Используется ли хоровое пение на уроках музыки в общеобразовательной школе
нет
+да
Какие задачи решает работа над вокально-хоровыми произведениями на уроках музыки в общеобразовательной школе?
решение только узкопевческих задач
+формирование вокально-хоровых навыков с решением задач по художественно-эстетической ориентации школьников
Наиболее древний вид музыкального творчества
искусство хорового дирижирования
+искусство хорового пения
искусство оркестрового дирижирования
Почему наиболее целесообразно осуществлять эстетическое воспитание детей и юношества именно на базе хорового обучения?
+оно, доступно практически каждому человеку, имеет массовый характер, учитывает различные возрастные категории, использует разнообразные обучающие программы
доступно каждому человеку и учитывает различные возрастные категории
имеет массовый характер
Научное обоснование основных принципов хоровой работы было осуществлено
в 19 веке
+в 20 веке
в 18 веке
Кем был написан первый хороведческий труд?
Э.Б.Абдуллин
+П.Г.Чесноков
Г.Г.Нейгауз
Как назывался первый хороведческий труд?
+«Хор и управление им»
«Работа с хором»
«Хоровая фактура»
В каком году был написан первый хороведческий труд?
+1940
Какие виды искусств объединяет в себе процесс хорового пения
только музыка
музыка и пение
+музыка и литература (поэтика)
Установите соответствие между автором и его трудом
[3]Э.Б.Абдуллин
[4]П.Г.Чесноков
«Методология педагогики музыкального образования»
«Хор и управление им»
Кто из перечисленных не занимался вопросами вокально-хоровой работы с детьми?
Г.П.Стулова
Ю.Б.Алиев
+Г.М.Цыпин
Д.Е.Огороднов
Установите соответствие между автором и его трудом
[4]Г.П.Стулова
[3]Ю.Б.Алиев
«Настольная книга школьного учителя-музыканта»
«Теория и практика работы с детским хором»
Направления в хоровом пении:
+академическое и народное
профессиональное и любительское
самодеятельное и профессиональное
музыкальное и поэтическое
Особенностями русского народного хора является
разделение голосов на женские и мужские голоса
диапазон – две октавы, сглаживание регистров
+открытость звука
Установите соответствие между характеристикой и направлением
[3]академическая манера пения, подразделение голосов на С+А+Т+Б, диапазон каждой хоровой партии две октавы, сглаживание регистров
[4] более открытая манера звукоизвлечения, подразделение голосов на низкие, средние и высокие женские и мужские голоса, резкое разграничение регистров
академический хор
народный хор
Установите соответствие между направлением и его характеристикой
[3]единое условие вокальной работы – академическая манера пения
[4]строит свою работу на основе местных или областных певческих традиций
академический хор
народный хор
Певческие голоса делятся на группы
+женские, мужские и детские
смешанные, однородные и неполные
музыкальные и немузыкальные
Согласны ли вы с утверждением, что одноголосные хоры могут быть как однородными так и смешанными?
+да
нет
Установите соответствие между типом хора и его составом
[3]однородный хор
[4]смешанный хор
Т+Б
С+А+Т+Б
Однородным называется хор,
объединяющий певческие голоса нескольких групп
+состоящий из певческих голосов одной группы
исполняющий одноголосные хоровые партитуры
В каких вокальных партиях хора отдается предпочтение в использовании divisi
в крайних голосах
+в средних голосах
Одной из форм хорового исполнительства является капелла, название которой произошло от того, что:
+в средние века так называлось место в католической церкви, где помещались музыканты
так обозначалось сопровождение церковной службы
в переводе означает «певец»
Установите соответствие между термином и его определением
[4]пение (произведение) без инструментального сопровождения
[3]разделение голосов внутри одной хоровой партии
divisi
a cappella
К трудностям работы оперного хорового певца относится:
хоровая партия должна быть выучена наизусть в соответствии с требованиями ансамблирования, строя и выполнением образно-актерских задач
театральные аксессуары (костюмы, грим, реквизит)
+все
Принципы работы хоровой группы ансамбля песни и пляски (танца) схожи с работой
капеллы
+хора музыкально-оперного театра
любого другого хора
Камерные хоры отличаются:
монументальностью исполнения, эпическим размахом
+особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью
исполнением произведений оперных и ораториальных жанров
Установи соответствие между датой и событием
[4]возникновение ансамблей песни и пляски в воинских частях
[3]возникновение оперного хора, как отдельной формы хорового исполнительства
1600год
1928год
Главным хормейстером Башкирского государственного театра оперы и балета является
Э.Х.Гайфуллина
Хоровые коллективы высших музыкальных учебных заведений (консерваторий, институтов и академий искусств) относятся к:
профессиональным хорам
полупрофессиональным хорам
+учебным хорам
оперным хорам
Основная работа с детьми в хоровых студиях ведется
на занятиях по оркестровому классу
+на хоровых занятиях
на индивидуальных занятиях
Создатель Государственной академической хоровой капеллы РБ
Т.С.Сайфуллин
Какой из приведенных ниже компонентов не входит в определение хора:
вокально-исполнительский коллектив, объединённый творческими целями и задачами
состоит из хоровых партий, основой каждой из которых служит унисон
исполняет произведения без сопровождения (a cappella) и с сопровождением
+вокально-инструментальный ансамбль, объединивший начинающих дирижеров в творческий коллектив
Основной и минимальной структурной единицей хора является:
+хоровая партия
каждый певец хора
хоровой коллектив
Установи соответствие между деятелем культуры и его вкладом в развитие хоровой культуры республики
[4]главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета
[3]создатель Государственной академической хоровой капеллы РБ
Т.С.Сайфуллин
Э.Х.Гайфуллина
Хоровая партия это:
основная хоровая партитура, предназначенная для исполнения хоровыми голосами
+согласованный ансамбль певцов, голоса которых относительно одинаковы по диапазону и тембру
партия сопрано, альта, тенора и баса
С чем связан выбор наименьшего количества певцов в хоровой партии:
+с применением цепного дыхания
с исполнением унисона
ни с чем не связано
Вид хора это:
характеристика исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов
+характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий
характеристика исполнительского коллектива по тембру и звуковому диапазону
Какой состав относится к неполному смешанному хору:
С+А+Т+Б
А1+А2+С
+С+А+Т
Тип хора это
+характеристика исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов
характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий
характеристика исполнительского коллектива по тембру и звуковому диапазону
Установи соответствие между типом хора и составом хоровых партий
[3]А1+А2+С
[4]С+А1+А2+Т+Б
однородный
смешанный
Теоретически возможный минимальный состав смешанного хорового коллектива.
8 человек
+12 человек
25 человек
Установи последовательность хоровых партий в партитуре
[3]тенор
[4]бас
[2]альт
[1]сопрано
Назовите общий диапазон партии тенора
до 1- до 3
доб- до 2
+дом- до 2
Назовите общий диапазон партии сопрано
+до 1- до 3
доб- до 2
дом- до 2
Исполнительский хоровой коллектив, характеризующийся по количеству самостоятельных хоровых партий называется:
+вид хора
строй хора
ансамбль хора
Хор, разделенный на две части, каждая из которых относительно самостоятельна и может представлять собой как смешанный, так и однородный состав, называется
камерный хор
+двойной хор
большой хор
Количественный состав малого (камерного) хора
+20-30человек
50-60 человек
80-100человек
Количественный состав большого смешанного хора
20-30человек
50-60 человек
+80-100человек
Установи соответствие между видом хора и его количественным составом
[3]камерный хор
[4]большой смешанный хор
20-30человек
80-100человек
Какова традиционная расстановка хора
+родственные партии стоят в одной группе, по левую руку от дирижера – высокие голоса, по правую – низкие
родственные партии стоят в одной группе, по левую руку от дирижера – низкие голоса, по правую – высокие
каждая партия расположена группой, подобно сектору
Какой расстановкой хора обычно пользуются при звукозаписи
родственные партии стоят в одной группе, по левую руку от дирижера – высокие голоса, по правую – низкие
родственные партии стоят в одной группе, по левую руку от дирижера – низкие голоса, по правую – высокие
+каждая партия расположена группой, подобно сектору
Какая расстановка требует от певцов хора достаточно высокой квалификации и повышает ответственность каждого исполнителя
традиционная
+смешанная (поквартетная)
по секторам
Целесообразнее располагать хоровой коллектив
+в виде небольшого полукруга (веерообразно)
по прямой линии
Какой признак определяет тип хора:
возраст
количество певцов
+состав певческих голосов
Какой признак определяет вид хора:
+количество хоровых партий
количество певцов в партии
возраст
Главный элемент певческого дыхания, отличающий его от физиологического
вдох
+задержка дыхания
выдох
Кто обладает наибольшей длиной связок
сопрано
альт
тенор
+бас
Кто обладает наименьшей длиной связок
+сопрано
альт
тенор
бас
Высокий мальчиковый голос
альтино
тенор
+дискант
Длина связок зависит от типа голоса (отметьте правильное соотношение)
сопрано – 18-21мм
+бас – 24-25
тенор – 14-19
Установите соответствие между типом голоса и длиной связок
[3]сопрано
[1]меццо-сопрано, тенор
[2]бас
18-21мм
24-25мм
14-19мм
У основания грудной клетки находится мощная дыхательная мышца, которая работает как поршень и является главным регулятором подсвязочного давления в речи и в пении. О чем идет речь?
+о диафрагме
о связках
о легких
Установи соответствие
[3]нижние резонаторы
[4]верхние резонаторы
грудное звучание
головное звучание
Установите последовательность (по мере увеличения длины связок)
[1]сопрано
[3]бас
[2]меццо-сопрано, тенор
Какой вокально-хоровой прием дыхания применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса.
+цепное дыхание
ключичное дыхание
смешанное дыхание
Высокий детский голос называют
альтино
котральто
+дискант
колоратура
Партия сопрано в хоре может состоять из (отметь неверный)
лирических сопрано
+колоратурных сопрано
лирико-драматических сопрано
драматических сопрано
Самый низкий и редко встречающийся женский голос, отличающийся насыщенным грудным тембром на всём диапазоне и особенно мощным звучанием в нижнем регистре
меццо-сопрано
драматическое сопрано
+контральто
Чем ценен бас-октавист:
исполнение басового голоса на октаву выше
+исполнение басового голоса на октаву ниже
исполнение мелодической линии на октаву ниже
обычный голос
Звучание, которое должно быть свойственно детскому голосу (отметьте неверное):
мягкость
серебристость
звонкость
+громкость
Процесс формирования и развития детского голоса можно разделить
+на пять этапов
на два этапа
на три этапа
Период мутации у мальчиков
10 лет
+13 лет
16 лет
Можно ли использовать дыхательные упражнения вне пения (дыхательную гимнастику) с целью формирования навыка певческого дыхания:
+да
нет
Голос, способный исполнять подвижную партию в высокой тесситуре:
драматический тенор
контральто
+колоратурное сопрано
Наиболее тяжеловесный голос для исполнения в быстром темпе:
альт
тенор
+бас
Наиболее редкий хоровой тембр
бас
+октавист
баритон
Установите последовательность (по мере понижения диапазона)
[3]центральный бас
[4]высокий бас
[1]бас-октавист
[2]низкий бас
Как называется средний регистр женского голоса:
фальцет
+микст
грудной
Процесс пения – это:
механизм дыхания
смыкание связок
+движение различных групп мышц
голос
Какой вид атаки наиболее приемлем в пении:
твердая
+мягкая
придыхательная
Какой вид атаки звука следует использовать с осторожностью ввиду того, что злоупотребление ею может привести к болезни связок
+твердая
мягкая
придыхательная
При каком виде атаки смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, в результате чего возникает короткое придыхание в виде согласной [х]
твердой
мягкой
+придыхательной
Звукообразование – это результат взаимодействия
артикуляционных органов с голосовыми складками
дыхательных органов с голосовыми складками
+дыхательных органов и артикуляционных органов с голосовыми связками
Конусообразная трубка, состоящая из четырех хрящей: щитовидный, перстневидный и два черпаловидных называется:
трахея
+гортань
диафрагма
Дыхание, неприемлемое в певческой практике
грудное
брюшное
смешанное
+ключичное
При каком типе дыхания диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается
брюшном
+грудном
смешанном
ключичном
При использовании навыка цепного дыхания вдох можно делать
на стыке музыкальных фраз
+внутри длинных нот
нигде не делать, необходимо допеть фразу (произведение) на одном дыхании
Правила певческой установки включают в себя следующие положения (отметьте неверный)
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая
+сидеть, положив, нога на ногу
стоять твёрдо на обеих ногах
сидеть на краешке стула, корпус держать прямо, без напряжения
Какой резонатор принимает участие в озвучивании низкого регистра
головной
+грудной
смешанный
Как называется вид атаки звука, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха?
мягкая
+придыхательная
твердая
Вид атаки звука, при котором смыкание голосовых связок происходит одновременно с началом выдоха
+мягкая
придыхательная
твердая
Самый высокий мужской голос в вокальной педагогике
тенор
контральто
+тенор-альтино
баритон
Какой тип дыхания наиболее целесообразно для пения?
+смешанное
ключичное
грудное
Установите соответствие между типом дыхания и его характеристикой
[4]наиболее целесообразное дыхание для пения, характеризуется расширением грудной клетки и передней стенки живота с одновременным снижением купола диафрагмы
ключичное
грудобрюшное
Сколько видов атаки звука существует в певческой практике?
+3
Длительность распевания не должна превышать:
+10-15 минут репетиционного времени
5 минут репетиционного времени
30-40 минут репетиционного времени
Распевание выполняет функцию:
+разогревания и настройки голоса, а также развития вокально-хоровых навыков
подготовки дирижера к работе
развития вокально-хоровых навыков
Через какое время после начала репетиции певческий голос начинает полноценно звучать?
через 10-15 минут
+через 30-40 минут
сразу
Правильность работы голосового аппарата певца проявляется в
+естественном, ненапряженном, интонационно чистом звучании голоса, приятном по тембру
сильном и громком звучании голоса
правильной певческой установке, выраженной во внешнем виде певца
Вокально-хоровой прием, используемый в случаях, когда продолжительность музыкальных фраз превышает физические возможности голоса, применяется для исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на одном дыхании
цепное дыхание
1.Небольшая группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение; 2.произведение, написанное для нескольких исполнителей; 3.коллектив, объединяющий различные жанры и виды музыкального и хореографического искусства; 4.специфическое качество совместного исполнения, заключающееся в слитности, единстве и согласованности устремлений и художественно-технических приёмов всех его участников. Какое понятие подразумевается под этими значениями
ансамбль
Ансамбль в переводе с французского
+вместе, слитно
уравновешенно
чисто
Достижение всех видов ансамбля в одной хоровой партии называется
частный ансамбль
Установи соответствие между понятием и его определением
[3]достижение всех видов ансамбля в одной хоровой партии
[4] достижение всех видов ансамбля в целом в хоре
частный ансамбль
общехоровой ансамбль
Нарушение одного из частных ансамблей в хоре ведёт к нарушению
общего ансамбля
Каким образом следует выстраивать динамический ансамбль в работе над произведением, написанном для солиста и хора
+хор должен звучать тише солиста
хор должен звучать громче солиста
хор не должен отвлекаться на солиста
Каким образом следует работать над динамикой при ансамбле оркестра и хора
хор всегда должен звучать громче, чем оркестр
оркестр всегда должен звучать громче, чем хор
возможны различные варианты, в зависимости от роли (аккомпанирующая или ведущая тема), которую выполняет хор или оркестр
Установи соответствие между тесситурой и динамическими возможностями человеческого голоса
[6]высокая тесситура
[5]средняя тесситура
[4]низкая тесситура
от pp до mf
от pp до f
от pp до ff
От чего зависят динамические возможности человеческого голоса
от хоровой звучности
+от тесситурных условий
от общехорового строя
Какой вид ансамбля возникает при равномерных тесситурных условиях, когда хоровые голоса имеют одинаковые динамические возможности
+естественный
искусственный
частный
Как называется ансамбль хора, когда хоровые партии находятся не в одинаковых тесситурных условиях?
естественный
+искусственный
динамический
Установи соответствие между видом ансамбля и условием, при котором он возникает
[3]равномерные тесситурные условия и хоровые голоса имеют одинаковые динамические возможности
[4]хоровые партии находятся не в одинаковых тесситурных условиях, и, следовательно, хоровые голоса имеют не одинаковые динамические возможности
естественный
искусственный
Основой хорового ансамбля является:
дикция
+унисон
смыкание связок
певческий звук
Установите соответствие между фактурой изложения и способом ее исполнения
[4]аккордовый склад изложение
[3]полифонический склад изложения
яркое проведение темы, чуть тише противосложение, остальное динамически ослабляется
система звуковысотных отношений, применяемая в музыке
+чистота интонирования
Настройка хора производится
+по камертону ля
по камертону соль
по камертону до
За эталон высоты принято брать частоту колебания ля первой октавы, которая определяется камертоном. Какова его частота колебания?
340Гц
+440Гц
240Гц
Камертон был изобретен
+в Англии
в России
в Новой Зеландии
В европейской музыке широкое распространение получил строй,звукоряд которого образовывался путем построения чистых квинт. Он не имел энгармонически равных звуков, ввиду чего октава его состояла из 85 звуков. Как назывался этот строй
темперированный строй
+пифагоров строй
зонный строй
Установи соответствие между инструментами и строем, которым они пользуются для настройки
[4]скрипка, гитара, голос
[3]фортепиано, баян, аккордеон
темперированный строй
зонный строй
В каком строе поет хор a.cappella.
+натуральном
темперированном
пифагоровом
Как известно, отклонение до 1/3 полутона в обе стороны от темперированного строя, воспринимается нами как звук одной высоты. Сколько положений звука в этой зоне способны различать музыканты
+3
Как известно, отклонение до 1/3 полутона в обе стороны от темперированного строя, воспринимается нами как звук одной высоты. Какие положения звука в зоне способны различать музыканты?
+устойчивое, звук с понижением, звук с повышением
мелодическое, гармоническое, звуковысотное
горизонтальное, вертикальное, звуковысотное
Чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партией, всем хором, поющим в унисон) называется
вертикальным строем
гармоническим строем
+мелодическим строем
Назовите авторов работ, в чьих трудах впервые были классифицированы приемы и правила интонирования ступеней лада и мелодических интервалов в мажоре и миноре
Э.Б.Абдуллин и Г.Г.Нейгауз
+П.Г.Чесноков и Г.А.Дмитревский
В.А.Самарин и Г.П.Стулова
От чего зависит интонирование ступеней?
+от лада и функции, которую выполняет в нем та или иная ступень
от строя отдельной хоровой партии
точного звуковысотного интонирования певцами каждого голоса партитуры, каждой партии
Установи соответствие между ступенью и способом ее интонирования в зависимости от лада и функции, которую она выполняет
[4]Ми-бемоль в До миноре
[3]Ми-бемоль в Ля-бемоль мажоре
устойчиво
с понижением
Каким образом интонируются чистые интервалы
+устойчиво
с односторонним расширением
широко, с двусторонним расширением
узко, с двусторонним сужением
Каким образом интонируются большие интервалы
устойчиво
+с односторонним расширением
широко, с двусторонним расширением
узко, с двусторонним сужением
Каким образом интонируются малые интервалы
устойчиво
с односторонним расширением
+с односторонним сужением
Каким образом интонируются уменьшенные интервалы
устойчиво
с односторонним расширением
широко, с двусторонним расширением
+узко, с двусторонним сужением
Установите соответствие между интервалами и способом их интонирования
[4]большие интервалы
[3]малые интервалы
одностороннее сужение
одностороннее расширение
Какая форма занятий лежит в основе репетиционной хоровой работы
индивидуальная
парная
+коллективная
Каким образом интонируются увеличенные интервалы
устойчиво
с односторонним расширением
+широко, с двусторонним расширением
узко, с двусторонним сужением
Установите соответствие между интервалами и способом их интонирования
[4]увеличенные интервалы
[3]уменьшенные интервалы
с двусторонним сужением
с двусторонним расширением
Установите соответствие между понятием и его значением
[3]дикция
[4]орфоэпия
произношение
соблюдение произносительных норм и правил
Сколько видов произношения принято различать
+3
Какие виды произношения принято различать
+бытовое, сценическое, певческое
бытовое, рефлекторное, неустойчивое
бытовое, редуцированное, певческое
Назовите основной критерий достижения хорошей дикции в хоре
единая округлая манера формирования дикции
+полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией
активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата
Какие гласные звуки рекомендуется применять при коллективном хоровом обучении для выработки округлого, академического звучания:
а
е
+у
К сонорным согласным звукам относятся:
Б, В, Г, Д
З, Ц, Т, К.
+М, Н, Л, Р
Установите соответствие между группой гласных звуков и их типом
[4]основные гласные
[3]составные, йотированные гласные
«я», «е», «ю», «ё»
«а», «о», «у», «и», «э»
Основное правило дикции в пении
+быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных
максимальная протяженность согласных и быстрое четкое формирование гласных
Для чего в певческой практике используют скороговорки?
+для тренировки певческой дикции, т.е. мускулатуры артикуляционного аппарата
для облегчения работы гортани
для нахождения согласных звуков более удобных в пении
Установите соответствие
[3]способствуют нахождению близкой вокальной позиции
[4]используют для снятия зажатости гортани
гласные в сочетании с сонорными звуками
гласные в сочетании с глухими звуками
Какой вокальный слог более способствует выравниванию общехорового унисона:
«ма»
«ди»
+«лю»
Какие согласные звуки более удобны в пении:
звонкие
шипящие
+сонорные
Установите правильную последовательность по степени участия голоса в образовании тех или иных согласных звуков (по мере убывания)
[2]звонкие
[3]шипящие
[1]сонорные
Какие согласные звуки образуются без участия голоса и состоят из одних шумов
сонорные
звонкие
+шипящие
Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие им
глухие
Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносится как
«са», «сь»
Что такое вибрато
элемент регулирующий хоровой строй
+небольшие, более или менее частые периодические изменения звука по высоте, силе, тембру
специфическая особенность хорового искусства
Грань между частями музыкального произведения – исполняется в виде короткой, еле заметной остановки, указывается при помощи специального знака « /» или « , » называется:
+цезура
пауза
фермата
Как известно большинство терминов, предназначенных для темповых обозначений, лишь косвенно указывая на скорость, передают в основном то или иное состояние, выражаемое музыкой. Установите соответсвие между темпом и состоянием.
[4]медленные темпы
[5]быстрые
спокойствие, торжественность, величественность
пылкость, порывистость, живость, взволнованность
Определите, что такое «темпоритм» как художественно-выразительное средство хорового исполнительства
+результат понимания музыкального произведения в целом: характера его мелоса, идеи и содержания, стиля и духа
интонационные оттенки, способствующие усилению или ослаблению устремленности мелодического движения
Установите последовательность от медленных темпов к быстрым
[3]Allegro
[2]Moderato
[1]Adagio
Установите последовательность от быстрых темпов к медленным
[1]Allegro
[3]Adagio
[2]Moderato
Установи соответствие между темпом и определением
[4]медленные темпы
[3]быстрые
Allegro, Vivo, Presto
Adagio, Grave, Lento
Установи соответствие между темпом и гармонией
[4]консонирующие, близкие по родству между собой аккорды