Управление Федерального казначейства по Новосибирской области
В данной статье рассматривается история существования и дальнейшего развития в современных условиях Казначейства России и Банка России. Освещены предпосылки и этапы формирования казначейской системы исполнения бюджета, а также функции Казначейства России и Банка России в эти периоды.
Новейшая история Казначейства началась с того, что Департамент государственного казначейства и местные казначейства декретами от 31 октября 1918 и 4 мая 1919 были объединены с Народным банком РСФСР.
В 1920 Народный банк РСФСР ликвидировали, а кассовое исполнение бюджета возложили на специальные приходно-расходные кассы Наркомфина РСФСР.
В период с 1925 по 1928 в рамках кассовой реформы в СССР осуществлен переход от казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета к банковской. Уже в октябре 1925 наличность приходно-расходных касс Наркомфина СССР и касс Госбанка СССР была объединена с целью улучшения исполнения бюджета. На приходно-расходные кассы Наркомфина СССР было возложено проведение ряда банковских операций: ведение текущих счетов, переводы, выплаты выигрышей и других. В октябре 1927 в ряде территорий РСФСР такие кассы были преобразованы в казначейские части Госбанка СССР, проводившие все операции по исполнению бюджета. Связанные с этими операциями кассовые функции исполняли учреждения Госбанка СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР в августе 1928 кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР. Казначейские части и приходно-расходные кассы Наркомфина СССР были упразднены. В составе Бюджетного управления Наркомфина СССР образован отдел исполнения союзного бюджета.
Казначейские подразделения были уничтожены и в структуре Госбанка СССР. Вся казначейская деятельность сосредоточилась в Московском бюджетном отделении Госбанка СССР.
К 1948 стало очевидным, что работа Госбанка СССР по кассовому исполнению государственного бюджета СССР требовала улучшения, поскольку в ней имелись серьезные недостатки. Все это послужило причиной принятия в декабре 1948 Советом министров СССР Постановления «О мерах по улучшению работы Госбанка по кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Согласно этому постановлению в составе центрального аппарата Госбанка СССР появилось самостоятельное Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР с широким спектром руководящих и контролирующих функций. Кроме того, в составе контор Госбанка СССР были организованы отделы по кассовому исполнению государственного бюджета СССР, а кассовое исполнение местных бюджетов было передано вместе со специалистами из коммунальных банков в Госбанк. К 1 апреля 1949 реорганизация в основном завершилась, а 1 мая того же года на коллегии Минфина СССР была утверждена новая Инструкция по кассовому исполнению государственного бюджета СССР.
В сентябре 1989 министр финансов СССР В.С. Павлов на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР заявил, что расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности предполагают обособление государственного имущества как самостоятельного объекта финансового управления. Это потребует изменений функций и структуры финансовой системы, создания специализированных органов, задачами которых стали бы контроль за движением государственного имущества в виде ценных бумаг, взимание арендной платы и другие операции.
13 июля 1990 на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В декабре 1991 реализовалась идея министра финансов СССР В.С. Павлова: в составе Министерства экономики и финансов РСФСР появилось Управление исполнения бюджета (Казначейство). Новое ведомство сразу приступило к открытию кредитов по республиканскому бюджету РСФСР на первый квартал нового 1992 с правом расходования с 1 января. Расходные расписания – еще советского образца – подписывались начальником Управления и главным бухгалтером по республиканскому бюджету и направлялись по отработанной схеме – в Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР Госбанка СССР (Банк России).
В течение 1991-1992 под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков.
В феврале 1992 Госбанк СССР и Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР прекратили свое существование, и система исполнения бюджета развалилась.
После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Ситуация была критической. Республиканский бюджет страны не утвержден. Сведения о доходах бюджета недоступны. Открытие кредитов по республиканскому бюджету для финансового обеспечения функционирования государственных институтов прекращено. Учреждения и организации вправе расходовать средства только в пределах открытых в декабре-январе кредитов. Выдача средств из бюджета практически остановлена. Новых правил исполнения бюджета нет, старые в полном объеме неприменимы.
В феврале 1992 руководство Банка России принимает решение продолжить работу по зачислению доходов бюджета и сообщать Минфину и Правительству Российской Федерации о зачисленных доходах по старой схеме.
Средства федерального бюджета перечислялись с текущего счета по учету средств федерального бюджета Минфина России на соответствующие счета отдельных министерств и ведомств, их учреждений, организаций, предприятий и, находясь под формальным контролем расчетно-кассовых центров Банка России, фактически никем не контролировались. В результате на счете Минфина России ощущалась острая нехватка средств при наличии остатков на счетах отдельных министерств, ведомств и их учреждений, предприятий и организаций. Доверие к государственным институтам и их структурам падало. Расширялась практика заимствований.
В этот период Управление исполнения бюджета (Казначейство) составляет прогнозы и по согласованию с Бюджетным управлением и другими структурными подразделениями Минфина России, а также с руководством министерства устанавливает лимиты финансирования расходов на соответствующий месяц.
Министерства и ведомства ежемесячно (а фактически ежедневно) представляли в структурные подразделения Минфина России платежные поручения, которые после проверки их соответствия предусмотренным лимитам на конкретный квартал или месяц визировались и передавались в Управление исполнения бюджета (Казначейство).
Выдача средств со счета Минфина России осуществлялась Управлением ежедневно в пределах остатка на счете. Дважды в день – утром и вечером – информацию о состоянии счета получал министр.
Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 февраля 1992 составлен на двух листах по данным Банка России. Отчет об исполнении республиканского бюджета на 1 марта 1992 по расходам составлен расчетно, как разница между суммой финансирования (перечисления средств на текущие счета министерств и ведомств) и суммой остатков на счетах по данным Банка России. Начиная с отчета на 1 мая 1992 и заканчивая отчетом на 1 января 2003 плановые назначения не указывались. Отчеты об исполнении федерального бюджета составлялись ежемесячно на двух листах.
Законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации не были приняты в полном объеме, а информация об их исполнении поступала разрозненно. Годовой отчет об исполнении бюджетов в Российской Федерации (консолидированного бюджета) за 1992 не составлялся.
В такой обстановке в Минфине России по инициативе начальника Управления исполнения бюджета (Казначейства) вырабатываются концептуальные предложения, связанные с образованием и установлением казначейской системы исполнения бюджета.
8 декабря 1992 указом Президента РСФСР № 1556 «О федеральном казначействе» образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, по Москве и Санкт-Петербургу, по городам и районам.
Начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельную федеральную службу было принято в 2004 в ходе проводимой административной реформы. В новом качестве система федерального казначейства начала функционировать с 1 января 2005. Ряд функций, которые ранее выполняло Министерство финансов Российской Федерации посредством находящегося в его структуре Департамента – Главного управления федерального казначейства, были переданы новому федеральному органу исполнительной власти – Федеральному казначейству.
Что касается функций Федерального казначейства как участника бюджетного процесса, обладающего специальными полномочиями, то они практически не изменяются. Как и прежде, это функции по обеспечению кассового обслуживания исполнения федерального бюджета; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета; осуществлению распределения доходов между бюджетами бюджетной системы; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы; составлению отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
В России действует казначейская система исполнения бюджета, при которой регистрацию поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов казначейства. В целях исполнения бюджета по доходам и осуществления платежей из федерального бюджета органы Федерального казначейства открывают единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) в Банке России.
Таким образом, в процессе реализации единой финансово-бюджетной политики Российской Федерации между Федеральным казначейством и Банком России предусмотрено тесное сотрудничество и активное взаимодействие.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство России, Банк России, кассовое исполнение бюджета.