Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое регулирование: понятие, сфера, механизм.



Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который приводил бы в действие его механизм всякий раз, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права выступает правовое регулирование.

В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижений фактических целей права.

Правовое регулирование охватывает:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и с определением юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, свя­занная с выборов типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т. е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельнос­ти людей на цивилизованных началах;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением).

Правовое регулирование может быть представлено как государ­ственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственными адресатами права, т. е. саморегуляцией.

Непосредственным предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников общественных отношений.

Принято различать следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное обязывание — воз­ложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; б) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; в) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом; в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации — своеобразные стимулы к правовому поведению.

Сочетание основных способов образует специфический метод право­вого регулирования — директивный (императивный) или автономный (диспозитивный). Императивный, или властно-побудительный, метод — строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Этот метод чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется конституционным правом, встречается в иных отраслях права. Юридическим фактом для возникновения правоотношений, в данном случае, является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.).

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действияпо своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права. В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение участников правоотношений и договор как источник возникновения.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволенное, т. е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) запретительное, т. е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом».

На преобладание общедозволительного или запретительного регулирования влияют разнообразные факторы — исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирова­ния отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных запретительного) и др.

Правовое регулированиедлящийся во времени и в пространстве процесс. Можно обратить внимание на две его стадии.

1. Определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и — обязанностями и основанной на них правоспособности лица, т. е. признаваемой государством за данным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных право отношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права.

2. Возникновение правоотношений — следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организаций). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями или событиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого состава.

Функции права

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным на­значением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функций права.

1. Функции права производны от его сущности и определяются на значением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

2. Функции права — это направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений.

5. Поэтому одним из важнейших признаков функций права является их динамизм, движение, действие.

6. Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Классификация функций права и их характеристика. Визвестной сте­пени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (по­литическую экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае вы­деляют регулятивную и охранительную функции права.

Регулятивная и охранительная функции — это функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятив­ную статическую и регулятивную динамическую (С.С. Алексеев).

Регулятивная статическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:

— определение посредством норм права праводееспособности граждан;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

—определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

— установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

— определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способвоздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Действие права.

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде.

Рассмотрение права в аспекте его действия высвечивает главное качество права — способность оказывать реальное воздействие на де­ятельность и поведение людей, а через это — осуществлять прогрессив­ные изменения в обществе, утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социального партнерства.

Действие права охватывает процессы: а) выработки средств юридической регуляции и б) использования их в практичес­кой деятельности субъектов права для достижения фактических резуль­татов. Отсюда составляющими содержания действия права выступают: правовое воздействие, восприятие права, правовое действие, правовой порядок.

Уровни действия права: уровень существования (восприятия права) и уровень социально-право­вых действий (реального функционирования).

Уровень существования. На нынешнем этапе развития юридической науки можно считать в определенной мере преодоленными представления о внеличностном (внесубъектном) характере действия права, укладывающегося в кибернетическую схему «команда — действие». Однако считается, что закон живет только тогда, когда он применяется. Такой подход имеет немало сторонников, как в отечественной правовой литературе, так и в зарубежной.

Уровень существования есть необходимая веха, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им, в конечном счете, своих целей.

При всей значимости уровня существования (восприятия права) его необходимо рассматривать лишь во взаимосвязи с уровнем социально-правовых действий (реального функционирования права) и, более того, как подчиненного по отношению к последнему. С этой точки зрениям право потому и имеет огромную идеологическую силу, что обладает способностью самореализоваться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Между тем, как показывает анализ отечественной законотворческой практики, данное положение не всегда воспринимается законодателем в качестве руководящего ориентира. Принимаемые законы часто рассчитаны на то, чтобы произвести идеологический (психологический) эффект в общественной среде; содержащиеся в них положения не подкреплены необходимыми ресурсами, организационными возможностями государства, в силу чего уже с момента их введения де-юре в действие они оказываются неработающими.

В истинном же проявлении уровень социально-правовых действий связан с реальным функционированием права, с фактической правомерной деятельностью адресатов права — граждан и их организаций и многообразными действиями правоприменительных органов и их должностных лиц.

(нажми на картинку)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.