Не юбилейные размышления в «системе К.С.Станиславского».
При всей своей нелюбви к юбилеям, одышка от которых продолжает мучить наш менталитет, нельзя не признать, что юбилейная дата в определенной степени организует благодарную (а еще чаще неблагодарную) память. Не говоря о том, что ответственность (а чаще безответственность) растет в своем обнажено-кризисном состоянии, направляя по опасному фарватеру жизни хрупкую «ладью, сквозь морок и туман к звезде своей неясной», - говоря поэтическими строками Шарля Бодлера.
Бог с ними, с номенклатурными юбилеями баловней или выскочек фаворитов, загодя организующих себе царственные подарки автомобилями, званиями, стиральными машинами и шоу-представлениями. В конце концов, «средь шумного бала» (сродни «чудесам» булгаковской квартиры №50), совершенно по другому принципу и, главное, смыслу, периодически прорастают возвышенные поводы для воспоминаний о славном прошлом, стимулирующие размышления о настоящем, и, в конце концов, оправдывающие хоть какие-то надежды для будущего. И если библейское установление Моисеем - даровать юбилейную свободу рабам каждые 50, а средневековой римско-католической церкви - отпускать грехи каждые 100 лет, то тахикардийная пульсация эпохи информационных войн оправдывает воззвания к духовной свободе и отпущению грехов современного человека намного чаще.
Персональные и государственные даты, значительная часть которых уже вызывает общественную изжогу, благодаря своим гламурным характеристикам и властным прихотям, нагло заслоняет ценности подлинных исторических событий и их личностей, стимулируя всё возрастающий дефицит всеобщего «доверия». Даже в исторически оправданных ситуациях (как это продемонстрировали власти в проведении «Форума интеллигенции» (2007), или «торжеств» голодомора (2008), решающей оказывается «ложка дегтя» чиновничьих «стараний» в проводимых ими мероприятиях. Зависший вопросв обществе – готовы ли ветви власти (хотя бы какая-то из них) к действенным изменениям, а не декларативным процедурам в поддержке и развитии любых гражданских инициатив?...В действительности оставлен без ответа, продуцируя системный «кризис доверия», поразивший все сегменты жизни общества.
Своя же «система доверия и понятий» у админресурса, в первую очередь к коллекционированию государственных фишек - у кого больше званий и наград - рудимент соцсоревнования новой номенклатуры. Их «заслуженность», как правило, в статистических спекуляциях различных отчетов и реляций, супротивных реальной картине действительности. Не потому ли, сегодня затонули в «зазеркалье званых», многие «призванные, но не признанные»? Их бескорыстная инициативность не просто не замечена в столичных и региональных властных центрах, она умышленно блокирована.
Кировоградщина – неформальный, но истинно современный центр нашей хоровой культуры, в значительной мере ферментированный Ю.Любовичем с его неуемной энергией, любовью к творчеству, не ограничивающейся только хоровым искусством: инициатор Всеукраинского фестиваля-конкурса пианистов «Нейгаузовские музыкальные встречи», член правления Всеукраинского общества Ференца Листа, один из инициативнейших членов Миссии Д.Ойстраха и С.Рихтера, основатель музея-квартиры Кароля Шимановского. За три десятилетия минувших фестивалей, конкурсов, общественных инициатив, образовательных программ, циклов телепередач, он обрел солидную кипу формальных благодарностей и грамот, каждая из которых истинное свидетельство по «сопромату» в коридорах власти. Диапазон чаяний Ю. Любовича – от учреждения и регулярного проведения Фестиваля детского хорового пения «Золотой Орфей» до хоровых праздников «Елисаветградская хоровая академия»; от преданности и пропаганды великих кировоградцев – Г.Нейгауза и К.Шимановского, до участия в Международных фестивалях, проводимых в Одессе «Рихтерфестов», фестивалей «Памяти К.Пигрова», «Ойстрах-Ассамблей», спектр которых содержит высочайший уровень украинского хорового искусства. И всегда в них превалируют морально-профессиональная взыскательность, нетерпимость к фальши и любитепьщине.
Перечисление программ состоявшихся концертов определяет степень ответственности музыкантов перед своими слушателями. 6 ноября 2008 г. – Концерт духовной музыки А,Веделя, П.Чеснокова, О.Архангельского, А.Шнитке в Спасо-Преображенском соборе. 11 ноября – Концерт духовной музыки И.С,Баха и Ф.Пуленка в зале музыкального училища, 15 ноября – Концерт украинской хоровой музыки ХХ столетия и, наконец, 15 февраля с.г. Заключительный концерт – «Хоровые жемчужины мировой музыки» в зале областной филармонии. No comment, творческого пространства скромного областного коллектива.
Верхушка айсберга ледяного безразличия, а, порой и унижения, в адрес человека уникального общественного темперамента, вулканирующего в среде «чего изволите», порой оттаивала признанием его «Почетным гражданином г.Кировограда», присвоением звания «Заслуженного деятеля искусств Украины», не без того, чтобы очередной раз указать ему место среди «заслуженной серости». Посредственность, порождающая и обслуживающая чиновничий «ангажемент», совместными усилиями продолжает заражать общественность инфантильностью и равнодушием к «возмутителям» их спокойствия. Привычные симуляции и спекуляции «активной деятельности» – осели в плотных слоях бездушия особенностями национального кризиса, съедая остатки доверия, единственного средства, помогающего обнаруживать любой фальсификат (по «системе Станиславского: верю – не верю»).
«Искусство не принадлежать народу»
Декларируемые сегодня властные приоритеты - это не возможность демократической организациигражданского общества, а по существу его фальсификация и деструктуризация, ввод в стихийно-неуправляемое состояние. Вполне можно предположить – созрело условие для возникновения «оправданной» диктатуры, к радости жаждущих «сильной руки».
Процветающая глупость, в сочетании с ростом коррупционного профессионализма, инфицируют политику, экономику, гуманитарную сферу, являясь антитезой, антисистемой к демократической функции воспитания народного доверия.
Накопленный опыт демократии развитых стран давно убедил, что социально-политическая гармония позиционируется гораздо в большей степени в сфере культуры, чем в сфере конституциональной базы, определяя «социальный капитал» того или иного государства (в терминологии Ф.Фукуямы) - индекса «доверия» в социуме.
«Демократия создает демократов, а не наоборот», полагают западные философы.
Мы же, вправе утверждать - «имитаторами демократии создается псевдо демократия».
У современных потребителей зрелищ жанр имитации, пожалуй, самый модный в медийном поле (Галкин, Винокур, «95 квартал»…). Между тем, имитации (у кого хорошие, у кого плохие – вопрос иной)определяют специфику не только нашего культурного контекста. Интенсивная реклама законотворчества и реформирования, декларации «громадья» планов и программ по сути те же имитации (а потому системно проваливаемые), - несокрушимое наследие социалистического «стандарта развития».
Конструирование по советскому образу и подобиюновыхдемократических общественных институтов, политические шоу - от президентских форумов (мало отличимых от съездов КПСС) до приватизированных телевизионных иллюзионов «свободы» - не очень убедительные обоснования почитать государство демократичным. Впрочем, и понятие имитации окажется достаточно безобидным в оценке тех последствий, коими так богата и советская история, и постсоветский период, и нынешняя пора наступившего «торжества демократических преобразований». Их симуляция очень напоминает «витрину культуры» сталинской и постсталинской эпох, виртуозно вводившей в заблуждение европейскую интеллигенцию (к счастью не всю) многие годы. Однако спекулятивная вторичность отдельных демократических проявлений (в основном в телеформате) уже перерождается в фарс, заставляющий умиляться, разве что неосведомленных оппозиционеров наших соседей, заскакивающих в Украину в своем пиар-вояже, и скучающих у экранов домохозяек. Они, вероятно, и отметят 5-летний юбилей процесса «торжества демократических преобразований», в котором всё устойчивее проявлен абсурд - борьба самой же властной коррупции с собственной коррупцией. Императивные иллюзионисты, гоняющие «призрак демократии» между верхушками ее ветвей с помощью двух-трех «фокусов», отвлекая внимание на себя, сами в плену системной аберрации интересов аппаратного чиновничества, выйти из которого уже не в состоянии.
Круговая «элитная симуляции» оппонирования, на словах радеющая «за народ» в многочисленных и регулярных шоу, в устах ее представителей (-ниц) весьма сочно озвучивается их знаковыми политиками - «вы так брешете, шановный, шо я, поев на ночь селедки с луком, взяла машину и приехала на передачу вам сказать, що вы падлюка».
Ну, а об эстетических потребностях и власти, и оппозиции - любителях спиртной «крапивы» с салом, «млеющих сердцах» патронесс имущественных фондов, «впевнених у світовому успіху» свіженьких народних артистів - уникальной смеси «шанели накапанной в щи», просто умолчим, принимая во внимание избыточное внесение всех этих органических удобрений в ниву национального информационного поля.
Ну как на этой ниве может выжить проект «Космос И.С.Баха» (Елисаветградская хоровая академия), или «Нейгаузовские музыкальные встречи» в Кировограде, как и «Рихтерфест», «Ойстрах-Ассамблеи» и другие общественно-культурные движения в Одессе, по-детски беспризорные для столичных бонз. Цветение сада рождающейся национальной демократии подменили цветовые ярлыки «политического монилиоза» (болезнь, убивающая демократическую завязь), Даже там, где эта завязь расцвела – эти ростки демократии были преданы и убиты теми, кто нам вещает сегодня о «демократических завоеваниях» и внушает народу этот фальсификат.
Возможно, единственная заслуга «демократической симуляции» в том, что она всеми силами пока вынуждена сдерживать свои тоталитарные аппетиты и терпеть «незаконнорожденные» общественные явления. Но не иссякающий поток тоталитарного сознания аппаратной массы, переоблаченной в европейского покроя костюмы, упрямо продолжает захватывать и перерождать демократические, прогрессивные позиции в злокачественные клетки. «Подлинность» высоких общественных интересов, «обеспокоенность» будущим у них столь же симулятивныв их административной моде «всенародных заигрываний» и, якобы, «диалога»; видны и без применения «системы Станиславского». Упиваясь надеждами на «европейское лицензирование», они еще некоторое время будут вещать в «отцепленном вагоне» в позе Рассеянного «с улицы Б….» несуществующего поезда «Украина – Европа».
Высказанные мысли озвучивались на конференции в Кировограде, проходившей в рамках хоровой академии, на которую съехались гости из Киева, Днепропетровска, Одессы, Умани, Богуслава, искренне заинтересованные в жизнеспособности национальной культуры. Их выступления и на юбилейном вечере и на конференции сочетали в себе единовременно гордость и сожаление, радость и обеспокоенность, надежду и возмущение…
А гордость, радость и надежду подарили кировоградцам и гостям преданные высокому искусству скромные музыканты со своим руководителем, получавшие признание в Германии, Финляндии, Польше, Латвии, России, Болгарии, как и во многих городах Украины.
Кировоградский необычный творческий юбилей муниципального хора (по внешним меркам «заслуженности») обрел некий шанс регионального понимания масштабов и разнообразия принадлежащих народу художественных ценностей.
70-летний юбилей Кировоградской области, предшествовавший художественным событиям имел важную положительную сторону – в зале областной филармонии на «президентском концерте», собрались губернаторы и мэры городов, открыв для себя хоровую жемчужину Украины. Единственное исполненное хором произведение - «Колискова» А..Кошица - обеспечило лестные восклицания по этому поводу и генеральных чиновников секретариата Президента. Увы, это достаточный повод для кировоградских руководителей, обнаружить для себя явление, как оказалось(!?), вовсе не ординарного масштаба среди других коллективов.
Не посетив три прошедших юбилейных концерта хора со сложнейшими и уникальнейшими программами мировой классики, поистине открывавшие бесконечное духовное пространство музыки, «слона приметили» в заготовленном отчетно-концертном винегрете по рецепту «съездовских увеселений». Вот тогда-то и возникли вновь чиновничьи поздравительные причитания о срочной необходимости «народности» руководителю и национальной «статусности» для коллектива. Они хоть как-то обнадеживают, в контексте «рахманиновской похвалы» музыкантам, в «светлом будущем» музыкальным филантропам «Фонда підтримки хорового мистецтва» г.Кировограда, возглавляемого Ю.Любовичем, правда, ничего не предвосхищая в будущем, зная лотерейные хитрости наградных аукционов. Ведь титанический труд подлинных музыкантов Украины давно на периферии вкусов и предпочтений у слуг и хозяев «званой кормушки». Принципам «принадлежать народу», как истинному искусству, так и истинным его деятелям, пока нет места в психологии и интересах симулянтов и спекулянтов, наводнивших шоу-подмостки нынешнего политического Олимпа во властной жажде «хлеба и зрелищ» в любом формате.