Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ф-11 Финансовая система РФ: понятие, структура

Финансовая система- это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денеж­ных средств;

- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и пред­приятий;

-это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы цен­трализованных финансов и децентрализован­ных финансов.

Финансовая система как форма организации денежных отноше­ний может быть подразделена на тривзаимосвязанныеподсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресур­сов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления. Этими обособленными подсистемами являются: (1) финансы ор­ганизаций; (2) финансы домохозяйств; (3) государственные и муниципальные финансы.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соот­ветствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей.

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формиро­вания и использования денежных фондов у конкретных экономиче­ских субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные фи­нансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перерас­пределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значи­тельная часть указанных средств в дальнейшем направляется на фи­нансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций,субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадле­жит финансам коммерческих организаций.Здесь создаются матери­альные блага, производятся товары, оказываются услуги, формирует­ся прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы фи­нансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специали­зирующиеся на организации взаимодействия лиц. имеющих времен­но свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денеж­ных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, ис­пользуемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в форми­ровании централизованных финансов посредством налоговых плате­жей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возмож­ности создаются для развития экономики, социальной сферы.

Централизованные финансыпредставлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюдже­тов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, которая регулируется нормами права и основывается на эконо­мических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы на­ходятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления.

Федеративное устройство России включает три уровня управле­ния: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень. Каждый из них предпо­лагает наличие собственных законодательных и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюд­жета. Бюджеты являются финансовой основой управления государ­ственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система РФ также включает три уровня:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориаль­ных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Бюджеты субъектов РФ включают (всего 83):

- бюд­жеты республик в составе РФ (21);

- бюджеты краев (9);

- бюджеты областей(46);

- бюджет автономной области (1);

- бюд­жеты автономных округов (4);

- бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга (2).

Местные бюджетывключают (всего около 29 тысяч):

-бюджеты муниципальных районов;

-бюджеты горо­дских округов;

- бюд­жеты внутригоро­дских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Государственные внебюджетные фон­ды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхова­ния РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных зако­нов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государст­венных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъек­тов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты, которые обслуживают функ­ционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как

- способ финансирования дефицитов бюд­жетов и

- средство по­крытия временной недостаточности финансовых ресурсов для испол­нения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федераль­ного уровня, уровня субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физиче­скими лицами, иностранными государствами, международными фи­нансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные органы исполнительной вла­сти РФ преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта.

Государственные и муниципальные займы — это денежные средст­ва, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных го­сударств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.