Факторинг – это торгово-комиссионная операция в сочетании с кредитованием оборотного капитала поставщика.
Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента. Основная задача факторинга - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрым завершением расчетов за товары и услуги.
Участники факторинга:
1)фактор-посредник, покупающий у своих клиентов неоплаченные долговые требования; Фактор – (от англ. factor) агент, посредник. Им может быть банк (факторинговый отдел коммерческого банка), иная кредитная организация, специализированная факторинговая компания и другая коммерческая организация, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида;
2) поставщик, являющийся клиентом банка и заключивший с ним соглашение;
3) покупатель товара, желающий приобрести товар с отсрочкой платежа.
При факторинге поставщик переуступает банку неоплаченные счета-фактуры за поставленную продукцию или выполненные работы. Банк немедленно выплачивает поставщику около 80% суммы переуступленных счетов и таким образом авансирует оборотный капитал поставщика, т.е. выдает факторинговый кредит. Оставшуюся сумму за вычетом платы за факторинг банк-фактор выплачивает поставщику после того, как расплатится покупатель.
Факторинг предполагает комплексное обслуживание поставщика, т.е. помимо покупки счетов банк оказывает различные услуги, связанные с управлением дебиторской задолженности поставщика: ведение бухгалтерского учета, расчеты с партнерами клиента (с его покупателями и поставщиками), контроль своевременности оплаты документов, регулярные отчеты о платежной дисциплине покупателей, оказание консультационных, юридических и информационных услуг.
Сейчас факторинг используют компании, которые поставляют продукцию с отсрочкой платежа до 180 дней. Факторинг предполагает постоянные отношения между банком-фактором и поставщиком, т.к. требуется постоянное наблюдение и контроль за финансовым состоянием поставщика и платежеспособностью покупателей.
Факторинг нецелесообразен:
· при раздробленном, непостоянном составе покупателей;
· с предприятиями, выпускающими нестандартную продукцию;
· с поставщиками, имеющими большое количество покупателей на небольшие суммы.
Факторинг проводится на основе факторингового соглашения (договора о факторинговом обслуживании), заключаемого, как правило, на неопределенный срок. Договор действует пока банк и поставщик удовлетворены взаимным сотрудничеством.
В договоре указывается:
· вид факторинга,
· размер факторингового кредита,
· размер платы за факторинг,
· предельные суммы по операциям факторинга,
· гарантии выполнения взаимных обязательств,
· порядок оплаты платежных документов и др.
Перед заключением договора банк анализирует финансовое состояние поставщика и покупателей, характер их деловых взаимоотношений, объем и динамику поставок. Главное условие банка для заключения договора: клиент (поставщик) должен быть стабильно работающей компанией, с налаженной сетью сбыта продукции и работающей на условиях отсрочки платежа.
Экономическое значение факторинга.
Факторинг – незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них.
Очевидные преимущества факторинга делают этот банковский продукт перспективным и востребованным реальным сектором. Факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятий, улучшения состояния денежных расчетов.
Эффективность факторинга проявляется в преимуществах, которые получают участники этой операции.
Преимущества для поставщика:
1) пополнение оборотных средств, ускорение оборачиваемости средств поставщика, снижение дебиторской задолженности и регулярные денежные потоки в адрес продавца; 2) гарантируется полное погашение задолженности;
3) создание условий для нормальной производственной деятельности, т.к. всеми финансовыми вопросами занимается банк-фактор;
4) экономия на штате служащих, выполняющих функции, которые принимает на себя банк;
5) возможность получения широкого спектра сопутствующих услуг;
6) факторинг является беззалоговой формой финансирования.
Преимущества для банка-фактора:
1) расширение круга активных операций;
2) привлечение новой и формирование постоянной клиентуры;
3) высокая доходность;
4) возможность получения контроля над деятельностью должника и поставщика. Преимущество для покупателя– получение отсрочки платежа.
Виды факторинга.
Разновидности факторинга ориентируются на конкретные потребности.
Различают:
1) внутренний: все участники представляют одну страну;
2) международный: участники сделки находятся в разных странах;
3) открытый: покупатель уведомляется о переуступке счетов;
4) закрытый (конфиденциальный): покупатель не уведомляется об участии в сделке фактора;
5) с правом регресса: фактор имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные покупателями в течение определенного срока;
6) без права регресса: обратное требование к поставщику отсутствует;
7) конвенционный (широкий): комплексное обслуживание поставщика, за которым сохраняется только производственная функция;
Факторинговые услуги оплачиваются по установленным в соглашении ставкам, которые по своему экономическому содержанию являются процентом за кредит и комиссионными за посреднические операции.
Плата за факторингвключает:
1) плату за факторинговый кредит, т.е. за досрочное финансирование поставщика: определяется как процент от суммы, выплаченной поставщику в форме предварительной оплаты за период со дня предоставления факторингового кредита по день поступления средств от покупателя;
2) плату за управление, т.е. комиссионное вознаграждение за обслуживание поставщика: определяется как процент от всей суммы переуступленных счетов. Процентная ставка зависит от величины кредитного риска, от кредитоспособности покупателей и надежности контрактов, от специфики и сложности предоставляемых услуг, от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика.
Кроме того, фактор имеет право получить от покупателя сумму неустойки, если платеж произведен с нарушением установленных сроков.