Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и суб. РФ
Принцип равноправия субъектов РФ.
Впервые появился в КРФ 1993 г. т проявляется:
- в прямом конституционном установлении (ч.1 ст. 5 КРФ);
- в равной для всех субъектов конституционной модели разграничения предметов ведения (ч.2 ст. 72 КРФ);
- равное представительство в Совете Федерации (ст. 95 КРФ);
- в равной ответственности перед федеральным центром;
ч. 2 ст. 5 КРФ и ст. 68 КРФ сохраняют элементы особого статуса республик в составе РФ
КС РФ постановил от 07.07.2000 г. N 10 – П , обосновал, что суверенитет РФ базируется на общей воле многонационального народа России, является единым и неделимым и никакого другого государственного суверенитета в РФ быть не может. Упоминание о государстве в ч. 2 ст. 5 КС РФ квалифицировал как дань исторической традиции.
Все еще сохраняется проблема «сложносоставных» субъектов РФ, т.е. вхождение автономного округа в состав другого субъекта РФ (края, области).
Конституционно-правовая квалификация вхождения автономного округа в состав края, области дана в сохраняющем свое значение Постановлении КС от 14.07.1997 N 12-П.
2. Принцип единства в системе государственной власти является ключевым условием организации и функционирования гос. власти в условиях ее деления на 2 уровня, а также с учетом того, что в сфере собственного исключительного ведения субъекты федерации обладают все полнотой государственной власти.
В КРФ данный принцип конкретизирован в ч.2 ст. 77 КРФ
3. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ (это единственный из принципов федерализма, одновременно являющийся принципом международного права).
В этом смысле под правом на самоопределения понимается неотъемлемое право каждого народа самостоятельно решать важнейшие вопросы своей жизни. В политическом аспекте это означает право на выбор государственной принадлежности вплоть до образования суверенного государства. Следует учитывать, что ни в международном праве, ни в национальном праве нет четкого определения народа, как субъекта права.
На сегодняшний день в конституционном праве России реализация данного принципа связана с несколькими условиями:
1. Это возможно тогда, когда не нарушаются основы конституционного строя России.
2. Реализация права на самоопределение одним народом возможна лишь в той мере, в какой это не нарушает прав и законных интересов других народов РФ.
3. Реализация данного принципа допустим лишь в тех формах, которые предусмотрены КРФ и законодательством РФ.
Т.о., очевидно, что основной формой реализации данного принципа в РФ может быть:
- образования нового субъекта РФ
- территориальная или национально-культурная автономия
- до 2003 г. законодательство РФ предусматривало возможность образования МО, как форму самоопределения народов.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и суб. РФ
КРФ в ст. 71 закрепляет предметы исключительного ведения РФ, в ст. 72 предметы совместного ведения РФ и суб. РФ; в соотв. со ст. 73 КРФ по всем вопросам, не вошедшим в перечень ст. 71, 72, субъекты РФ сохраняют всю полноту государственной власти. Конкуренция федерального и регионального законодательства по предметам ведения определена в ст. 76 КРФ (модель «остаточной компетенции»)
Важное значение имеет ФЗ N 184-ФЗ, в котором содержится ряд конкретизирующих принципов:
1. Принцип «опережающего нормотворчества» в силу которого до принятия ФЗ по вопросам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять самостоятельное регулирование по данным вопросам, но с принятие соответствующего ФЗ, субъекты РФ обязаны в 3 месячный срок привести свое законодательство в соответствии с ним.
2. Принцип сочетания законодательного и договорного регулирования разграничения полномочий между РФ и суб РФ
В ч. 3 ст. 11 КРФ, закон не назван в качестве формы разграничения предметов ведения и полномочий. Такими формами обозначается лишь Конституция и Договоры. Однако, с 2003 г. закон становится доминирующей формой разграничения полномочий и КС РФ подтвердил эту практику в своих решениях.
С 2003 г. Договоров о разграничении полномочий в РФ не подписывается, из 47 заключенных ранее, 42 договора прекратили свое действие.
Однако, ФЗ-184 сохраняет возможность заключения таких договоров, но, как исключение, обусловленное особыми географическими или социально-экономическими особенностями регионов (ч.1 ст. 26.7)
В ФЗ 184 особенности разграничения полномочий закреплены (урегулированы) в ст. 26.1 по 26.4
184 фз использует 2 критерия определения полномочий органов гос власти РФ, суб. РФ:
- 2 критерий: финансовое обеспечение осуществления полномочий (ст. 26.2, 26.3)
Можно выделить ряд ключевых положений 184-ФЗ:
- по смыслу ч.1 ст. 26.1 по вопросам исключительного ведения суб РФ не принимаются ФЗ, иные федеральные н.-п. акты;
- в соотв. с ч. 3.1 ст. 26.3в отношении полномочий, осуществляемых органами власти субъекта РФ за счет средств бюджета суб РФ и относящихся к предметам совместного ведения, суб РФ имеют право принимать закон, осуществлять правовое регулирование, вне зависимости от наличия в ФЗ-ах положений, устанавливающих данное право
- ч.5 ст. 26.3 сохраняет принцип опережающего нормотворчества, но оговаривает его следующим условием: дополнительные полномочия органов власти суб РФ в том числе вне перечня ч.2 ст. 26.3 могут устанавливаться законами субъектов РФ, но при условии их осуществления за счет и в пределах бюджета субъекта РФ.
- в соотв. с ч.7 ст. 26.3 полномочия РФ по предметам ведения РФ, а также предметам совместного ведения, могут передаваться для осуществления органам гос власти субъекта РФ на основе ФЗ.
абз. 3 ч. 7 ст. 26.3 закрепляет требования к ФЗ, которым предаются полномочия.
- в соотв. с ч. 9 ст. 26.3 предусматривается возможность реорганизации территориальных органов фед. органов исполнительной власти в органы исполнительной власти субъектов РФ (открытым остается вопрос о соответствии данной нормы положениям ст. 77 КРФ, в соотв. с кот. суб. РФ самостоятельно определяют свою систему органов государственной власти).
- ст. 26.3.2 закрепляет механизм оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ
Завершая анализ принципов российского федерализма, следует отметить, что некоторые авторы (Л.Б.Ескина, М.В. Глигич-Золотарева) отдельно выделяют доктринальные принципы федерализма (т.е. принципы, не имеющие четкого нормативного закрепления, смысл которых выводится нукой):
- Принцип открытости и динамизма РФ, т.е. РФ открыта для вступления в ее состав любым иностранным государством, либо частью иностранного государства
- Принцип сочетания национального, национально-территориального, территориального принципов организации РФ.