Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.
Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.
Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Сутьтеории естественного правасостоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными положениями теории естественного права являются:
· право и закон - не одно и то же;
· законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
· право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
· право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
· фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
· не всегда законы соответствуют естественному праву;
· права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствамитеории естественного праваявляются:
· прогрессивность;
· признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
· допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
· обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
К основнымнедостаткамтеории естественного праваотносятся:
· прямое отождествление права и морали;
· противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
· преувеличение роли неписаного права;
· различное понимание людьми идей справедливости.
· отрицание роли государства в правотворческом процессе.
Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
Сутьтеории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
· право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
· основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
· официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
Кдостоинствамтеории праваможно отнести те факты, что:
· обычай действительно предшествовал появлению права;
· принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;
· теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.
Главнымнедостаткомтеорииявляется ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.