Социальные функции права - это направления его воздействия на общественные отношения. Функции права необходимо рассматривать в единой системе социального управления и неразрывной связи с экономическими, собственно социальными, политическими и идеологическими факторами общественного развития. К социальным функциям права относятся интегративная, коммуникативная функции права, охранительная, регулятивная и функция социализации. Иногда выделяют воспитательную функцию права.
Интегративная функция— это ведущая функция сплочения всех социальных образований. Правовая система общества сплачивает все иные системы (экономические, политические и другие). Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоречивых субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и государстве. Правовая система не должна ставиться выше самого общества, поскольку ее источник - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Поскольку интеграция может быть достигнута разными способами, в том числе и принуждением в тоталитарном обществе, то право интегрирует общество, не унифицируя его. Правовая интеграция должна осуществляться не путем подавления различий и навязывания чьей-то политической воли, а посредством взаимоувязки многообразных интересов различных социальных субъектов, которые находят в праве защиту. Эта функция права нацелена на достижение объединяющего общество социального согласия через решение конфликтов в рамках всеобщей правовой формы. Разумеется, право - далеко не единственный социальный интегратор, но в силу своей абстрактности, обобщенности и универсальности оно является наиболее мощным из интеграторов.
Интеграция уравновешивается социальной дифференциацией. Интеграция и конфликт (дифференциация) - это два неотъемлемых слагаемых социального действия. Так, в конфликтных ситуациях, например, двое «дружат» против третьего, а позже против друг друга. Сейчас наблюдается все большая дифференциация общества. Ранее человек по рождению принадлежал к определенному клану, социальному слою, и его переход в иной клан или слой был крайне затруднителен. Это - общество строгой стратификации. Сейчас общественная структура очень подвижна. Социальные группы становятся все мельче и более специализированными. Наблюдается постоянный переход по социальной лестнице из одной социальной группы в другую. Процессы стратификации особенно ускорились в техногенном обществе XX в. Если ранее конфликт и кооперация были более простые по форме, то сейчас, существуют сложнейшие формы конфликтов и кооперации. Это объясняется отсутствием противостоящих классов по типу пролетариев и буржуа и наличием так называемых «групп интересов», которые являются потенциальными группами конфликтов («зеленые», ветераны, молодежные неформальные организации и др.).В социологии выделяют следующие типы кооперации: семья, партии, профессиональные группы и прочее. Даже типично конфликтные виды социального действия (от судебной тяжбы до избирательной кампании или войн) вырабатывают механизмы кооперации. Даже самые жестокие войны следуют правилам ведения войны, пусть минимально. Нарушение этих правил (например, уничтожение пленных) вызывает протест и считается военным преступлением. Интеграция интересов и совместное действие, пусть кратковременное, наблюдается во всех социальных группах. Без кооперации нет ни одной социальной организации или института, которые распознают «своих» и «чужих», что является показателем внешнего конфликта. Случается и внутренний конфликт, между «своими». Говорят также о «конфликте всех против всех».
Коммуникативная функция праваобусловлена тем, что социальная жизнедеятельность сопряжена с получением, восприятием, переработкой и усвоением информации. В настоящее время наблюдается переход к информационному обществу. Поэтому сегодня информация - главный научно-технический, управленческо-организационный и правовой ресурс развития общества и государства.
Термин «правовая информация» возник в связи с развитием автоматизированных информационных служб в области права. Правовая информация - это часть социальной информации и преимущественно имеет предписывающий характер. При помощи правовых норм до сведения участников общественного отношения доводится позиция государства. Граждане информируются о средствах и способах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения правовых предписаний. В широком смысле это весь объем официального нормативного материала, необходимый для решения вопросов в правотворческой и правореализационной деятельности. Надо помнить, что реально в правореализационной деятельности действует очень малая часть правовых норм. В узком смысле правовая информация является нормативным материалом (от законов до индивидуальных правоприменительных актов).
Специфичность правовой информациизаключается в том, что она носит общеобязательный характер и в отличие от простого сообщения, ее информационное воздействие рассчитано на убеждение, усвоение норм поведения потребителем. В отличие от внушения, принуждения правовая информация основывается на системе доказательств и предполагает осознанное отношение к информации. Вынужденное принуждение в праве исходит только от специализированного органа и выполняет сознательно установленную функцию.
Другой особенностью правовой информации является необходимость в точном, единообразном ее понимании. Давно подмечено, что право, наполненное реальным содержанием и выполняющее инструментальную роль, теряет практическую ценность и перестает выполнять свою роль по стабилизации и упорядочиванию общественных связей, если практиками понимается по-разному.
Устойчивая психологическая оценка составляет основу привычки, навыка, автоматизма в соблюдении правовых норм. Нормы должны быть переведены на язык эмоций, и только тогда они формируют поведение. Личность не является простым потребителем информации, она - ее интерпретатор и носитель. Причем социальная обработ ка правовой информации весьма существенна и рассчитана на высокий образовательный уровень ее потребителя. Долгое время механизм восприятия правовой информации упрощенно считался непрерывным процессом накопления некой суммы знаний о праве, а психологическое воздействие, влияющие на ее усвоение, игнорировалось.
Всю правовую информацию можно классифицировать по определенным критериям. По направленности информационных потоков выделяют вертикальную информацию(сведения о праве, исходящие от государственных органов для должностных лиц и граждан, и, наоборот, поступающие в государственные органы) и горизонтальную(сведения о праве, распространяемые в межличностном общении в коллективах и малых социальных группах). По систематизированности информации выделяют систематизированную и несистематизированную;по способам получения различают информацию, полученную в процессе обучения и в процессе социальной практики; в зависимости от источника известны официальная, неофициальная и официозная(полуофициальная) информация.
Заметно влияние коллектива на восприятие индивидом правовой информации. В оценке правовой информации важна роль лидера группы или иных лиц, обладающих престижем. Внутригрупповые ценности влияют также на лиц вне группы. Если правовая информация совпадает с внутригрупповыми ценностями и нормами, то она легче усваивается. Если она противоречит внутригрупповым ценностям и нормам, то ее успех зависит от убедительности пропаганды в доказуемости правильности и полезности такой информации.
Регулятивная функция прававыражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей по отношению друг к другу, к государству и его органам. В социологии права — это одна из вспомогательных функций. Регулятивная функция права в обществе не сводится к установлению запретов, дозволений, обязанностей, но и к созданию позитивных стимулов, гарантий развития гражданско-правовой активности. Общество может опережать государство в правотворческой деятельности. Поэтому социальное регулирование не заканчивается правотворчеством, а «доукомплектовывается» через решения должностных лиц и органов, применяющих право.
Однако регулятивную функцию права невозможно переоценить. Право является не единственным, но важнейшим социальным регулятором, регулирующим в свою очередь действие других социальных регуляторов. Такая способность права объясняется его опорой на правообразующий интерес. Поэтому правовое общество - это такое общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором (не по объему, а по качеству), другими словами, когда правовой способ разрешения социальных конфликтов признается единственно возможным.
Охранительная функция праваопределяется необходимостью защиты общественных отношений, интересов частных (в первую очередь, элиты) и общих. В рамках осуществления этой функции реализуется правовая ответственность. Необходимо помнить, что чем строже запрет, тем больше ресурсов надо на его осуществление, поскольку число контролирующих и органов, налагающих штрафные санкции, увеличивается.