Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ

КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ, БАНК РОССИИ – ЕДИНАЯ СИСТЕМА

 

Управление Федерального казначейства по Новосибирской области

 

 

В данной статье рассматривается история существования и дальнейшего развития в современных условиях Казначейства России и Банка России. Освещены предпосылки и этапы формирования казначейской системы исполнения бюджета, а также функции Казначейства России и Банка России в эти периоды.

 

Новейшая история Казначейства началась с того, что Департамент государственного казначейства и местные казначейства декретами от 31 октября 1918 и 4 мая 1919 были объединены с Народным банком РСФСР.

В 1920 Народный банк РСФСР ликвидировали, а кассовое исполнение бюджета возложили на специальные приходно-расходные кассы Наркомфина РСФСР.

В период с 1925 по 1928 в рамках кассовой реформы в СССР осуществлен переход от казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета к банковской. Уже в октябре 1925 наличность приходно-расходных касс Наркомфина СССР и касс Госбанка СССР была объединена с целью улучшения исполнения бюджета. На приходно-расходные кассы Наркомфина СССР было возложено проведение ряда банковских операций: ведение текущих счетов, переводы, выплаты выигрышей и других. В октябре 1927 в ряде территорий РСФСР такие кассы были преобразованы в казначейские части Госбанка СССР, проводившие все операции по исполнению бюджета. Связанные с этими операциями кассовые функции исполняли учреждения Госбанка СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР в августе 1928 кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР. Казначейские части и приходно-расходные кассы Наркомфина СССР были упразднены. В составе Бюджетного управления Наркомфина СССР образован отдел исполнения союзного бюджета.

Казначейские подразделения были уничтожены и в структуре Госбанка СССР. Вся казначейская деятельность сосредоточилась в Московском бюджетном отделении Госбанка СССР.

К 1948 стало очевидным, что работа Госбанка СССР по кассовому исполнению государственного бюджета СССР требовала улучшения, поскольку в ней имелись серьезные недостатки. Все это послужило причиной принятия в декабре 1948 Советом министров СССР Постановления «О мерах по улучшению работы Госбанка по кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Согласно этому постановлению в составе центрального аппарата Госбанка СССР появилось самостоятельное Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР с широким спектром руководящих и контролирующих функций. Кроме того, в составе контор Госбанка СССР были организованы отделы по кассовому исполнению государственного бюджета СССР, а кассовое исполнение местных бюджетов было передано вместе со специалистами из коммунальных банков в Госбанк. К 1 апреля 1949 реорганизация в основном завершилась, а 1 мая того же года на коллегии Минфина СССР была утверждена новая Инструкция по кассовому исполнению государственного бюджета СССР.

В сентябре 1989 министр финансов СССР В.С. Павлов на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР заявил, что расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности предполагают обособление государственного имущества как самостоятельного объекта финансового управления. Это потребует изменений функций и структуры финансовой системы, создания специализированных органов, задачами которых стали бы контроль за движением государственного имущества в виде ценных бумаг, взимание арендной платы и другие операции.

13 июля 1990 на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В декабре 1991 реализовалась идея министра финансов СССР В.С. Павлова: в составе Министерства экономики и финансов РСФСР появилось Управление исполнения бюджета (Казначейство). Новое ведомство сразу приступило к открытию кредитов по республиканскому бюджету РСФСР на первый квартал нового 1992 с правом расходования с 1 января. Расходные расписания – еще советского образца – подписывались начальником Управления и главным бухгалтером по республиканскому бюджету и направлялись по отработанной схеме – в Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР Госбанка СССР (Банк России).

В течение 1991-1992 под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков.

В феврале 1992 Госбанк СССР и Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР прекратили свое существование, и система исполнения бюджета развалилась.

После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

Ситуация была критической. Республиканский бюджет страны не утвержден. Сведения о доходах бюджета недоступны. Открытие кредитов по республиканскому бюджету для финансового обеспечения функционирования государственных институтов прекращено. Учреждения и организации вправе расходовать средства только в пределах открытых в декабре-январе кредитов. Выдача средств из бюджета практически остановлена. Новых правил исполнения бюджета нет, старые в полном объеме неприменимы.

В феврале 1992 руководство Банка России принимает решение продолжить работу по зачислению доходов бюджета и сообщать Минфину и Правительству Российской Федерации о зачисленных доходах по старой схеме.

Средства федерального бюджета перечислялись с текущего счета по учету средств федерального бюджета Минфина России на соответствующие счета отдельных министерств и ведомств, их учреждений, организаций, предприятий и, находясь под формальным контролем расчетно-кассовых центров Банка России, фактически никем не контролировались. В результате на счете Минфина России ощущалась острая нехватка средств при наличии остатков на счетах отдельных министерств, ведомств и их учреждений, предприятий и организаций. Доверие к государственным институтам и их структурам падало. Расширялась практика заимствований.

В этот период Управление исполнения бюджета (Казначейство) составляет прогнозы и по согласованию с Бюджетным управлением и другими структурными подразделениями Минфина России, а также с руководством министерства устанавливает лимиты финансирования расходов на соответствующий месяц.

Министерства и ведомства ежемесячно (а фактически ежедневно) представляли в структурные подразделения Минфина России платежные поручения, которые после проверки их соответствия предусмотренным лимитам на конкретный квартал или месяц визировались и передавались в Управление исполнения бюджета (Казначейство).

Выдача средств со счета Минфина России осуществлялась Управлением ежедневно в пределах остатка на счете. Дважды в день – утром и вечером – информацию о состоянии счета получал министр.

Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 февраля 1992 составлен на двух листах по данным Банка России. Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 марта 1992 по расходам составлен расчетно, как разница между суммой финансирования (перечисления средств на текущие счета министерств и ведомств) и суммой остатков на счетах по данным Банка России. Начиная с отчета на 1 мая 1992 и заканчивая отчетом на 1 января 2003 плановые назначения не указывались. Отчеты об исполнении федерального бюджета составлялись ежемесячно на двух листах.

Законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации не были приняты в полном объеме, а информация об их исполнении поступала разрозненно. Годовой отчет об исполнении бюджетов в Российской Федерации (консолидированного бюджета) за 1992 не составлялся.

В такой обстановке в Минфине России по инициативе начальника Управления исполнения бюджета (Казначейства) вырабатываются концептуальные предложения, связанные с образованием и установлением казначейской системы исполнения бюджета.

8 декабря 1992 указом Президента РСФСР № 1556 «О федеральном казначействе» образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, по Москве и Санкт-Петербургу, по городам и районам.

Начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельную федеральную службу было принято в 2004 в ходе проводимой административной реформы. В новом качестве система федерального казначейства начала функционировать с 1 января 2005. Ряд функций, которые ранее выполняло Министерство финансов Российской Федерации посредством находящегося в его структуре Департамента – Главного управления федерального казначейства, были переданы новому федеральному органу исполнительной власти – Федеральному казначейству.

Что касается функций Федерального казначейства как участника бюджетного процесса, обладающего специальными полномочиями, то они практически не изменяются. Как и прежде, это функции по обеспечению кассового обслуживания исполнения федерального бюджета; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета; осуществлению распределения доходов между бюджетами бюджетной системы; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы; составлению отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

В России действует казначейская система исполнения бюджета, при которой регистрацию поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов казначейства. В целях исполнения бюджета по доходам и осуществления платежей из федерального бюджета органы Федерального казначейства открывают единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) в Банке России.

Таким образом, в процессе реализации единой финансово-бюджетной политики Российской Федерации между Федеральным казначейством и Банком России предусмотрено тесное сотрудничество и активное взаимодействие.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство России, Банк России, кассовое исполнение бюджета.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.