Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система формирования правильного звукопроизношения

 

При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.

1.Подготовительный этап:

· Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

· Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

2.Формирование первичных произносительных умений и навыков:

· Постановка звука;

· Автоматизация звука;

· Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

3.Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);

3. автоматизация звука в предложениях;

4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

6. автоматизация звука в разговорной речи.

В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые.

Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Звуки [C],[C’] – [З], [З’]:

1. звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова.

2. звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова.

3. звук [C] в прямом безударном слоге в начале слова.

4. звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова.

5. звук [C] в прямом слоге при стечении согласных.

6. звук [C] в обратном ударном слоге.

7. звук [C] в обратном безударном слоге.

8. звук [C] в различных позициях.

9. звук [C’] в ударных слогах.

10. звук [C’] в безударных слогах.

11. звук [C’] при стечении согласных.

12. Дифференциация произношения звуков [C] – [C’].

13. Звук [З] в прямом ударном слоге.

14. Звук [З] в прямом безударном слоге и при стечении согласных.

15. Звук [З] в обратных слогах.

16. Звук [З’] в различных позициях.

17. Дифференциация произношения звуков [З] - [З’].

18. Дифференциация произношения звуков [C] – [C’] - [З] - [З’].

 

Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/ текст» происходит на каждом коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.

Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развернутости, что повышает социально – коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.

 

Основные требования:

· Индивидуально регулировать длительность занятий;

· Оптимально дозировать коррекционный лексический, грамматический и наглядный материал;

· Сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предлагаемые задания;

· Вводить чтение и письмо для детей, освоивших письменную речь;

· Предлагать задания для самостоятельной отработки;

· Варьировать произносительные задания: речевые игры за столом «Эхо», «Повторялки», «Передай дальше», «Скажи громко» и др.;

· Привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный (работа перед зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, буквы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи), кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами, имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук, физических упражнений и др.);

· Использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.