Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.
Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах.
Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды. Вот что говорится об этом в одном из знамений Священного Корана: «Скажи [Мухаммад] истинно уверовавшим в Бога мужчинам, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою от [грехов]. [Поступать] так – наиболее благонравно для них. Господь же сведущ о том, что совершают они. И скажи женщинам, истинно верующим в Бога, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою [от грехов]. И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь.[1] И пусть не выставляют красоту свою, кроме как для мужей своих, отцов своих, отцов мужей своих…» (Св. Коран, 24:31).
Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту свою, кроме как пред теми из мужчин, за кого она в силу родственных связей не имеет права выйти замуж.
Что касается фразы «и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» («илля ма захара минхэ»), то здесь подразумеваются лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая случайно оголилась и контуры тела, которые не скрываемы даже свободной, не облегающей одеждой (данный комментарий учитывает и мнения столь авторитетных ученых, как Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и др.).
Ставшие привычными для современного (в большей части нерелигиозного) общественного сознания представления о женской одежде обусловлены влиянием западных стандартов в одежде и поведении с присущей им тенденцией к чрезмерной открытости и обнаженности. Подобный подход к женской одежде противоречит морально-этическим идеалам не только исламской, но и христианской и иудейской религий.[2]
В Преславном Коране - Священном Писании, завершающем цикл Божественных Откровений человечеству, а также в высказываниях последнего Божьего Посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) четко определены основополагающие требования к женской одежде, суть которых заключается в следующем.
1. Необходимо, чтобы одежда прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук, а также волосы (согласно цитированному выше комментарию к 31 аяту 24 суры Священного Корана). Из высказываний Пророка на эту тему можно привести хадис от его супруги ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах): «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут Пророк охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)».[3]
2. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающейся. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал о том, что «одетые и в тоже время обнаженные, раскачивающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже его благоухания» (хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима).[4]
Однажды женщины из племени Бану Тамим посетили жену Пророка ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах). На них были тонкие прозрачные одежды. ‘Аиша сказала им: «Если вы истинно верующие мусульманки, то это не та [одежда], что подобает вам!» А в другой раз к ней зашла невеста, на которой была накинутая тонкая прозрачная вуаль. ‘Аиша, увидев это, сказала: «Кто одевается таким образом, тот не уверовал в истинность суры «ан-Нур!».[5]
3. Одежда не должна быть облегающей.
4. Одеяние женщины должно соответствовать традиционно женскому, а не мужскому стилю в одежде.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) высказывал однозначное и категорическое осуждение в адрес женщин, старающихся походить на мужчин, и мужчин, которые стараются походить на женщин, ибо подобные явления чужды природе человека.[6]
Женская одежда, не соответствующая вышеперечисленным четырем установлениям, противоречит канонам Ислама и ношение ее наказуемо Господом в Судный День.
Если бы женщины придерживались упомянутых норм в своей одежде, они всесторонне облегчили бы себе жизнь!
Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на земле.
[1] Употребленное в тексте арабское слово «джуюб» («جيوب») означает «разрез одежды на верхней части груди». См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, с. 353.
[2] Исламские требования скромности и умеренности, предъявляемые к женской одежде, полностью соответствуют духу морально-нравственных заповедей Библии. Традиция авраамического Единобожия уделяет особое внимание внешнему виду женщин, уверовавших в Господа своего – сокрытость женского тела от посторонних, нескромных взглядов, «целомудренные одеяния» всегда символизировали чистоту и непорочность женщины. Покрывало (евр. «цаиф», перс. «чадур», араб. «хиджаб») с древнейших времен было неотъемлемой частью женского костюма (См.: Ис. 3:22; Быт. 38:19). Покрывало носилось женщинами и как украшение (Песн. П. 4:1, 3) (в русском переводе слово «покрывало» передано словом «кудри»); и как свадебная одежда (Быт. 24:65). Ветхозаветная традиция продолжается и в Новом Завете: «Желаю,… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя», - пишет апостол Павел (1 Тим. 2:8, 9) В еврейских и первых христианских общинах женщина должна была ходить с покрытой головой (особенно во время молитвы), показывая пример благочестия и богобоязненности не только перед людьми, но и ангелами: «Если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Жена… должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Кор. 11:6, 10).
[3] См.: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988, т. 12, с. 152.
[4] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 311, хадис № 5045, достоверный «сахих».
[5] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 438.
[6] «Проклял Господь женщин, старающихся походить на мужчин [в одежде, формах общения и поведения], и мужчин, старающихся походить на женщин» (хадис от Ибн Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7265, достоверный «сахих». Данный запрет является одной из строгих заповедей Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие» (Втор. 22:5).