Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория естественного права



Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

На­пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо­речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Логически завершенную форму и распро­странение эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Сутьтеории естественного правасостоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

Основными положениями теории естественного права являются:

· право и закон - не одно и то же;

· законы (писаное, "позитивное" право) созданы законода­телями (людьми) и приняты государственными органами;

· право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

· право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

· фактически право и мораль едины, ос­нову права составляют нравственные ценности;

· не всегда законы соответствуют естественному праву;

· права человека имеют естественный характер, принад­лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако­нодателя.

Достоинствамитеории естественного праваяв­ляются:

· прогрессивность;

· признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

· допущение, что официальные законы не всегда соот­ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед­ливости).

· обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основнымнедостаткамтеории естественного праваотносятся:

· прямое отождествление права и морали;

· противопоставление писаного (позитивного) и неписа­ного (естественного) права, то есть конкретных формаль­но-определенных юридических норм и абстрактных идей;

· преувеличение роли неписаного права;

· различное понимание людьми идей справедливости.

· отрицание роли государства в правотворче­ском процессе.

Историческая школа пра­ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно­го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

Сутьтеории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

· право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

· основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

· официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

Кдостоинствамтеории праваможно отнести те фак­ты, что:

· обычай действительно предшествовал появлению права;

· принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности;

· теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права.

Главнымнедостаткомтеорииявляется ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.