Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки



Фонетическая зарядка на уроках английского языка

 

Учебно-методическое пособие

 

Волгоград

«Парадигма»

 

 

ББК 81.0 + 81.432.1

Ф 34

 

    Ф 34 Фонетическая зарядка на уроках английского языка: учебно-методическое пособие / сост. Л.А. Рыченкова. Волгоград: «Парадигма», 2013. – 32 с.  
  Учебно-методическое пособие ставит своей задачей показать студентам значение фонетической зарядки в совершенствовании произносительных навыков, в овладении студентами методическими приемами формирования фонетических навыков у учащихся. Адресуется студентам, изучающим английский язык как второй иностранный, студентам филологического факультета (отделения «Русский язык» и «Английский язык») и учителям школ.  

 

ББК 81.0 + 81.432.1

 

© Составление. Л.А.Рыченкова, 2013.

 

 


 

Оглавление

Введение 4 1.Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки 5 2. Основные виды фонетической зарядки 9 Приложение №1 13 Приложение №2 17 Приложение №3 23 Приложение №4 27 Список ключевых фонетических терминов 30 Литература 31      

 


Введение

 

В процессе формирования профессиональной компетентности студентов, изучающих иностранный язык как специальность и принимая во внимание высокие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке студентов педагогических вузов, следует учитывать, что фонетическая зарядка имеет двойную значимость: с одной стороны, сам студент совершенствует свои произносительные навыки, а с другой – он овладевает методическими навыками формирования и совершенствования фонетических навыков учеников. Основные программные требования к произношению сводятся к следующему: фонематичность (с учетом аппроксимации – максимальное приближение к эталону) и беглость(130-150 слов в минуту). Одним из этапов работы над произношением с целью достижения фонематичности и беглости является фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка – неотъемлемое звено в учебном процессе, поскольку она нацелена на освоение произносительной стороны английской речи, что предполагает развитие послушности органов речи, коррекцию произношения с целью выработки стереотипа звучания и интонационно-ритмических образцов, постановки правильного ритмического ударения и отработки мелодики, а также развития фонематического и интонационного слуха.

Задача данного пособия – ознакомить студентов с методикой проведения фонетической зарядки, вооружить их знаниями выражений классного обихода при проведении данного фрагмента урока, а также языковым и фонетическим материалом (фонетические упражнения, скороговорки, рифмовки, стихи, пословицы и поговорки), для того чтобы заложить основы правильных произносительных навыков, ритмики и интонации.

Теоретический и практический материал, представленный в данном пособии, поможет студентам добиться совершенства в английском произношении и станет практическим пособием при планировании уроков во время прохождения стажерской практики.

 

 


Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки

 

При обучении фонетике работа ведётся над произношением и интонацией. Произношение ставится преподавателем и отрабатывается с помощью тренировочных фонетических упражнений, записанных на аудиодисках или с голоса. Помимо произношения и интонации, работа над фонетикой включает отработку темпа речи и ритма. Фонетика английского языка требует обязательной работы над произношением, т.к. звуки в английском языке смыслоразличительны, т.е. в зависимости от одного звука меняется смысл слова. Например, cat (кошка) и cut (резать); let (позволять) и led (вёл); sin (грех) и sing (петь). Смыслоразличительна также долгота гласных: ship (корабль) и sheep (овца). Не меньшее значение имеет и английская интонация, существенно отличающаяся от интонации русского языка. Так, просьба, произнесённая по-английски, но с русской интонацией (т.е. с понижением тембра голоса в конце предложения), воспринимается англичанами как грубое и невежливое высказывание. Произношение – это своего рода «визитная карточка» говорящего, потому что первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком – это чистота и правильность его речи. Это имеет значение не только для английского языка, но и для других языков. Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским. Кроме того, правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеют смыслоразличительное значение: ship – sheep, fit – feet, send – sent, bed – bet и т.д. Обучение произношению является программным требованием, поскольку без него невозможно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению и чтению вслух.

Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной его демонстрации, которая носит утрированный характер. Сначала вводятся звуки, которые являются наиболее трудными и не имеют аналогов в родном языке. При обучении произношению рекомендуется использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются. Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.

В процессе изучения иностранного языка и, особенно, в процессе обучения иностранному языку наличие прочных произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности. От качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя два основных навыка: - фонематический слух, позволяющий четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения; - четкая артикуляция, позволяющая четко и правильно произносить звуки. Благодаря владению этими навыками и формируется правильное произношение, или фонетика, которая является «лицом языка». Обучение фонетике в основном проводится на практике, так как иногда сложно понять теорию произнесения звука, и велика опасность выработки неверных произносительных навыков.

Методика проведения фонетической зарядки весьма разнообразна и зависит от цели, содержания и этапа обучения, а также от творческих способностей педагога.

Фонетическая зарядка понимается как упражнение для отработки звуковых и интонационных структур. Фонетическая зарядка может включать материал предыдущего и предстоящего уроков, представлять собой «сбор» типичных ошибок и т.д. Она может проводиться и в начале урока, и в середине урока, и в конце урока. В начале урока фонетическая зарядка погружает учащихся в атмосферу урока, являясь его своеобразным прологом, создавая определенный рабочий настрой и одновременно нейтрализуя влияние звуковой родного языка. В фонетическую зарядку включают наиболее трудный в фонетическом отношении материал, ту или иную группу звуков или ритмико-интонационную модель. Фонетическая зарядка может выполняться и в музыкальной форме (песни), и в игровой, звукоподражательной, особенно на раннем этапе обучения иностранному языку. Рекомендуется начальная отработка хором, а потом контроль в индивидуальном порядке.

Для обеспечения эффективной работы данного вида необходимо соблюдать ряд методических требований:

1.Сочетание имитативности и сознательности. (Особенность произносительных навыков требует одновременного создания слуховых и речемоторных образцов. Большую роль при этом играет имитация, но она должна быть осмысленной).

2.Связь с другими этапами урока. (Фонетическая зарядка – это не изолированный этап урока, отправной пункт для работы на протяжении всего урока.)

3.Последовательность действий учителя. (Работа ведется последовательно с учетом нарастающей трудности над разными структурными видами фонетических упражнений: сначала отдельный звук, цепочка звуков, фраз, предложений, рифмовки и т.д.).

4.Устное опережение. (Слуховое впечатление должно предшествовать зрительному восприятию. Иногда дается графическое изображение образца, т.е. зрительная опора, ассоциируемая со слуховой, облегчает восприятие.)

5.Целенаправленный отбор материала для фонетической зарядки. Это может быть отбор типичных ошибок, снятие трудностей перед чтением текста, фонетическая отработка грамматических структур, например «Продолженное время» и т.д.

6.Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы.

7.Максимальная речевая активность каждого ученика с учетом требований эмоциональности, экспрессивности и четкой дикции.

8.Преемственность упражнений. (Фонетические упражнения могут строиться по принципу повтора или чередования контрастных звуков.).

9.Систематичность и функциональность. (Фонетическая зарядка должна иметь место на каждом уроке, и важно, чтобы ученики понимали значимость и целенаправленность этих упражнений).

10.Занимательность. (Скороговорки, поговорки, пословицы, забавные рифмовки повышают мотивирование выполнения упражнений, создают непринужденную атмосферу урока.).

11.Оптимальное время проведения фонетической зарядки (7-10 минут).

Выполнение данных требований позволит реализовать основную цель проведения фонетической зарядки – совершенствование произносительных навыков учащихся, которая является одной из программных целей, а также обязательным условием общения на иностранном языке в любой его форме.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.