По дисциплинеправа человека вид дисциплиныобщий курс
Специальность Юриспруденция
Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:
к. ю. н., ст. прподаватель кафедры прав человека и политико- всего ____54 (26)___, в том числе
правовых учений Института права БашГУ Тулупова Е. О. лекций_____12____
семинарских_________
практических занятий___14___
лабораторных_____________
консультаций______________
самостоятельная работа студентов
___________26___КСР_2_____
зачеты _____2_____семестры
экзамены _________семестры
Уфа - 2013
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ГСЭ.Р. 00.
Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ГСЭ.Р.03.
Права человека
Введение в курс «права человека»; история развития правовой и философской мысли о правах человека; соотношение прав человека с правовым гос-вом и гражданским обществом; глобализация и права человека. Становление международного сотрудничества в области прав человека. Международные стандарты в области прав человека; правовой статус человека и гражданина; классификация прав человека; международный механизм защиты прав человека; региональный (континентальный) механизм защиты прав человека; национальный (внутригос-венный) механизм защиты прав человека (на примере РФ); правовое положение лиц, нуждающихся в особой защите; неправительственные (общественные) правозащитные организации (НПО) в механизме защиты прав человека; проблемы развития прав человека на современном этапе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса обусловлена рядом причин.
Права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Россия провозгласила курс на строительство правового гос-ва. По Конституции РФ 1993 года, права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Однако ситуация с их соблюдением в нашей стране далека от желаемой и по сложившимся историческим причинам, и по экономическим. При этом фактор субъективный - нигилистическое отношение общества к правам человека - не менее, а то и более значимый, чем объективный (экономика, политика и т.д.).
И гос-венные чиновники, и рядовые граждане часто не задумываются, а иногда и не знают, не догадываются о том, что происходит в сфере прав человека рядом с ними.
Все это нередко приводит к произволу и беззаконию в гос-ве, негативно сказывается на становлении и развитии нашего гос-ва как правового и демократического.
Многое здесь зависит от недостатка систематизированных знаний о правах человека. И это положение необходимо исправлять с помощью развития соответствующих образовательных программ.
Основная задача курса заключается в том, чтобы студент уяснил, что такое «права человека», показать ему взаимосвязь между правовым гос-вом, развитием - институтов гражданского общества и состоянием прав человека, представить весь механизм защиты прав человека в комплексе и взаимосвязи.
Студент должен знать и уметь разбираться в основных понятиях и категориях, уметь ими оперировать. В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представления о сущности и социальной ценности прав человека, осознавать междисциплинарный характер предмета, а также приобрести определенные умения и навыки по защите прав человека на самых разных уровнях. В ходе изучения дисциплины студент должен осознать, что означает универсальный и естественный характер прав человек, увидеть процесс развития идеи о правах человека в динамике, т.е. понять какие процессы обуславливают появление все новых и новых прав. Студент также должен научиться анализировать любые конфликтные ситуации с точки зрения нарушения прав человека, научиться применять на практике международные нормы о правах человека.
Воспитательная роль дисциплины. Материал курса направлен также на то, чтобы воспитать социально активных и законопослушных граждан; сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и беззаконию.
Данная дисциплина находится в тесной взаимосвязи не только с другими юридическими дисциплинами, такими как: теория гос-ва и права, история политических и правовых учений, конституционное право, уголовное право и т.д., но и с рядом общих гуманитарных дисциплин, среди которых следует назвать: философию, социологию, политологию и др.
Учитывая вышеизложенное, последовательное изучение данного предмета позволит студентам получить более прочные знания, всестороннее расширить свой кругозор.
Данный учебно-методический комплекс включает в себя программу лекционного курса, план семинарских занятий, общие методические указания для подготовки к предмету, примерную тематику сочинений по правам человека, основные понятия и категории, которые должен уяснить студент, список рекомендуемой литературы.