Система формирования правильного звукопроизношения
При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
1.Подготовительный этап:
· Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
· Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
2.Формирование первичных произносительных умений и навыков:
· Постановка звука;
· Автоматизация звука;
· Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
3.Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
3. автоматизация звука в предложениях;
4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
6. автоматизация звука в разговорной речи.
В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые.
Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков.
Звуки [C],[C’] – [З], [З’]:
1. звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова.
2. звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова.
3. звук [C] в прямом безударном слоге в начале слова.
4. звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова.
5. звук [C] в прямом слоге при стечении согласных.
Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/ текст» происходит на каждом коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.
Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развернутости, что повышает социально – коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.
· Оптимально дозировать коррекционный лексический, грамматический и наглядный материал;
· Сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предлагаемые задания;
· Вводить чтение и письмо для детей, освоивших письменную речь;
· Предлагать задания для самостоятельной отработки;
· Варьировать произносительные задания: речевые игры за столом «Эхо», «Повторялки», «Передай дальше», «Скажи громко» и др.;
· Привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный (работа перед зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, буквы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи), кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами, имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук, физических упражнений и др.);
· Использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения.