Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-философские взгляды Сен-Симона. (1760— 1825 )

 

Идеи Сен-Симона, положившие начало формирования социологического мышления. Основная задача, которую ставил перед собой Сен-Симон, а позже и Конт было создание новой философии, которая на основе знаний отдельных точных наук должна была дать цельное представление об обществе и перспективах его развития, а также определить средства социального преобразования. Этому способствовали наблюдения самого Сен-Симона, который подсчитал, что в период с 1789 по 1815 год во Франции сменилось не менее десяти различных форм государственного устройства, вместе с тем общественная жизнь качественно не изменилась. Из этого следовало, что изменчивость форм государственного устройства не выражало основы социальной жизни.

 

По мнению Сен-Симона, «Богатство образуетъ истинную и единственную основу всякаго политическаго влiянiя и значенiя» и прочность управленiя создается собственнюстью, когда она связана съ образованiем (Цит. по: 5, с.16). Поэтому новая философия (политика), чтобы стать наукой должна следовать методу положительных наук и ориентироваться на практику общественной жизни, то есть совмещать теорию с практическими проблемами времени. Сен-Симон – как и позже его ученик О.Конт – скажет, что задачей всякой науки состоит в том, чтобы «видеть для того, чтобы предвидеть…» (Цит. по: 5, с. 24).

 

Новая общественная система (промышленное общество) может устано­виться, согласно концепции Сен-Симона, тогда, когда состояние знаний даст возможность построения новой философской системы, лежащей в ее основа­нии. Так, на политеизме была построена ан­тичная система, на христианстве - феодаль­но-богословская. Кризис, переживаемый европейскими обществами, является результатом разрозненности идей. (См.: рассуждения О.Конта по этому вопросу). Как только появится теория, соответствующая достигнутому уровню просвещения, все придет в порядок.

 

Таким образом, цель новой науки и состоит в том, чтобы дать человечеству возможность на основании знаний о прошлом, предвидеть то, что будет в будущем, она должна, создав теорию, связать множество фактов в единое целое, уста­новив их порядок и последователь­ность, пользуясь при этом принципом детерминизма и идеей закономерности. Социальная наука или наука о человеке должна базироваться на наблюдениях и фактах подобно физике, химии и астрономии. Фило­софия Сен-Симона представляет собой некое обобщение общественной жизни, и в соответствии с этим является не системой пассивной созерцательности, а неким сводом практического руководства.

 

По мнению Сен-Симона в историческом процессе философские системы занимают важное и вполне опре­деленное место. Философия каждой исторической эпохи определяет ее социальную и политическую систему. Основ­ная задача философов заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих принять ее и усовершенствовать эту систему. В этих словах в сжатой форме выражен ряд мыслей, характерных для исторической теории Сен-Симона, в ней правят миром философские идеи, имеющие своей основой достижения отдельных наук, следовательно, достижения человеческого разума.

 

Философия возникает закономерно на основе успехов наук и потребностей общества. Все челове­ческие знания, утверждает Сен-Симон, прохо­дят в своем развитии три стадии; теологиче­скую, предположительную, или метафизиче­скую, и позитивную. Теологическая система соответ­ствует низкому уровню знаний, характерному для феодальной системы. Но начиная с XV в. разум стремится обосновать свои суж­дения на наблюдаемых фактах. Все науки од­на за другой принимают положительный ха­рактер.

 

Очевидно, что философия, на них ос­новывающаяся, должна также стать положи­тельной. Новая политическая система явится следствием этой новой философии – положительной. Центральной идеей новой философии будет идея единого закона, управляющего всеми явлениями вселенной.

 

Политические системы возникают, по Сен-Симону, не случайно, а в силу закона прогресса человеческого разума. Поэтому устойчивым порядком может быть только порядок, согласный с состоянием просвеще­ния, чем определяют­ся пределы власти. Средневековую теологическую и феодальную систему создали и ввели в жизнь философы, предварительно разрушив­шие старые системы, в свое время также созданные античными, греческими и римски­ми философами. Необходимые средства для создания всякой новой общественной системы дает прогресс знаний.

 

Таким образом, господство военных в свое вре­мя было необходимо в силу низкого интел­лектуального развития европейцев, что в силу прогресса знаний перестало быть необходи­мым. Такого рода замечаний в работах Сен-Симона достаточно много, и все они составляют в совокупности последовательную, продуманную идеалистическую систему. С этим же рядом положений связа­на та высокая оценка, какую дает Сен-Симон исторической роли духовной власти.

 

Идеи органицизма. Основную причи­ну французской буржуазной революции он видит в изменении соотношения обществен­ных сил, как в результате интеллектуального прогресса, так и в результате прогресса эко­номического, хотя его общая философско-историческая концепция не теряет на всем протяже­нии его творчества традиционной для того времени, идеалистической и просветительской ориентации. Каждая новая общественная система, сме­няя систему устаревшую, составляет некото­рый шаг вперед в развитии общества. Это развитие мыслится Сен-Симоном по аналогии с развитием человеческого организма. В приведенных ниже рассуждениях Сен-Симона явно просматриваются элементы органицизма.

 

Общество человеческое, подобно человеку, с момента своего возникновения совершен­ствуется, достигая, в конце концов, зрело­сти. В первом периоде детства все сосре­доточено на еде, все силы направлены на добывание пищи; добывание пищи является главным занятием народов, стоящих на пер­вой ступени цивилизации. В следующем пе­риоде детства ребенок начинает увлекаться ремеслами: он охотно возводит каменные насыпи, прорывает каналы и т. п. Этому периоду соответствует та ступень цивилизации, на которой стоял древний Египет.

 

В юношеском возрасте у человека является склонность к изящным искусствам: всякий молодой человек пробует свои силы либо в поэзии, либо в музыке, либо в живо­писи. Той же склонностью отличались древ­ние греки. Вступая в период физической зрелости, человек пробует свои силы, опре­деляет их пределы в борьбе с природой. Аналогию этому периоду составляет римская цивилизация. Затем деятельность человека становится медленнее, но правильнее, растут силы рассудитель­ности. То же переживает последовательно и все человечество.

 

В исторической теории Сен-Симона процесс со­вершенствования общества носит медленный и равномерный характер, он прерывается в определенные моменты бурными кризисами, свойственными также как и процессу развития индивида. В политическом организме, по мнению Сен-Симон, всегда существуют совместно два момента: пережитки угасающего прош­лого и зародыши восходящего будущего. Анализ настоящего, взятого изолированно, может дать только поверхностные или даже ложные выводы в резуль­тате смешения этих двух моментов, в данном случае можно говорить об элементах генетического подхода к исследованию истории.

 

О роли собственности в развитии общества. Наряду с этим мы встречаем иногда фразы и обороты, дававшие некото­рым исследователям повод причислять Сен-Симона к первым провозвестникам материа­листического понимания истории. Так, вы­ясняя причины упадка значения старой во­енной знати и роста авторитета промышлен­ников, Сен-Симон связывает эти явления с перемещением собственности и с переходом руководящих функций в производстве в руки промышленников. Перемещение соб­ственности он в свою очередь объясняет чисто хозяйственными причинами. Он ут­верждает, что организация собственности со­ставляет фундамент социального здания, тогда как организация правительства яв­ляется лишь его формой. Нет изменений в общественном по­рядке без соответствующего изменения в форме собственности.

 

О промышленной системе. Переход к промышленной системе мыслится Сен-Симоном как переход власти из рук феодальных и промежуточных общественных групп в руки промышленников и ученых, что для него равносильно переходу деятельности по управлению государством к трудящимся. Формы, в которых он изображает в различных произведениях самую организацию власти промышленников и ученых, довольно разнообразны, но суще­ство этой организации всегда остается приблизительно одним и тем же: духовная власть сосредоточивается в Академии, свет­ская в Совете промышленников.

 

Поддержание порядка является основным средством и условием, при котором общество может посвятить себя ка­кой-либо деятельности, но отнюдь не содер­жание деятельности. Целью общественной организации должно быть наилучшее применение в целях удовле­творения потребностей человека знаний, до­бытых науками, искусствами и ремеслами, распространение этих знаний, их развитие. Идея общественной ор­ганизации производства, общественного пла­на производства не случайна в учении Сен-Симона. Основная задача про­мышленной системы - установление ясного и разумно комбинированного плана работ, которые должны быть выполнены обществом, поэтому будущий общественный строй он называет ассо­циацией.

 

Наряду с этим Сен-Симон не считал институт собственности вечным и неизмен­ным. Он полагал, что необходимо найти такой спо­соб организации собственности, который «доставил бы наибольшую сумму благосостоя­ния и свободы». Промышленная система будет системой максимально возмож­ного равенства, поскольку полное равенство немысли­мо. Действительно осуществимое ра­венство состоит, прежде всего, в том, что в промышленной системе все являются трудя­щимися, паразитизм старых правящих групп исчезает. Общество есть союз людей, заня­тых полезным трудом.

 

Принцип всеобщего труда Сен-Симона: «Все люди будут работать; они все будут смотреть на себя как на работников, прикрепленных к мастерской... На каждого возложена обязан­ность постоянно давать своим силам приме­нение, полезное для человечества» (3). Бесполез­ных для мастерской работников в ней не должно быть. Различие между трудящими­ся лишь в том, что одни работают руками, другие - головой, место и положение человека в обществе должно определяться не его происхождением, а способностями.

 

Идея прогресса. Для того чтобы судить о том, прогрессирует или регрессирует человече­ство, необходимо иметь какие-то критерии для оценки сменяющих одна другую обще­ственных систем. Пользуясь этими критериями, Сен-Симон доказывает превосходство каждой по­следующей общественной системы над систе­мой, ей предшествующей.

Таких показателей четыре.

  1. Лучшее обще­ственное устройство - это то, которое делает жизнь большинства возможно счастливее, предостав­ляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребно­стей.
  2. Это такое общественное устройство, при котором достойнейшие люди, внутрен­няя ценность которых наиболее велика, рас­полагают максимумом возможностей достичь высшего положения, независимо от их происхождения.

 

  1. Третий показатель характеризует общество, которое свободно от разрозненности и предоставляет большинству населения «максимум средств для сопротивления иноземцам».
  2. Это такое общественное устройство, которое создает условия развития наук, творческих открытий и ведет к прогрессу цивилизации.

 

Движущие силы прогресса. В рассуждениях Сен-Симона просматриваются попытки определить движущие силы общественного развития. Несмотря на характерную для Сен-Симона размытость пространность рассуждений, можно выявить представления о классах, классовой борьбе и роли субъекта в историческом процессе.

 

Класс промышленников получил свою закон­ченную организацию лишь в XVIII веке, с об­разованием нового вида промышленности, частные интересы которого были тождествен­ны с общими интересами всей промышлен­ности. Этот вид промышленности - банков­ское дело. Земледельцы, фабриканты и тор­говцы до возникновения банков составляли отдельные корпорации. Банк объединил их в единой системе кредита, придав тем самым классу промышленников, взятому в целом, та­кую денежную силу, какой не обладают ни все остальные классы вместе, ни даже государ­ство.

 

Эта мысль об организующей роли банков, получила дальнейшее развитие у его учеников. В си­стеме сен-симонистов банки играют роль не только силы, организующей промышленность, они средство преодоления анархии, элемент бу­дущего организованного строя. Они сохраняются и в будущем строе в качестве главного аппарата по управлению произ­водством, однако по замечанию Сен-Симона банки, став учреждениями общественными, должны освободиться от стимула индивидуаль­ного обогащения.

 

Изменение в соотноше­нии общественных сил, начавшееся с XV в. и закончившееся к XVIII в. было главной при­чиной революционных событий. В течение столетий шла гражданская и мо­ральная революция, она и сделала неизбеж­ной революцию политическую. Задача этой революции состояла в том, чтобы привлечь к политической власти силы, которые получили в обществе реальное пре­обладание, было необходимо взять власть из рук дворянства и духовенства и передать ее в руки промышленников и ученых. Класс промышленников организуется и становится способным взять в свои руки власть, поскольку старые господствующие классы окончательно дезорганизуются в результате французской революция.

 

Королев­ская власть, по мнению Сен-Симона всегда была и есть союзницей промышленников. Революция началась хорошо, но затем она уклонилась с истинно­го пути и потому привела к неудовлетвори­тельным результатам: довершив дело дезор­ганизации старого феодального и богослов­ского строя отменой феодальных привилегий, провозглашением свободы совести и т. п., но она не построила новой промышлен­ной и научной системы.

 

Основное упущение революции, считает Сен-Симон, состоит в том, что она не передала власть в руки промышленников и ученых, а поставила во главе государства два промежуточных слоя: метафизиков и законников (легистов). Эти промежуточные слои образовались в процессе разложения старого общества и сы­грали в свое время положительную роль. Легисты смягчили феодальную юсти­цию в интересах промышленности и не раз защищали их в старых парла­ментах от сил феодализма; метафизики смяг­чили старое богословие, сохранив ряд рели­гиозных положений, но открыв за их преде­лами двери свободному суждению.

 

Ко времени французской революции роль легистов и ме­тафизиков была уже сыграна: с их помощью промышленники и ученые выросли в господ­ствующую силу и должны были стать непо­средственно господствующим классом обще­ства. Однако этого не случилось, поскольку промышленники, привыкшие видеть в промежуточных слоях легистов и метафизиков защитников интере­сов общественного развития, решили передать власть в их руки в самый ответственный момент. В результате революция не привела к построению промышленной и научной системы, она оставила страну в неорганизо­ванном состоянии.

 

Основным содержанием исторического процесса, начиная с XV, по логике рассуждений Сен-Симона, является борьба общественных классов. В его учении классовая борь­ба является общим признаком всякого исторического развития общества. На основе анализа исторических событий XV—XVIII вв. дает классам этого периода более конкретную социально-хозяйственную характеристику, однако, вопрос о возникновении классов не имеет у него ясного ответа.

 

В рассуждениях о классах Сен-Симона развиваются его представления о классе промышленников как о едином целом. Линия основного деле­ния общества проходит у Сен-Симона между утратившими хозяйственное и политическое значение, превратившимися в тунеядцев пред­ставителями правящих групп феодального общества и промышленниками. К числу промышленников Сен-Симон относит всех трудящиеся в индустрии и в сельском хозяйстве, как в качестве физиче­ских рабочих, так и в качестве предпринима­телей. К промышленникам по существу при­мыкают и интеллигентские группы: ученые и художники.

 

В соответствии с представлением о борьбе двух порядков: феодального и про­мышленного, деление общества у Сен-Симона двучленно. Между двумя основными клас­сами существуют, правда, промежуточные, которым он иногда дает общее наименование бур­жуазии. Промыш­ленный строй, идущий на смену феодальному, рассматривался Сен-Симоном как строй оконча­тельный, лишенный внутренних противоречий. Не должно быть, поэтому, внутренних противоречий и в том классе, который яв­ляется творцом этого нового строя.

 

Сен-Симон обращает внимание на то, что в новом промышленном обществе, резко бросается в глаза разли­чие между двумя группами. Одни обладают собственностью, другие нет. На­личие этих групп Сен-Симон он рассматривает уже в первом своем произведении. (Письма женевского обитателя, 1802) и полагает необходимость борьбы между соб­ственниками и не собственниками. Участием людей, не имеющих собственности, объясняет он в своих ранних работах разрушительный характер французской революции. Он отме­чает господствующее в политическом направле­ние группы не собственников: это страсть к равенству.

 

Отношение к пролетариату. Тот же ряд мыслей находим мы и в более поздних «Письмах к американцу» (1817). В этом произведении, термин «пролетарии» в применении к не собственникам. При этом указывается, что пролетарии, вдохновляемые страстью к равенству, захватив в свои руки власть, показали, что может быть нечто худ­шее, чем старый режим. В дальнейших работах Сен-Симона оцен­ка пролетариата меняется. Сен-Симон доказывает зрелость фран­цузского пролетариата, проявившего большие способности к управлению имуществами во время французской революции. Эти способ­ности сказались, как в области земледелия, так и в области промышленности.

 

Таким образом, отношение Сен-Симона к пролетариату на протяжении его литератур­ной деятельности не остается однозначным. Но самое существование пролетариата как группы, отличной от группы собственни­ков в пределах промышленного класса, Сен-Симон не отрицает, но он не выделяет его в особый класс. Различия, существующие между пролета­риями и предпринимателями, представляются ему внешними, а причина антагонизма между ними связана со взаимным непониманием.

 

Рассуждения о власти. На основе своей концепции промышлен­ной системы Сен-Симон строит свои рассуждения о власти и ее функциях. В старых общественных системах инте­ресы большинства наций были подчинены интересам меньшинства. Это было необходи­мо вследствие невежества большинства, ко­торое приходилось держать в опеке, чтобы не давать обществу распасться. Поэтому глав­ной функцией власти в старом обществе было поддержание порядка среди этого подчинен­ного большинства.

 

Переход к новой системе, стал возмож­ным вследствие того, что большинство наро­да созрело и не нуждается более в поддержании порядка. Промышленная систе­ма менее всего требует управления людьми, так как в системе, прямая цель которой благо большинства, не приходится тратить энергию на поддержание власти над этим большинством, которое уже не является вра­гом существующего порядка. Отсюда сле­дует, что власть, управляющая в собствен­ном смысле слова, будет (в промышленной системе), насколько возможно, ограничена.

 

Поддержа­ние порядка становится почти цели­ком общей обязанностью всех граждан. Место системы управления людьми, системы господ­ства займет система администрации. Административная власть сменит власть правительственную. И основ­ной задачей этой администрирующей власти, носителями которой будут ученые, художни­ки и промышленники, будет организация ра­бот по культивированию земного шара в ин­тересах человечества. Будущее общество представляется Сен-Симону в виде громад­ной, сложной мастерской.

 

Исторический процесс, по мнению Сен-Симона, выдвигает в качестве крупнейшей политической силы промышленников, они наряду с учеными и художниками сами заинтересованы в преобразовании, ставшем необ­ходимым для дальнейшего развития общества, в результате возникает необходимость образования партии промышленников, которое произойдет мирным путем. Ее деятельность должна опираться на общественное мнение, а так как пре­образование вызовет общее повышение благо­состояния всей нации, то при­вязанность народа к королю, ставшему во главе движения в пользу преобразования, будет еще больше, чем была до того.

 

Про­мышленная система не противоречит коро­левской власти, собственно сам король в ней будет первым промышленником, как ранее был первым дво­рянином. Промышленный класс - основной класс, без него не может суще­ствовать никакой другой. Сен-Симон определяет и функции интеллигенции. Деятельность ученых и художников край­не важна в области под­готовки новой общественной философии и пропаганды ее идей. Они должны выработать основные принципы обществен­ного образования, в их руках поли­тика должна быть дополнением к науке о человеке. Люди искусства, с их богатым воображением, воодушевят об­щество, нарисовав перед ним прекрасную картину новых успехов.

 

Общественный план работ, ассоциация, превращение государства в организацию производства, обязательный труд, иерархия способностей, духовная власть ученых - та­ковы своеобразные черты учения Сен-Симо­на. Вкус к широким замыслам большо­го научного и технического размаха был при­сущ ему на всем протяжении его жизненного пути, начиная с плана Панамского канала и кончая проектами превращения земного шара в рай путем применения всех достижений науки.

 

К концу своего жизненного пути Сен-Си­мон с большей четкостью формулировал, те по­ложения его системы, которые позволяют говорить о ее социалистических тенденциях: идеи общественного плана работ, иерархии способностей, принцип наибольшего блага наиболее многочисленного класса. Эти положения могли послужить основанием и дей­ствительно послужили впоследствии основа­нием для построения социалистической си­стемы. Сам Сен-Симон не делает из них социалистических выводов, они остаются у него социалистическими в по­тенции.

 

Двойственная позиция Сен-Симона, противоречивость его рассуждений положили начало формированию в дальнейшем двух четко обозначаемых направлений социально-преобразовательной ориентации: либерально-реформистского и радикально-революционного. Первое связано с именем Конта и его последователей, второе – с именем Маркса. Различие этих позиций, в первую очередь просматривается в видении перспектив общественного развития и в выборе средств социального преобразования.

 

Основные заслуги инновации Сен-Симона. Нельзя не сказать об основных заслугах Сен-Симона и его новациях для своего времени, несмотря на просветительство и некоторый утопизм, имеющий место в его суждениях, он высказал и развил ряд прогрессивных идей.

  • Обоснование необходимости новой науки об обществе, основанной на принципах положительных наук;
  • Идея прогресса;
  • Сен-Симон один из первых, кто дал описание истории образования классов;

 

  • Сен-Симон показал, что политическая система связана с организацией собственности и производства, а результатом этого является классовое устройство общества;
  • Характеристика промышленного общества, роль труда в общественном развитии.

 

Литература.

1. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные. // Сен-Симон. Избр. соч., т.П. М.-Л. АН СССР - М., 1956.

2. Сен-Симон. О промышленной системе. // Там же.

3. Сен-Симон. Письма женевского обитателя // Там же.

4. Сен-Симон. Взгляд на собственность и законодательство. // Там же. Т.1.

5. Барт П. Философия истории как социология / Пер.с нем. М.С.Моделя.- СПб, 1902.

6. История буржуазной социологии ХIХ – начала ХХ века. – М.: Наука, 1979.

7. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.