются, но не работают, и не производят, забывая обо всем, в чем обязаны они перед Богом своим, религией и обществом. Любители "зеленого стола", как их еще называют, продают в азарте ради игры и религию свою, и планы, и цели. и родину свою. Всю правду ищут они на "зеленом столе".
"О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает зародитьь среди вас вражду и ненависть вином и мaйсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?"(Сура аль-Маида, аяты 90-91).
Эта сура Корана цитируется потому, что вред, наносимый азартной игрой человеку, семье, родине, нравственности почти такой же, как и от вина и майсира (азартная игра у древних арабов). Там, где азартная игра, там всегда и вино. Друг без друга они не обходятся.

 

 

Лотерея
Игра в лотерею - вид азартной игры. Ислам не допускает в своем обществе игру в лотерею в какой бы форме она ни велась и какие бы благородные цели ни преследовала, ибо участие в лотерее предусматривает присвоение имущества чужого человека.

 

Кино
Часто спрашивают: "Можно ли мусульманам посещать кинотеатры?"
Ответ: можно, если соблюдать следующие требования:
- Во-первых, в кино не должны демонстрироваться сцены разврата, распутства, прелюбодейства, а также то, что противоречит идеям шариата, нравственности.
В фильмах не должно быть сцен, которые возбуждали бы природные чувства человека, подстрекая его на грешные проступки, преступления, или же к отступническим мыслям.
- Во-вторых, если посещая кинотеатр, мусульманин не опаздывает на любую из пяти каждодневно предписанных ему молитв. Нельзя мусульманину пропускать салят аль-магъриб из-за посещения вечернего киносеанса.
Сказал Всевышний: "Горе же молящимся, которые о молитве своей небрежны". (Сура аль-Мааун, аяты 4-5);
- В-третьих, если в целях избежания слухов в сплетен, не допускать в кинотеатре соседства и общения между мужчинами и женщинами.
Ибо сказано в хадисе: "Для иного из вас полезнее голову пронзать железной иглой, чем прикасаться к женщине, ему недозволенной." (Приводится у аль-Бухейхи, ат-Тубрани и других).

 

 

Порывающие узы
Ислам запрещает мусульманину изгонять или порывать связи с братом своим по вере, не проявляя снисходительности к нему, и не выждав трех дней для усмирения гнева своего и чувств.
Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: "Не позволено мусульманину изгонять брата своего раньше трех дней, и пройдут эти три, и встретит он его, и поприветствует, и тот ему ответит саламом, и участи избегнет изгоя".(Приводится у Абу Дауда).
Запрет содержится также и в Коране: "Убойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!" (Сура ан-Нисаъ, аят I).
Пророк Мухаммад, мир ему, определил эту связь, дав ей цену у Аллаха. Он сказал: Кто свяжется узами дружбы со мной, благосклонен будет к нему Аллах, кто же связи со мной оборвет, с тем и Он в расстройстве пребудет".
И сказал: "Не войдет в рай порывающий связи .(Приводится у аль-Бухари).

 

 

Девять "нельзя" в этикете мусульманина
В аятах, которые мы упомянули, Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

· Первое из неугодных проявлений - это насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаха, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств и глумлений, шуток и анекдотов. Это есть проявление скрытого высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим.
Сказал Всевышний: "Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их! И женщины - над женщинами: может быть, они - лучше их!" .(Сура аль-Худжурат. аят 11).
В хадисе говорится: "Поистине, Аллах не смотрит на внешность вашу и богатства. ОН смотрит в души ваши и сердца".(Приводится у Муслима).
Разве позволено насмехаться будь то мужчине или женщине над калекой и бедняком?
В Коране повествуется о том, как нечестивцы издеваются над верующими:
- "Поистине, которые прегрешили, смеялись над теми, которые уверовали, и когда проходили мимо них, мигали друг другу, а когда возвращались к своей семье, возвращались с шутками. И когда видели их, говорили: "Ведь эти, конечно, заблудшие!" А они не были посланы хранителями над ними. А в тот день те, которые уверовали, посмеются над неверными". (Сура алъ-Мутафифийн, аяты 29-34).
В аяте ясно говорится о недопустимости насмешек одних над другими.

· Второе. Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать и выискивать недостатки у другого.
Сказано: "Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес".
Отвергнуто злословие и в Коране, в котором говорится:
- "Не позорьте самих себя". (Сура аль-Худжурат. аят 11).
Коран говорит, что все верующие - одно сообщество, они должны быть солидарны друг с другом,и, если один злословит и порочит, то он, по сути, поносит самого себя, ибо он - из них.

· Третье. Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличия.

· Четвертое. Ислам хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Поэтому четвертым явлением, порицаемым исламом, являются подозрительность и недоверие.
- Сказано в Коране: "О те, которые уверовал"! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех". (Сура аль-Худжурат, аят 12).
Вот эти грешные мысли и есть недоверие.

· Пятое. Отсутствие доверия к другим подталкивает к злым мыслям, которые внешне проявляются в выслеживании друг друга. Ислам же требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, ислам отвергает выслеживание и подозрительность.
Чтобы защитить права людей, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, категорически запретил одному человеку заходить в дом другого без его дозволения, пренебрегая и попирая тем самим права хозяев его.
Сказано в хадисе: "Кто войдет в дом без разрешения хозяев его, тому они вправе и глаз выколоть". И мы согласны с этим.
Не разрешается также прислушиваться и к разговору хозяев дома без их ведома и дозволения на то. Коран обязывает всякого, ктo хочет посетить человека в доме его, не входить к нему без дозволения и приветствия:
- "О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это - лучше для вас, может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока ее позволят вам. А если вам скажут: "Вернитесь!", - то возвращайтесь. Это - чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете". (Сура ан-Нур, аяты 27-28).

· Шестое, что отвергается аятом - зто поклеп и хула:
- "И пусть одни из вас не поносят за глаза других". (Сура аль-Худжурат, аят 12).
Решил однажды пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствут. уточнить для сподвижников своих смысл поклепа в форме вопросов и ответов.
Спросил он их:
- "Знаете ли вы, что такое поклеп?"
Сказали они:
- "Аллах и Его посланник научат".
-Сказал он:
- "Упоминание о брате своем с неприязнью".
Сказали те:
- "Разве видел ты, что было в брате то, о чем говорю я?"
- "Если и было в нем то, о чем говоришь ты, и опорочил ты его, и если не было того -.все равно ты возвел на него напраслину" .(Хадис приводится у Муслима. Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Нисаи).
Сказал Всевышний: "Не любит Аллах разглашения о зле в слове, если не от того, кто обижен. Поистине Аллах - слышащий, знающий! " (Сура ан-Нисаъ, аят 148).

· Седьмое. Клевета и сплетня - более страшный харам, нежели поклеп и напраслина.
Коран с начала мекканского периода осудил этот порок, говоря:
- "Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному, хулителю, бродящему со сплетнями". (Сура аль-Къалам, аяты 10-11).

· Восьмое. Мы убедились в том. как ислам защищает честь и достоинство мусульманина, кроме того мы видели и то, с какой заботой относится он к тому, что свято и неприкосновенно.
Посмотрел как-то Абдалла ибн Омар, да будет доволен им Аллах, на Каабу и сказал:
- "Что может быть величественнее тебя и запретнее? Уверовавший - выше святости твоей!!"(Приводйтся у ат-Тирмизи).
Святость уверовавшего заключается в неприкосновенности чести и репутации его, запрете на кровь его и средства. Великий грех ляжет на того, кто оскорбит достоинство человека без основания. В хадисе: "Кто упомянет о мужчине напрасно, с тем, чтобы устыдить его этим, того поместит Аллах в адов огонь до тех пор, пока не сбудется то, о чем говорил он".(Приводит от-Тубрани).
В Коране по этому поводу говорится: "А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, совершают грех". (Сура aль-Ахзаб, аят 58).
Наиболее страшным посягательством на честь является обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.
Коран говорит по этому поводу.
- "Те, которые бросят обвинение в целомудренных, верующих, греха не ведающих - прокляты они в ближайшей жизни и в последующей! Для них великое наказание в тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали. В тот день полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах это - ясная истина". (Сура ан-Нур, аяты 23-25).
И сказал Всевышний: "Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость о тех, которые уверовали, им - мучительное наказание в ближней жизни и в последней. Ведь Аллах звает, а вы не знаете!" (Сура ан-Нур. аят 19).

· Девятое. Запрет наложен на кровь, т.е. на убийство. Ислам освятил жизнь человеческую, наложив запрет на души. Покушение на душу ислам расценивает как самое тяжкое преступление перед Аллахом после куфра, неверия.
Сказано o Кор'ане: "Кто убил душу не за душу или же не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех" {Сура аль-Маидаа, аят 32). Это потому, что род человеческий как одна семья и покушение на душу воспринимается как угроза для всех.
И усилен запрет, если убиенный - из увероваяших в Аллаха. "А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геена, для вечного пребывания им. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовил ему великое наказание!" (Сура aн-Нисa, аят 93).
Однако это вовсе не значит, что убийство немусульманина есть халал. Ислам защищает жизнь любого человека, если он не воюет с мусульманами. А если он муагьид, т.е. не принявший ислама и живущий на территории мусульман на договорных основаниях, то не дозволено никому покушаться на него. Об этом сказал пророк исламе:
- "Кто убил муагьида, тот и запаха рая не почует, для него ароматы его - на расстоянии в сорок лет".(Пвиводит аль-Бухари и др.)
Запрет на кровь снимается на основании высказывания Всевышнего:
- "Не убивайте душу, каторую запретил Аллах, иначе как по праву" (Сура аль-Анам. аят 151)

 

 

Как тратить свои средства?
Если чужое богатство неприкосновенно, то имущество собственное тоже находится под определенным запретом, ибо нельзя бездумно расточать его налево и направо.
Ислам - религия справедливости и умеренности, а умма исламская - умма, предпочитающая середину. Мусульманин справедлив и умерен в каждом деле, исходя из этого запретил Аллах верующим расточительство и бездумную трату, так же, как отвергает Он скупость, скряжничество и чрезмерную экономию. Сказал Всевышний:
- "О сыны Адама! Берите свои украшения у каждой мечети; eшьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!" (Сура аль-Ираф. аят 31).
- И сказал: "И давай родственнику должное eму, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно,- ведь расточители - братья шайтанов". (Сура aль-Исра, аяты 26-27).
Расточительство добра у Аллаха такой же хорам как вино, наркотики, золотая и серебрянная посуда, причем, расточение и в малом, и в большом.
Сказал имам ар-Рази в толковании высказывания Всевышнего:
- "И спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: "Остаток" (Сура аль-Бакара. аят 219).
- что Аллах Всевышний учит людей расходовать и говорит посланнику Своему, молитва и мир ему:
- "И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно".(Сура аль-Исраъ, аят 26).
- "И не делай твою руку привязанной у шеи и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким". (Сура аль-Исраъ. аят 30).
- "И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны". (Сура аль-Фуркан, аят 67).

 

 

Как относишься к немусульманам?
Если бы мы решили собрать сведения, характеризующие отношение ислама к немусульманам в свете того, что разрешено, что запрещено, то два аята из Книга Аллаха дали бы об этом короткое и наиболее полное представление.
Сказал в них Всевышний: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благоденствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те нечестивые". (Сура аль-Мумтахина, аяты 8-9).

 

 

Особый взгляд на обладателей Писания
К людям Писания, евреям и христианам, независимо от того, живут они среди мусульман или нет, у ислама отношение особое. Коран зовет их не иначе, как "О люди писания" и "О те, которым ниспослано писание", указывая тем самым, что они по происхождению - люди небесной религии, что между ними и мусульманами - родство и близость, которые выражаются в основах одной религии, с которой послал Аллах всех Своих пророков: "Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли мы тебе и что завещали Ибрагиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" (Сура аш-Шура, аят 13).
Мусульмане требуют верить во все книги Божьи вместе, всем пророкам, и не осуществлялась вера их иначе, как в словах:
- "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, в что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их, мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся". (Сура аль-Бакара, аят 136).
Люди писания, если они читают Коран, находят в нем восхваление книгам их, пророкам и посланникам. А если мусульмане спорят с людьми писания, то сторонитесь сомнений, которые возбуждают гнев:
- "И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, хроме тех из них, которые несправедливы, и говорите:"Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся" . (Сура аль-Анкабут, аят 46)
Мы уже говорили о том, что мусульманину исламом дозволена пища людей писания, их женщины и т.д. Об этом говорится в Коране:
- "Сегодня разрешены вам блага; и пища тех, кому даровано писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до вас". (Сура аль-Маида, аят 5).
Это то, что касается обладателей писания в целом. Относительно назарян (христиан) следует сказать особо. Их Коран ставит ближе к сердцам мусульман. Сказал Всевышний: "И ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверивавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся". (Сура аль-Маида, аят 82).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.