Закладка/вброс бюллетеней в переносные урны для голосования, до или после их использования по назначению.
Закладка бюллетеней в избирательную урну, в т.ч. под второе дно (в том случае, если урна непрозрачна).
Противодействие:
· Перед началом голосования потребуйте предъявить для грубого пересчёта полученные УИК бланки бюллетеней (обычно они сложены пачками по 50-100 штук). Если бюллетеней не хватает по сравнению с числом полученных от ТИК, то они либо уже вброшены в урны, либо приготовлены для вброса (лежат не в сейфе или ином месте хранения всех бюллетеней).
· Если наблюдателям предлагают через прорезь для опускания бюллетеней убедиться, что урна пуста, то следует добиться снятия крышки и проверить дно. Бывает полезно также перевернуть урну, если она уже была закрыта и опечатана к приходу наблюдателей, и потрясти.
· В течение дня наблюдатели должны подменять друг друга в наблюдении за урной. От урны нельзя отходить или упускать ее из виду до момента её вскрытия для подведения итогов голосования.
· У наблюдателя должен свой набор вспомогательных инструментов и принадлежностей, включая скотч, письменные принадлежности, фотоаппарат/видеокамеру/видеорегистратор, а также крестовую и шлицевую отвёртки среднего размера, которые в случае необходимости могут быть использованы для разборки непрозрачной урны старого образца.
3. Способ фальсификации:
Закладка/вброс бюллетеней в переносные урны для голосования, до или после их использования по назначению.
Противодействие:
· Перед выносом с территории УИК переносные урны должны быть проверены так же тщательно, как и стационарная и опечатаны.
· Переносные урны при их выносе за пределы УИК обязательно должен сопровождать кто-то из наблюдателей. После возращения переносных урн на территорию участка, их следует разместить в зоне видимости наблюдателей и заклеить прорези для опускания бюллетеней полосками бумаги с подписями нескольких наблюдателей.
· Количество бюллетеней выданных группе представителей УИК, осуществляющих обход избирателей с переносной урной, должно соответствовать списку избирателей, обратившихся с просьбой организовать им голосование вне помещения УИК.
4. Способ фальсификации:
Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней одним лицом.
Противодействие:
· Необходимо постоянно следить за самим процессом выдачи бюллетеней. Это может быть затруднительно, если избирательный участок развернут, например, в узком коридоре школы.
· Применение данного способа фальсификации наиболее вероятно в начале и конце голосования, когда нет очередей из избирателей к столам УИК, невольно мешающих выдаче более одного бюллетеня в одни руки сами фактом своего присутствия.
· У избирателя участвующего в таком способе фальсификации может быть вложен в паспорт какой-нибудь опознавательный знак, типа календаря, он может быть лично знаком с доверенными членам УИК и может также обмениваться знаками или подходить к наблюдателям от партии власти, которые тоже, как правило, заранее знакомы членам УИК. Зачастую, это пожилые люди, голосующие за своих родственников или соседей, неучаствующих в голосовании.
· Нельзя исключать обращение одних и тех же людей в течение дня к одним и тем же членам УИК с целью получения бюллетеней за третьих лиц.
5. Способ фальсификации:
Незаконное получение нескольких фальшивых открепительных удостоверений одним лицом его голосование на разных участках. Обычно группы таких лиц формируются в количестве 15-20 человек. Наблюдателей должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным удостоверениям в течение сравнительно короткого промежутка времени.
Противодействие:
· Выдача бюллетеней по открепительным удостоверениям должно осуществляться в полном соответствии с процедурой установленной инструкциями ЦИК.
· Право на участие в голосовании по открепительным удостоверениям предоставляется только для выборов федерального уровня. Бюллетени для выборов в органы местного самоуправления или в региональные органы власти лицам с открепительными удостоверениями не должны предоставляться в принципе.
· Данные лица с открепительным удостоверением должны вноситься в дополнительный список избирателей, количество фигурантов которого должно постоянно контролироваться наблюдателями и соотноситься с общим числом избирателей на участке. Если доля проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке превышает хотя бы несколько процентов, то это является сигналом о фальсификации или применении административного ресурса (в том случае, если открепительные удостоверения настоящие).
· При наличии малейших сомнений необходимо привлекать к проверке подлинности открепительных удостоверений членов УИК с решающим голосом от оппозиционных партий и дежурных полицейских. Для надежности такого контроля органолептическими средствами необходимо наличие увеличительных стекол (лупы) позволяющих распознать фальшивые удостоверения, изготовленные с помощью цветных ксероксов или принтеров, путем проверки голограммы и печати. Последняя должна быть «мокрая», т.е. ее оттиск должен быть сделан штемпельной краской с помощью резиновой печати.
· В случае выявления факта подделки необходимо силами наблюдателей и дежурного полицейского обеспечить задержание участника фальсификации. При прибытии полицейского патруля следует написать заявление о совершении преступления, предусмотренного ст.141. УК РФ. Следует так же получить отметку на копии заявления при его вручении представителю полиции. Ф.И.О. и звание полицейского должны быть зафиксированы наблюдателем.
· Рекомендуется сфотографировать самого нарушителя и фальшивое открепительное удостоверение с его паспортными данными.
6. Способ фальсификации:
Незаконное использование фальшивых свидетельств о временной регистрации по месту жительства избирателя. Получение нескольких фальшивых свидетельств о временной регистрации одним гражданином и его голосование на разных участках по заранее разработанному маршруту. 4 декабря 2011 г. такие группы формировались в количестве нескольких десятков человек, пребывавших на конкретные участки несколькими волнами.
Противодействие:
· Должен вызывать активное противодействие сам факт любой попытки получения бюллетеня, на основании явки временно зарегистрированного на территории УИК лица в день голосования, без подачи соответствующего заявления за три дня до него, как это предусмотрено законодательством.
· Необходимо основывать свою позицию на требованиях п.6 ст. 27 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которым, граждане, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением УИК могут быть включены в список избирателей по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в УИК не позднее, чем за три дня до голосования.
· Так как нельзя исключить и предварительную подачу заявлений в УИК обладателями фальшивых свидетельств о регистрации, то при их предъявлении необходимо проявлять к ним повышенное внимание, аналогичное голосованию по открепительным удостоверениям. По опыту выборов 4 декабря, признаками фальсификации являются: активное и групповое предъявление таких удостоверений молодыми людьми студенческого возраста; свежесть и незатёртость свидетельств, якобы выданных за несколько недель до голосования; отличный от настоящего цветовой оттенок и чрезмерная четкость печати воспроизведенной на бланке свидетельства, которая при внимательном изучении не явялется «мокрой».
· Помимо лупы, с помощью которой можно выявить искусственный характер воспроизведения печати, помочь разоблачению фальсификации может наличие у наблюдателей хотя бы одного образца настоящего свидетельства о временной регистрации, которое можно взять на время у друзей и знакомых.