Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕМЕРИЧНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ИНДУССКИХ СИСТЕМАХ 15 страница



Элементалы, Силы-Природы, есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных причин, позади покрова всех земных феноменов. Электричество, свет, теплота и т. д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», т. е. сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы расширить вышеприведенное уподобление, скажем, что ощущение света, подобно шуму катящихся колес – чисто феноменальное следствие, несуществующее вне наблюдателя. Непосредственная причина, вызывающая ощущение, сравнима с возничим – и есть сверхчувственное состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но позади этого – подобно тому, как собственник повозки направляет возничего изнутри – стоит высшая, нуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния «Матери», порождающие бесчисленные миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые инфузории.

Именно Фохат направляет перенос принципов с одной планеты на другую, от одной звезды к другой звезде-дочери. Когда планета умирает, ее оживотворяющие принципы переносятся в лайа или спящий центр, имеющий потенциальную, но латентную энергию, которая, таким образом, пробуждается к жизни и начинает формироваться в новое звездное тело. Замечательно, что физики, признавая свое полное неведение относительно истинной природы даже земной материи – первоначальная субстанция рассматривается ими скорее, как сон, нежели, как здравая реальность – тем не менее, считают себя судьями этой материи и претендуют знать на что она способна и не способна в различных комбинациях. Ученые едва лишь поверхностно знают эту материю и, все же, они утверждают свои догмы. Это лишь ничто иное, как «Вид Движения» и ничто другое! Но «сила», которая присуща дыханию живого человека, сдувающего пылинку со стола, есть тоже, без сомнения, «вид движения». И, несомненно, она не есть качество материи или частиц пылинки, но исходит от живого и мыслящего существа, которое дохнуло, безразлично был ли этот импульс сознательным или бессознательным. Истинно, наделить материю – о которой ничего до сих пор неизвестно – врожденным качеством, называемым силою, о природе которой еще меньше известно, значит создать гораздо более серьезную трудность, нежели та, которая лежит в принятии посредничества наших «Духов-Природы» в каждом естественном феномене.

Оккультисты, которые, если бы они хотели выразиться точно, сказали бы, что не материя, но только сущность или естество материи (т. е., Мулапракрити, Корень всего) неразрушима и вечна – утверждают, что все, так называемые, Силы Природы: электричество, магнетизм, свет, тепло и т. д., и т. д., далеко не только виды движения материальных частиц, но in esse, т. е., в своем ультимативном строении, являются дифференцированными аспектами Мирового Движения, который обсужден и объяснен на первых страницах этого тома. Когда говорится, что Фохат производит «Семь Лайа-Центров», это означает, что для формативных или творческих целей ВЕЛИКИЙ ЗАКОН – теисты могут назвать его Богом – задерживает или, вернее, изменяет свое непрерывное движение на семи невидимых точках внутри пространства Проявленной Вселенной. «Великое Дыхание прорывает на протяжении пространства семь дыр в Лайа, чтобы заставить их круговращаться на протяжении Манвантары», говорит Оккультный Катехизис. Мы уже говорили, что Лайа есть то, что наука может называть нулевой точкою или линией; область абсолютной отрицательности или единая, истинная, абсолютная Сила, нумен Седьмого Состояния того, что мы в неведении называем и признаем, как «Силу»; или же нумен Недифференцированной Космической Субстанции, которая, сама по себе, есть недосягаемый и непостижимый объект для конечного познавания; корень и основа всех состояний объективности и также субъективности; нейтральная ось, не один из многочисленных аспектов, но ее центр. Можно помочь понять смысл, если мы постараемся представить «нейтральный центр» – мечту тех, кто хотел бы открыть вечное движение. «Нейтральный центр» в одном аспекте, есть предельная точка любой данной группы чувств. Итак, представьте себе два последовательных плана материи; каждый отвечающий соответствующей ему группе познавательных органов. Мы принуждены допустить, что между этими двумя планами материи происходит постоянное круговращение; и если мы проследим атомы и молекулы, скажем низшего плана, в их восходящем преображении, то они придут к точке, где они, вообще, переходят за пределы способностей, обладаемых нами на низшем плане. Фактически, на этой точке материя низшего плана исчезает для нашего познавания – или, вернее, она переходит в высший план, и состояние материи, соответствующее этой точке перехода, должно, конечно, обладать особыми и нелегко обнаруживаемыми свойствами. Семь таких «Нейтральных Центров»[262] производятся Фохатом, который, как говорит Мильтон, когда:

«Прекрасные основания заложены, чтобы на них созидать...»

побуждает материю к деятельности и эволюции.

Первичный Атом (Ану) не может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в его первородстве; потому он называется «Сумма Всего», конечно символически, ибо эта «Сумма Всего» беспредельна. То, что является бездною Пустоты для физика, знающего лишь мир видимых причин и следствий, есть беспредельное Пространство Божественного Пленума для оккультиста. Среди многих возражений против Доктрины бесконечной эволюции и инволюции или очередного поглощения Космоса, процесс, который, согласно браминской и Эзотерической Доктрине, без начала и конца, оккультисту говорят, что этого не может быть, так как «по всем признаниям современной ученой философии, истощение является необходимостью в природе». Если склонность природы к «истощению» должна считаться таким сильным возражением против Оккультной Космогонии, то мы можем спросить, как объясняют ваши позитивисты, свободомыслящие и ученые эти множества активных звездных систем вокруг нас? Они имели вечность для своего истощения, почему же тогда Космос не являет инертную громаду? Даже луна только гипотетически считается мертвой планетою, «истощенною» и, по-видимому, не много таких мертвых планет известны астрономии[263]. На этот вопрос ответа нет. Но, кроме этого, следует отметить, что мысль о том, что количество «превращаемой энергии» в нашей маленькой системе может прийти к концу, основана на чисто ошибочном понятии о «раскаленном до бела солнце», постоянно излучающем в пространство свое тепло без возмещения. На это мы отвечаем, что природа истощается и исчезает из объективного плана только для того, чтобы после временного отдыха вновь проявиться из субъективного плана для нового восхождения. Наш Космос и Природа разрушаются только, чтобы вновь проявиться на более совершенном плане после каждой Пралайи. Материя философов Востока не есть «материя» и Природа западных метафизиков. Ибо что есть Материя? И прежде всего, что есть наша научная философия, как не то, что справедливо и вежливо было определено Кантом, как «наука о пределах нашего знания»? К чему привели все многочисленные попытки науки связать, соединить и определить все феномены органической жизни лишь простыми физическими и химическими проявлениями? Обычно к спекуляции – простым мыльным пузырям, которые лопались один за другим, прежде чем ученые имели возможность открыть истинные факты. Все это могло быть избегнуто и прогресс знания продвигался бы гигантскими шагами, если бы только наука и ее философия воздержались от принятия гипотез, основанных только на одностороннем знании их «Материи». Поведение Урана и Нептуна – соответствующие спутники которых, числом четыре и один, вращались, как предполагалось, в своих орбитах с Востока на Запад, тогда как все другие спутники вращались с Запада на Восток – является очень хорошим примером, доказывающим, как недостоверны все теории a priori даже тогда, когда они основаны на точнейшем математическом анализе. Знаменитая гипотеза образования нашей Солнечной Системы из колец туманностей, выдвинутая Кантом и Лапласом, была, главным образом, основана на принятом факте, что все планеты вращались в одном и том же направлении. Лаплас, полагаясь на этот, математически доказанный в его время, факт и, спекулируя на теории вероятностей, предложил пари на три миллиарда против одного, что следующая открытая планета будет иметь в своей системе ту же особенность движения к Востоку. Непреложные законы научной математики явились «низложенными дальнейшими исследованиями и наблюдениями». Это ошибочное представление Лапласа преобладает еще и до наших дней; и некоторым астрономам удалось, наконец, доказать(?), что заблуждение заключалось именно в принятии утверждения Лапласа за ошибку; и сейчас предприняты шаги, чтоб исправить этот промах, не привлекая общего внимания. Много подобных неприятных сюрпризов имеется про запас для гипотез, даже чисто физического характера. И какие только дальнейшие разочарования не обнаружатся в вопросах, касающихся трансцендентальной оккультной природы?! Во всяком случае, Оккультизм утверждает, что, так называемое, «обратное вращение» есть факт. Если ни один физический интеллект не способен сосчитать песчинки, покрывающие несколько миль берега моря, или проникнуть в ультимативную природу и сущность этих песчинок, осязаемых и видимых на ладони натуралиста, то как же может материалист ограничить законы, управляющие изменениями в условиях и существовании атомов в Первоначальном Хаосе, или знать что-либо достоверное о способностях и потенции атомов и молекул до и после их образования в миры? Эти неизменные и вечные молекулы – гораздо более бесчисленные в Пространстве, нежели песчинки на берегах океана – могут разниться в своем строении по линиям их планов существования так же, как сущность-души разнится от своего проводника тела. Каждый атом имеет семь планов бытия или существования, так учат нас; и каждый план управляется своими особыми законами эволюции и поглощения. Астрономы, геологи и физики в своем неведении о даже приблизительных хронологических данных, с которых им следует начать в их попытках определить век нашей планеты или начало солнечной системы, с каждой новой гипотезой уносятся все далее и далее от берегов факта в бездонные глубины спекулятивной онтологии[264]. Закон аналогии на плане строительства между транс-солнечными системами и интрасолнечными планетами не должен относиться непременно к конечным условиям, которым подлежит каждое видимое тело на этом нашем плане бытия. В Оккультной Науке этот закон аналогии есть первый и самый важный ключ к космической физике; но он должен быть изучаем в его мельчайших подробностях, и «повернут семь раз», прежде чем он будет понят. Оккультная философия – единственная наука, которая может этому научить. Как же можно оспаривать справедливость или ошибочность предпосылки Оккультистов, что «Космос вечен в своей безусловной совокупности и конечен только в своих условных проявлениях», опираясь лишь на одностороннее заявление физиков, что «Истощение Природы является необходимостью?»[265].

_____

 

ОТСТУПЛЕНИЕ

Этим Стихом заканчивается часть Станцев, относящихся к космогонии Вселенной после последней Махапралайи или Всемирного Разложения, которое, когда оно наступает, уносит из Пространства каждую дифференцированную вещь, богов так же как и атомы, подобно бесчисленным сухим листьям. Начиная с этого параграфа и далее, Станцы касаются только нашей Солнечной Системы вообще и, следовательно, планетных цепей в ней заключенных; и в особенности истории нашего земного шара (четвертого в его цепи). Все последующие параграфы в этом томе касаются только эволюции Земли и на Земле. Что касается до последней, то утверждается странное положение – странное, конечно лишь с точки зрения современной науки – положение, которое должно быть оповещено.

Но прежде чем совершенно новые и, до некоторой степени, поражающие теории будут предложены читателю, они должны быть предпосланы несколькими пояснительными словами. Это абсолютно необходимо, так как теории эти не только расходятся с современной наукою, но в некоторых пунктах противоречат ранним утверждениям[266], сделанным другими теософами, претендующими на то, что объяснения и передача их учений основаны на том же Авторитете, на который опирается и писательница сего труда.

Это может подать мысль, что существует определенное противоречие между толкователями одной и той же Доктрины. Тогда как в действительности различие это возникает вследствие неполности сведений, данных ранним писателям, которые, таким образом, вывели некоторые ошибочные заключения и допустили преждевременные умозаключения в своих стараниях представить читателям законченную систему. Так читатель, если он ученик Теософии, не должен удивляться, найдя на этих страницах поправки некоторых утверждений, сделанных в различных теософических трудах, а также объяснения некоторых пунктов, которые остались неясными, ибо они в силу необходимости были оставлены неполными. Есть много вопросов, которых не касался даже автор «Эзотерического Буддизма», лучшего и наиболее точного из всех подобных трудов. С другой стороны, даже он внес несколько ошибочных понятий, которые, теперь, должны быть представлены в их истинном мистическом свете, насколько автор настоящего труда способен это сделать.

Потому сделаем краткий перерыв между Стихами, только что объясненными и теми, которые воспоследуют, ибо космические периоды, разделяющие их, огромной длительности. Это даст нам достаточно времени, чтобы посмотреть с птичьего полета на некоторые пункты, касающиеся Тайной Доктрины и которые раньше были представлены обществу в более или менее неопределенном и иногда даже ошибочном свете.

_____

 

НЕКОТОРЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РАНЕЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ И КАСАЮЩИЕСЯ ПЛАНЕТ, КРУГОВ И ЧЕЛОВЕКА

Среди одиннадцати выпущенных Станц имеется одна, дающая полное и последовательное описание образования Планетных Цепей, после того как первая космическая и атомическая дифференциация началась в первоначальном Акосмизме. Бесполезно говорить о «законах возникающих, когда Божество готовится творить, ибо «законы» или, вернее, ЗАКОН, вечны и несотворены, и Божество есть Закон и vice versa. Кроме того, единый вечный Закон развертывает в Природе (которая должна быть) проявленной, все сущее на семеричном принципе; среди прочего и бесчисленные круги цепей миров, составленных из семи Сфер-миров, в порядке постепенности, на четырех низших планах Мира Формирования (три другие принадлежат к Миру Прообразов). Из этих семи только одна, самая низшая и самая материальная из этих Сфер, доступна нашему познаванию; шесть других лежат вне его и потому невидимы земному глазу. Каждая подобная Цепь Миров является порождением и Созданием другой низшей и мертвой Цепи – ее воплощением, так сказать. Для большей ясности, нам говорят, что каждая из планет – из которых только семь были названы сокровенными, как управляемые высочайшими Владыками или Богами, но вовсе не потому, что древние ничего не знали о других[267] – всегда семерична будет ли она известна или же неизвестна, так же как и Цепь, к которой принадлежит Земля. Например, все подобные планеты, как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т. д. или наша Земля, так же видимы нам, как и наш Земной шар, вероятно, видим жителями (в том случае, если таковые имеются) других названных планет, ибо все они на том же плане; тогда как высшие спутники-сферы этих планет находятся на других планах, совершенно вне наших земных чувств. Так как их относительные положения даны дальше, а также в диаграмме, приложенной к комментариям Стиха № 6 Станцы VI, то сейчас требуется лишь несколько объяснительных слов. Эти невидимые спутники любопытно отвечают тому, что мы называем «принципами» в человеке. Эти Семь находятся на трех материальных планах и на одном духовном, и отвечают трем Упадхи (Материальным Базам) и одному духовному Носителю (Вахана) наших семи Принципов в человеческом делении.

Если для более ясного умозрительного представления мы представим себе человеческие Принципы расположенными как в нижеприведенной схеме, то мы получим следующую диаграмму соответствий.

 

ДИАГРАММА I.

 

Так как мы следуем здесь от Общего к Частностям, вместо того, чтобы пользоваться индуктивным или методом Аристотеля, то нумерация поставлена в обратном порядке. Дух поставлен первым, а не седьмым, как это обычно делается, но что в действительности не следовало бы делать.

Принципы, как они обычно именуются по методу «Эзотерического Буддизма» и других трудов, следующи: 1. Атма; 2. Буддхи (Духовная Душа); 3. Манас (Человеческая Душа); 4. Кама Рупа (Проводник Желаний и Страстей); 5. Прана; 6. Линга Шарира; 7. Стхула Шарира.

Темные, горизонтальные линии низших планов означают Упадхи, если они рассматриваются, как человеческие Принципы, и планы, в случае Планетной Цепи. Конечно, что касается до Человеческих Принципов, то диаграмма не помещает их в вполне точном порядке, но, все же, показывает соответствие и аналогию, к которым призывается сейчас внимание читателя. Как читатель увидит, это есть нисхождение в материю, приноравливание – как в мистическом, так и в физическом смысле – обеих сущностей и их переплетение в ожидающей их великой, грядущей «борьбе за существование». Может быть, термин «Сущность», употребленный для Небесного тела, является странным, но древние философы, представлявшие себе Землю, как огромное «Животное», были в свое время мудрее, нежели современные геологи; и Плиний называвший Землю нашей доброй кормилицей и матерью, единым Элементом не враждебным человеку, был ближе к истине, нежели Уаттс, воображавший, что он видит в ней подножие Бога. Ибо Земля есть лишь подножие человека в его восхождении к высшим областям; Преддверие –

... к Чертогам сияющим,

где вечно теснится волнующаяся толпа.

Но это только показывает, как замечательно отвечает Оккультная Философия всему сущему в Природе и насколько ее догмы логичнее безжизненных, гипотетических спекуляций физической науки.

Ознакомившись с этим, мистик будет лучше подготовлен к усвоению Оккультного Учения, хотя каждый заурядный ученик, современной науки, может и, вероятно, будет рассматривать это, как страшную нелепость. Ученик Оккультизма, тем не менее, утверждает, что теория, обсуждаемая сейчас, гораздо более философична и правдоподобна, нежели какая-либо другая. Во всяком случае, она более логична, чем теория, недавно выдвинутая и которая делает из Луны часть, выброшенную нашею Землею, когда последняя была раскаленным шаром, расплавленной пластической массою. Самуил Лэнг, автор книги «Современная Наука и Современная Мысль», говорит:

«Астрономические заключения являются теориями, основанными на таких недостоверных данных, что тогда, как в некоторых случаях они устанавливают такие невероятно краткие периоды, как 15 миллионов лет, для всего прошлого процесса образования солнечной системы, в других, они делают их невероятно длительными, как, например, когда выдвигается предположение, что луна была выброшена, когда вращение Земли совершаясь в течение трех часов, тогда как самое большое действительное запаздывание которое удалось наблюсти, потребовало бы 600 миллионов лет, чтобы заставить ее вращаться в двадцать три часа, вместо двадцати четырех.»[268].

И если физики упорствуют в таких спекуляциях, то почему хронология индусов должна быть осмеяна, как преувеличенная?

Кроме того, утверждается, что Планетные Цепи, имея свои Дни и Ночи – т. е., периоды деятельности или жизни, и инерции или смерти – действуют в небесах подобно человеку на Земле; они порождают себе подобных, стареют и потухают, и только духовные принципы их живут в их порождениях, как пережиток их самих.

Не посягая на чрезвычайно трудную задачу представить весь процесс во всех его космических деталях, достаточно будет сказано, чтобы дать приблизительное представление о нем. Когда Планетная Цепь находится в своем последнем Круге, ее Сфера А, прежде чем окончательно замереть, высылает всю свою энергию и все принципы в нейтральный центр латентной силы, лайа центр, и тем самым оживотворяет новый нуклей недифференцированной субстанции или материи, т. е., вызывает его к деятельности или дает ему жизнь. Предположим, что подобный процесс имел место в Лунной Планетной Цепи; предположим снова, ради довода – хотя теория Дарвина, цитируемая ниже, недавно была опрокинута, и даже если факт этот не подтвержден еще математическими вычислениями – что Луна старше Земли. Вообразите себе шесть Сфер-сестер Луны – эоны до начала развития первого из наших семи Сфер-миров – занимающими по отношению друг к другу то самое положение, которое Сферы-сестры нашей Цепи занимают сейчас по отношению к нашей Земле[269]. Теперь будет легко представить себе, как Сфера А Лунной Цепи оживляет Сферу А Земной Цепи и затем умирает; следующая Сфера B той же Цепи посылает свою энергию Сфере B в новой Цепи; затем Сфера С Лунной Цепи создает свое порождение, Сферу С в Земной Цепи; и, наконец, Луна (наш спутник) изливает всю свою жизнь, энергию и силы в низшую Сферу нашей Планетной Цепи – Сферу D, и, передав их новому центру, она становится, действительно, мертвой планетой, в которой со времени рождения нашей Сферы, вращение почти прекратилось. Луна, несомненно, есть спутник нашей Земли, но это не вредит теории, что она передала Земле все, кроме своего трупа. Для того, чтобы теория Дарвина удержалась, кроме только что опрокинутой гипотезы, другие, еще более несообразные теории, должны были быть измышлены. Утверждается, что Луна охладилась в шесть раз скорее, нежели Земля[270]. «Если Земля покрылась корою 14,000,000 лет тому назад, то Луна насчитывает лишь одиннадцать и две трети миллиона лет от подобной стадии... и т. д.». И если наша Луна является лишь выплеском нашей Земли, то почему подобные заключения не могут быть выведены о лунах других планет? Астрономы «не знают». Почему Венера и Меркурий не имеют спутников, и если таковые существуют, то как образовались они? Астрономы не знают, говорим мы, потому что наука имеет лишь один ключ – ключ материи – чтобы открыть тайны Природы, тогда как Оккультная Философия имеет семь ключей и объясняет то, что наука не видит. Венера и Меркурий не имеют спутников, но они имели «родителей» так же, как имела их Земля. Обе эти планеты гораздо старше Земли и, прежде чем последняя достигнет своего седьмого Круга, ее матерь Луна растворится в тончайшую атмосферу, так же как это произошло или не произошло, смотря по случаю, с лунами других планет, ибо существуют планеты, которые имеют несколько Лун – еще одна тайна, которую ни один Эдип астрономии не разрешил.

Луна является сейчас охлажденным отбросом, тенью, влекомой новым телом, которому переданы ее жизненные силы и принципы. Она обречена теперь на протяжении долгих веков преследовать Землю, привлекая свое порождение и будучи сама привлекаема им. Постоянно вампиризуемая своим порождением, она отомщает ему, пропитывая его своими губительными, невидимыми и ядовитыми воздействиями, излучаемыми оккультною стороною ее природы. Ибо хотя она мертва, но, тем не менее, еще живое тело. Частицы ее разлагающегося трупа полны деятельной и разрушительной жизнью, хотя созданное ими тело теперь лишено души и безжизненно. Потому ее излучения одновременно благодетельны и вредоносны, – обстоятельство, находящее на Земле параллель в факте, что травы и растения нигде так не сочны, нигде не растут с большею силою, чем на могилах; тогда, как, именно, эманации кладбищ или трупов приносят болезни и убивают.

Подобно всем привидениям или вампирам, Луна – друг колдунов и враг неосмотрительных. От архаических времен до позднейших колдуний Фессалии и до современных тантриков Бенгалии, природа и свойства Луны были известны каждому оккультисту, но остались закрытой книгой для физиков.

Такова Луна, рассматриваемая с астрономической, геологической и физической точки зрения. Что же касается до ее метафизической и психической природы, то это должно остаться такою же оккультною тайною в этом труде, как это было и в томе, озаглавленном «Эзотерический Буддизм», несмотря на несколько рискованное утверждение, сделанное в нем, что «сейчас осталось мало неразгаданного в тайне восьмой сферы»[271]. В отношении подобных тем, Адепты проявляют большую сдержанность в своих сообщениях непосвященным ученикам и, так как они не санкционировали и не разрешили опубликовать какие-либо теории по этому вопросу, то чем меньше будет сказано, тем лучше. Тем не менее, не преступая запрещенной области «восьмой сферы», полезно будет дать несколько добавочных фактов, касающихся экс-монад Лунной Цепи – «Лунных Предков» – ибо они играют преобладающую роль в Антропогенезисе, о котором мы будем говорить. Это приводит нас непосредственно к семеричному строению человека; и ввиду того, что недавно возникли некоторые разногласия относительно лучшей классификации подразделений микрокосмической сущности для принятия ее, то с целью облегчения сравнения нами даются две системы. Приложенная краткая заметка принадлежит перу Т. Субба Роу, весьма выдающегося ученого ведантиста. Он предпочитает браминское подразделение Раджа-Йоги и с метафизической точки зрения он вполне прав. Но так как это лишь вопрос простого выбора и удобства, то в этом труде мы придерживаемся классификации, пользовавшейся уважением с давних времен, именно, классификации Транс-Гималайской, «Эзотерической Школы Архатов». Следующая таблица и ее объяснительный текст перепечатаны из «Theosophist'a», так же они содержатся в книге «Five Years of Theosophy»[272].

 

СЕМЕРИЧНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ИНДУССКИХ СИСТЕМАХ

Здесь мы даем в форме таблицы классификацию принципов человека, принятую учителями Буддизма и Веданты.

 

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ ВЕДАНТА ТАРАКА РАДЖА ЙОГА
1. Стхула Шарира Аннамайакоша[273] }  
2. Прана[274] } Пранамайакоша  
3. Проводник Праны[275] Стхулопадхи[276]
 
4. Кама Рупа } Маномайакоша } Сукшмопадхи
5. Разум { a) Желания и Чувства и пр.
b) Виджнанам Виджнанамайакоша
6. Духовная Душа[277] Анандамайакоша Каранопадхи
7. Атма Атма Атма

 

Из вышеприведенной таблицы ясно, что третий принцип буддийской классификации не упомянут отдельно в подразделении Веданты, ибо он лишь проводник Праны. Также четвертый принцип включен в третью Коша (оболочка), ибо тот же принцип является лишь проводником силы воли, которая есть лишь энергия Разума. Следует также отметить, что Виджнанамайакоша рассматривается, как отличная от Маномайакоши, ибо после смерти совершается разделение между низшей частью разума, имеющей больше сродства с четвертым принципом, чем с шестым, и его высшей частью, которая присоединяется к последнему шестому, и в действительности является основою высшей духовной индивидуальности в человеке.

Мы также напомним здесь нашим читателям, что классификация, указанная в последнем столбце, есть наилучшая и наипростейшая для всех практических целей, связанных с Раджа Йогой. Хотя в человеке имеются семь принципов, но существуют лишь три отличных и определенных Упадхи (основ), в каждой из которых его Атма может работать отдельно от остальных. Эти три Упадхи могут быть разъединены Адептом, не убивая себя. Но он не может разъединить все семь принципов друг от друга, не разрушив своего организма.

Ученик теперь лучше подготовлен понять, что между тремя Упадхи Раджа Йоги и ее Атмою, и нашими тремя Упадхи, Атмою и добавочными тремя подразделениями, в действительности, очень мало различия. Кроме того, так как в Индии в Гималаях и Транс-Гималаях, в школах Патанджали, Арьясанга или Махаяна, каждый Адепт должен стать Раджа Йогом, то он должен принять классификацию Тарака Раджа в принципе и теории, к какой бы иной классификации он не прибегал для практических и оккультных целей. Таким образом, очень малое значение имеет говорят ли о трех Упадхи с их тремя аспектами и Атмою, вечным и бессмертным синтезом, или же называют их «Семью Принципами».

В помощь тем, кто не читали, или же если и читали, то не ясно поняли из теософической литературы доктрину семеричных Цепей Миров в Солнечном Космосе, мы даем краткое изложение учения.

1. Все в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно и каждое звездное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть Сфер-сестер. Эволюция жизни происходит на этих семи сферах или телах, от Первой вплоть до Седьмой, на протяжении семи Кругов или Семи Циклов.

2. Эти Сферы формируются процессом, называемым оккультистами «возрождением Планетных Цепей (или Колец)». Когда седьмой и последний Круг одного из таких Колец начался, высшая (или первая) Сфера А, и с ней все другие в последовательности до последней, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя или «Обскурацию», как это было в предшествующих Кругах – начинает умирать. Планетное Разложение (Пралайа) приближается и час ее пробил; каждая Сфера должна передать свою жизнь и энергию другой планете[278].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.