Идеи Сен-Симона, положившие начало формирования социологического мышления. Основная задача, которую ставил перед собой Сен-Симон, а позже и Конт было создание новой философии, которая на основе знаний отдельных точных наук должна была дать цельное представление об обществе и перспективах его развития, а также определить средства социального преобразования. Этому способствовали наблюдения самого Сен-Симона, который подсчитал, что в период с 1789 по 1815 год во Франции сменилось не менее десяти различных форм государственного устройства, вместе с тем общественная жизнь качественно не изменилась. Из этого следовало, что изменчивость форм государственного устройства не выражало основы социальной жизни.
По мнению Сен-Симона, «Богатство образуетъ истинную и единственную основу всякаго политическаго влiянiя и значенiя» и прочность управленiя создается собственнюстью, когда она связана съ образованiем (Цит. по: 5, с.16). Поэтому новая философия (политика), чтобы стать наукой должна следовать методу положительных наук и ориентироваться на практику общественной жизни, то есть совмещать теорию с практическими проблемами времени. Сен-Симон – как и позже его ученик О.Конт – скажет, что задачей всякой науки состоит в том, чтобы «видеть для того, чтобы предвидеть…» (Цит. по: 5, с. 24).
Новая общественная система (промышленное общество) может установиться, согласно концепции Сен-Симона, тогда, когда состояние знаний даст возможность построения новой философской системы, лежащей в ее основании. Так, на политеизме была построена античная система, на христианстве - феодально-богословская. Кризис, переживаемый европейскими обществами, является результатом разрозненности идей. (См.: рассуждения О.Конта по этому вопросу). Как только появится теория, соответствующая достигнутому уровню просвещения, все придет в порядок.
Таким образом, цель новой науки и состоит в том, чтобы дать человечеству возможность на основании знаний о прошлом, предвидеть то, что будет в будущем, она должна, создав теорию, связать множество фактов в единое целое, установив их порядок и последовательность, пользуясь при этом принципом детерминизма и идеей закономерности. Социальная наука или наука о человеке должна базироваться на наблюдениях и фактах подобно физике, химии и астрономии. Философия Сен-Симона представляет собой некое обобщение общественной жизни, и в соответствии с этим является не системой пассивной созерцательности, а неким сводом практического руководства.
По мнению Сен-Симона в историческом процессе философские системы занимают важное и вполне определенное место. Философия каждой исторической эпохи определяет ее социальную и политическую систему. Основная задача философов заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих принять ее и усовершенствовать эту систему. В этих словах в сжатой форме выражен ряд мыслей, характерных для исторической теории Сен-Симона, в ней правят миром философские идеи, имеющие своей основой достижения отдельных наук, следовательно, достижения человеческого разума.
Философия возникает закономерно на основе успехов наук и потребностей общества. Все человеческие знания, утверждает Сен-Симон, проходят в своем развитии три стадии; теологическую, предположительную, или метафизическую, и позитивную. Теологическая система соответствует низкому уровню знаний, характерному для феодальной системы. Но начиная с XV в. разум стремится обосновать свои суждения на наблюдаемых фактах. Все науки одна за другой принимают положительный характер.
Очевидно, что философия, на них основывающаяся, должна также стать положительной. Новая политическая система явится следствием этой новой философии – положительной. Центральной идеей новой философии будет идея единого закона, управляющего всеми явлениями вселенной.
Политические системы возникают, по Сен-Симону, не случайно, а в силу закона прогресса человеческого разума. Поэтому устойчивым порядком может быть только порядок, согласный с состоянием просвещения, чем определяются пределы власти. Средневековую теологическую и феодальную систему создали и ввели в жизнь философы, предварительно разрушившие старые системы, в свое время также созданные античными, греческими и римскими философами. Необходимые средства для создания всякой новой общественной системы дает прогресс знаний.
Таким образом, господство военных в свое время было необходимо в силу низкого интеллектуального развития европейцев, что в силу прогресса знаний перестало быть необходимым. Такого рода замечаний в работах Сен-Симона достаточно много, и все они составляют в совокупности последовательную, продуманную идеалистическую систему. С этим же рядом положений связана та высокая оценка, какую дает Сен-Симон исторической роли духовной власти.
Идеи органицизма. Основную причину французской буржуазной революции он видит в изменении соотношения общественных сил, как в результате интеллектуального прогресса, так и в результате прогресса экономического, хотя его общая философско-историческая концепция не теряет на всем протяжении его творчества традиционной для того времени, идеалистической и просветительской ориентации. Каждая новая общественная система, сменяя систему устаревшую, составляет некоторый шаг вперед в развитии общества. Это развитие мыслится Сен-Симоном по аналогии с развитием человеческого организма. В приведенных ниже рассуждениях Сен-Симона явно просматриваются элементы органицизма.
Общество человеческое, подобно человеку, с момента своего возникновения совершенствуется, достигая, в конце концов, зрелости. В первом периоде детства все сосредоточено на еде, все силы направлены на добывание пищи; добывание пищи является главным занятием народов, стоящих на первой ступени цивилизации. В следующем периоде детства ребенок начинает увлекаться ремеслами: он охотно возводит каменные насыпи, прорывает каналы и т. п. Этому периоду соответствует та ступень цивилизации, на которой стоял древний Египет.
В юношеском возрасте у человека является склонность к изящным искусствам: всякий молодой человек пробует свои силы либо в поэзии, либо в музыке, либо в живописи. Той же склонностью отличались древние греки. Вступая в период физической зрелости, человек пробует свои силы, определяет их пределы в борьбе с природой. Аналогию этому периоду составляет римская цивилизация. Затем деятельность человека становится медленнее, но правильнее, растут силы рассудительности. То же переживает последовательно и все человечество.
В исторической теории Сен-Симона процесс совершенствования общества носит медленный и равномерный характер, он прерывается в определенные моменты бурными кризисами, свойственными также как и процессу развития индивида. В политическом организме, по мнению Сен-Симон, всегда существуют совместно два момента: пережитки угасающего прошлого и зародыши восходящего будущего. Анализ настоящего, взятого изолированно, может дать только поверхностные или даже ложные выводы в результате смешения этих двух моментов, в данном случае можно говорить об элементах генетического подхода к исследованию истории.
О роли собственности в развитии общества. Наряду с этим мы встречаем иногда фразы и обороты, дававшие некоторым исследователям повод причислять Сен-Симона к первым провозвестникам материалистического понимания истории. Так, выясняя причины упадка значения старой военной знати и роста авторитета промышленников, Сен-Симон связывает эти явления с перемещением собственности и с переходом руководящих функций в производстве в руки промышленников. Перемещение собственности он в свою очередь объясняет чисто хозяйственными причинами. Он утверждает, что организация собственности составляет фундамент социального здания, тогда как организация правительства является лишь его формой. Нет изменений в общественном порядке без соответствующего изменения в форме собственности.
О промышленной системе. Переход к промышленной системе мыслится Сен-Симоном как переход власти из рук феодальных и промежуточных общественных групп в руки промышленников и ученых, что для него равносильно переходу деятельности по управлению государством к трудящимся. Формы, в которых он изображает в различных произведениях самую организацию власти промышленников и ученых, довольно разнообразны, но существо этой организации всегда остается приблизительно одним и тем же: духовная власть сосредоточивается в Академии, светская в Совете промышленников.
Поддержание порядка является основным средством и условием, при котором общество может посвятить себя какой-либо деятельности, но отнюдь не содержание деятельности. Целью общественной организации должно быть наилучшее применение в целях удовлетворения потребностей человека знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, распространение этих знаний, их развитие. Идея общественной организации производства, общественного плана производства не случайна в учении Сен-Симона. Основная задача промышленной системы - установление ясного и разумно комбинированного плана работ, которые должны быть выполнены обществом, поэтому будущий общественный строй он называет ассоциацией.
Наряду с этим Сен-Симон не считал институт собственности вечным и неизменным. Он полагал, что необходимо найти такой способ организации собственности, который «доставил бы наибольшую сумму благосостояния и свободы». Промышленная система будет системой максимально возможного равенства, поскольку полное равенство немыслимо. Действительно осуществимое равенство состоит, прежде всего, в том, что в промышленной системе все являются трудящимися, паразитизм старых правящих групп исчезает. Общество есть союз людей, занятых полезным трудом.
Принцип всеобщего труда Сен-Симона: «Все люди будут работать; они все будут смотреть на себя как на работников, прикрепленных к мастерской... На каждого возложена обязанность постоянно давать своим силам применение, полезное для человечества» (3). Бесполезных для мастерской работников в ней не должно быть. Различие между трудящимися лишь в том, что одни работают руками, другие - головой, место и положение человека в обществе должно определяться не его происхождением, а способностями.
Идея прогресса. Для того чтобы судить о том, прогрессирует или регрессирует человечество, необходимо иметь какие-то критерии для оценки сменяющих одна другую общественных систем. Пользуясь этими критериями, Сен-Симон доказывает превосходство каждой последующей общественной системы над системой, ей предшествующей.
Таких показателей четыре.
Лучшее общественное устройство - это то, которое делает жизнь большинства возможно счастливее, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей.
Это такое общественное устройство, при котором достойнейшие люди, внутренняя ценность которых наиболее велика, располагают максимумом возможностей достичь высшего положения, независимо от их происхождения.
Третий показатель характеризует общество, которое свободно от разрозненности и предоставляет большинству населения «максимум средств для сопротивления иноземцам».
Это такое общественное устройство, которое создает условия развития наук, творческих открытий и ведет к прогрессу цивилизации.
Движущие силы прогресса. В рассуждениях Сен-Симона просматриваются попытки определить движущие силы общественного развития. Несмотря на характерную для Сен-Симона размытость пространность рассуждений, можно выявить представления о классах, классовой борьбе и роли субъекта в историческом процессе.
Класс промышленников получил свою законченную организацию лишь в XVIII веке, с образованием нового вида промышленности, частные интересы которого были тождественны с общими интересами всей промышленности. Этот вид промышленности - банковское дело. Земледельцы, фабриканты и торговцы до возникновения банков составляли отдельные корпорации. Банк объединил их в единой системе кредита, придав тем самым классу промышленников, взятому в целом, такую денежную силу, какой не обладают ни все остальные классы вместе, ни даже государство.
Эта мысль об организующей роли банков, получила дальнейшее развитие у его учеников. В системе сен-симонистов банки играют роль не только силы, организующей промышленность, они средство преодоления анархии, элемент будущего организованного строя. Они сохраняются и в будущем строе в качестве главного аппарата по управлению производством, однако по замечанию Сен-Симона банки, став учреждениями общественными, должны освободиться от стимула индивидуального обогащения.
Изменение в соотношении общественных сил, начавшееся с XV в. и закончившееся к XVIII в. было главной причиной революционных событий. В течение столетий шла гражданская и моральная революция, она и сделала неизбежной революцию политическую. Задача этой революции состояла в том, чтобы привлечь к политической власти силы, которые получили в обществе реальное преобладание, было необходимо взять власть из рук дворянства и духовенства и передать ее в руки промышленников и ученых. Класс промышленников организуется и становится способным взять в свои руки власть, поскольку старые господствующие классы окончательно дезорганизуются в результате французской революция.
Королевская власть, по мнению Сен-Симона всегда была и есть союзницей промышленников. Революция началась хорошо, но затем она уклонилась с истинного пути и потому привела к неудовлетворительным результатам: довершив дело дезорганизации старого феодального и богословского строя отменой феодальных привилегий, провозглашением свободы совести и т. п., но она не построила новой промышленной и научной системы.
Основное упущение революции, считает Сен-Симон, состоит в том, что она не передала власть в руки промышленников и ученых, а поставила во главе государства два промежуточных слоя: метафизиков и законников (легистов). Эти промежуточные слои образовались в процессе разложения старого общества и сыграли в свое время положительную роль. Легисты смягчили феодальную юстицию в интересах промышленности и не раз защищали их в старых парламентах от сил феодализма; метафизики смягчили старое богословие, сохранив ряд религиозных положений, но открыв за их пределами двери свободному суждению.
Ко времени французской революции роль легистов и метафизиков была уже сыграна: с их помощью промышленники и ученые выросли в господствующую силу и должны были стать непосредственно господствующим классом общества. Однако этого не случилось, поскольку промышленники, привыкшие видеть в промежуточных слоях легистов и метафизиков защитников интересов общественного развития, решили передать власть в их руки в самый ответственный момент. В результате революция не привела к построению промышленной и научной системы, она оставила страну в неорганизованном состоянии.
Основным содержанием исторического процесса, начиная с XV, по логике рассуждений Сен-Симона, является борьба общественных классов. В его учении классовая борьба является общим признаком всякого исторического развития общества. На основе анализа исторических событий XV—XVIII вв. дает классам этого периода более конкретную социально-хозяйственную характеристику, однако, вопрос о возникновении классов не имеет у него ясного ответа.
В рассуждениях о классах Сен-Симона развиваются его представления о классе промышленников как о едином целом. Линия основного деления общества проходит у Сен-Симона между утратившими хозяйственное и политическое значение, превратившимися в тунеядцев представителями правящих групп феодального общества и промышленниками. К числу промышленников Сен-Симон относит всех трудящиеся в индустрии и в сельском хозяйстве, как в качестве физических рабочих, так и в качестве предпринимателей. К промышленникам по существу примыкают и интеллигентские группы: ученые и художники.
В соответствии с представлением о борьбе двух порядков: феодального и промышленного, деление общества у Сен-Симона двучленно. Между двумя основными классами существуют, правда, промежуточные, которым он иногда дает общее наименование буржуазии. Промышленный строй, идущий на смену феодальному, рассматривался Сен-Симоном как строй окончательный, лишенный внутренних противоречий. Не должно быть, поэтому, внутренних противоречий и в том классе, который является творцом этого нового строя.
Сен-Симон обращает внимание на то, что в новом промышленном обществе, резко бросается в глаза различие между двумя группами. Одни обладают собственностью, другие нет. Наличие этих групп Сен-Симон он рассматривает уже в первом своем произведении. (Письма женевского обитателя, 1802) и полагает необходимость борьбы между собственниками и не собственниками. Участием людей, не имеющих собственности, объясняет он в своих ранних работах разрушительный характер французской революции. Он отмечает господствующее в политическом направление группы не собственников: это страсть к равенству.
Отношение к пролетариату. Тот же ряд мыслей находим мы и в более поздних «Письмах к американцу» (1817). В этом произведении, термин «пролетарии» в применении к не собственникам. При этом указывается, что пролетарии, вдохновляемые страстью к равенству, захватив в свои руки власть, показали, что может быть нечто худшее, чем старый режим. В дальнейших работах Сен-Симона оценка пролетариата меняется. Сен-Симон доказывает зрелость французского пролетариата, проявившего большие способности к управлению имуществами во время французской революции. Эти способности сказались, как в области земледелия, так и в области промышленности.
Таким образом, отношение Сен-Симона к пролетариату на протяжении его литературной деятельности не остается однозначным. Но самое существование пролетариата как группы, отличной от группы собственников в пределах промышленного класса, Сен-Симон не отрицает, но он не выделяет его в особый класс. Различия, существующие между пролетариями и предпринимателями, представляются ему внешними, а причина антагонизма между ними связана со взаимным непониманием.
Рассуждения о власти. На основе своей концепции промышленной системы Сен-Симон строит свои рассуждения о власти и ее функциях. В старых общественных системах интересы большинства наций были подчинены интересам меньшинства. Это было необходимо вследствие невежества большинства, которое приходилось держать в опеке, чтобы не давать обществу распасться. Поэтому главной функцией власти в старом обществе было поддержание порядка среди этого подчиненного большинства.
Переход к новой системе, стал возможным вследствие того, что большинство народа созрело и не нуждается более в поддержании порядка. Промышленная система менее всего требует управления людьми, так как в системе, прямая цель которой благо большинства, не приходится тратить энергию на поддержание власти над этим большинством, которое уже не является врагом существующего порядка. Отсюда следует, что власть, управляющая в собственном смысле слова, будет (в промышленной системе), насколько возможно, ограничена.
Поддержание порядка становится почти целиком общей обязанностью всех граждан. Место системы управления людьми, системы господства займет система администрации. Административная власть сменит власть правительственную. И основной задачей этой администрирующей власти, носителями которой будут ученые, художники и промышленники, будет организация работ по культивированию земного шара в интересах человечества. Будущее общество представляется Сен-Симону в виде громадной, сложной мастерской.
Исторический процесс, по мнению Сен-Симона, выдвигает в качестве крупнейшей политической силы промышленников, они наряду с учеными и художниками сами заинтересованы в преобразовании, ставшем необходимым для дальнейшего развития общества, в результате возникает необходимость образования партии промышленников, которое произойдет мирным путем. Ее деятельность должна опираться на общественное мнение, а так как преобразование вызовет общее повышение благосостояния всей нации, то привязанность народа к королю, ставшему во главе движения в пользу преобразования, будет еще больше, чем была до того.
Промышленная система не противоречит королевской власти, собственно сам король в ней будет первым промышленником, как ранее был первым дворянином. Промышленный класс - основной класс, без него не может существовать никакой другой. Сен-Симон определяет и функции интеллигенции. Деятельность ученых и художников крайне важна в области подготовки новой общественной философии и пропаганды ее идей. Они должны выработать основные принципы общественного образования, в их руках политика должна быть дополнением к науке о человеке. Люди искусства, с их богатым воображением, воодушевят общество, нарисовав перед ним прекрасную картину новых успехов.
Общественный план работ, ассоциация, превращение государства в организацию производства, обязательный труд, иерархия способностей, духовная власть ученых - таковы своеобразные черты учения Сен-Симона. Вкус к широким замыслам большого научного и технического размаха был присущ ему на всем протяжении его жизненного пути, начиная с плана Панамского канала и кончая проектами превращения земного шара в рай путем применения всех достижений науки.
К концу своего жизненного пути Сен-Симон с большей четкостью формулировал, те положения его системы, которые позволяют говорить о ее социалистических тенденциях: идеи общественного плана работ, иерархии способностей, принцип наибольшего блага наиболее многочисленного класса. Эти положения могли послужить основанием и действительно послужили впоследствии основанием для построения социалистической системы. Сам Сен-Симон не делает из них социалистических выводов, они остаются у него социалистическими в потенции.
Двойственная позиция Сен-Симона, противоречивость его рассуждений положили начало формированию в дальнейшем двух четко обозначаемых направлений социально-преобразовательной ориентации: либерально-реформистского и радикально-революционного. Первое связано с именем Конта и его последователей, второе – с именем Маркса. Различие этих позиций, в первую очередь просматривается в видении перспектив общественного развития и в выборе средств социального преобразования.
Основные заслуги инновации Сен-Симона. Нельзя не сказать об основных заслугах Сен-Симона и его новациях для своего времени, несмотря на просветительство и некоторый утопизм, имеющий место в его суждениях, он высказал и развил ряд прогрессивных идей.
Обоснование необходимости новой науки об обществе, основанной на принципах положительных наук;
Идея прогресса;
Сен-Симон один из первых, кто дал описание истории образования классов;
Сен-Симон показал, что политическая система связана с организацией собственности и производства, а результатом этого является классовое устройство общества;
Характеристика промышленного общества, роль труда в общественном развитии.
Литература.
1. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные. // Сен-Симон. Избр. соч., т.П. М.-Л. АН СССР - М., 1956.
2. Сен-Симон. О промышленной системе. // Там же.
3. Сен-Симон. Письма женевского обитателя // Там же.
4. Сен-Симон. Взгляд на собственность и законодательство. // Там же. Т.1.
5. Барт П. Философия истории как социология / Пер.с нем. М.С.Моделя.- СПб, 1902.
6. История буржуазной социологии ХIХ – начала ХХ века. – М.: Наука, 1979.
7. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000.