Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные исполнительские выразительные средства

Распевание хора. Основные задачи.

Приёмы распевания детского хорового коллектива.

Распевание хора выполняет различные задачи: 1) подготовка голосового аппарата участников хора к пению; 2) «настройка» коллектива, приведение его в рабочее состояние, подготовка к репетиционной работе, к концерту; 3) развитие мелодического и гармонического слуха певцов; развитие чувства ансамбля; 4) расширение диапазона хора; 5) работа над вокально-хоровыми навыками и трудными местами, встречающимися в хоровом произведении.

Основной принцип распевания – последовательность, движение от простого к сложному, постепенное усложнение задач. Методы распевания следующие: 1) распевание на гласные, слоги, слова, «закрытым ртом»; 2) распевание мелодическое (в унисон) и гармоническое; 3) гармоническое выстраивание аккордов; 4) охват в распевке разных участков диапазона и регистров; 5) распевание в различных темпах, ритмах, динамике; использование разных штрихов (legato, staccato, marcato, non legato); 6) использование отдельных фрагментов из разучиваемых произведений; 7) выработка навыка пения по руке дирижера вне ритма; 8) распевание хоровых партий, хоровых групп и всего хора. Начинать распевание хора необходимо в среднем рабочем отрезке диапазона (в удобной тесситуре). Начальные упражнения должны строится на чередовании больших и малых секунд в нисходящем и восходящем движении и по объёму не должны превышать квинту. Распевка повторяется из раза в раз, так как положительный результат возникает при многократном повторении одних и тех же попевок. Распевка должна быть несложной для восприятия, удобной для усвоения, лаконичной, ясной и целенаправленной. Подбор упражнения для распевки и их интенсивность зависит и от того, когда они используются – перед концертом или во время репетиции. Если распевание проводится перед небольшим выступлением, оно будет значительным; если коллективу предстоит концерт в 2-ух отделениях, то большая нагрузка может утомить певцов и отразиться на качестве исполнения.

Распевание детского хораорганизует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком. В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb - сиb II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

Первые упражнения распевания обязаны подготовить певцов к переходу от разговорной речи к вокальной. Желательно, чтобы первые произведения после распевки являлись ее естественным продолжением, не были слишком трудными в вокальном отношении. Некоторые дирижеры включают в распевание хора физические упражнения для освобождения, активизации голосового аппарата, дыхательные упражнения. Распевание в хоре должно решать задачи воспитания вокально-хоровых навыков (образовательные): певческого дыхания и атаки звука, овладения основными приемами ведения звука в пении; вырабатывания и формирования принципов однотембрового и "прикрытого" (округлого) пения.

 

 

Основные исполнительские выразительные средства

Скорость исполнения музыкального произведения – темп– очень сильное выразительное средство. Большинство из темповых обозначений напрямую связаны с характером произведения. Существуют общепринятые темповые разновидности. Все темпы подразделяются на 3 основные группы : медленные (от largo до grave – 40-60 ударов в минуту), умеренные (от andante до allegretto – 60-100 ударов в минуту) и быстрые (allegro – presto – 100-200 ударов вминуту). Методика освоения правильного темпа включает в себя следующие аспекты: 1) темп не ускоряется на crescendo и не замедляется на diminuendo; 2) всякое агогическое изменение темпа должно быть оправдано с точки зрения содержания произведения, его характера и музыкальной формы; 3) при исполнении необходимо, прежде всего, исполнять все темповые указания композитора.

Динамические оттенкиразделяются на постоянные (например:piano,forte) и подвижные (crescendo, diminuendo, subito forte, акценты и т.п.) При этом одна и та же громкость звучности (при постоянном нюансе) может выражать самые разнообразные эмоциональные настроения и обычно тесно связана с музыкальным и поэтическим текстом.

Исполнительские штрихи –это различные способы звуковедения. В зависимости от художественного образа, построения формы и других составляющих могут использоваться те или иные штрихи. Самый распространённый штрих – legato. Из наиболее часто используемых – staccato, non legato, marcato.

Артикуляция – (в певческом значении) Артикуляция заключается в членораздель­ном произнесении. Все органы речи, непосредственно или посредственно, являются артикуляторами, но в об­разовании отдельных звуков Главную роль играют язык, зубы, десны, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твер­дое нёбо. В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте (струнном) последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях: 1. как работа органов речи, направленная на произнесение звуков; 2. как одно из средств осуществления фразировки. Музыкальная и речевая атикуляция объединены естетвенно в пении. Артикуляция выполняет целый ряд функций. Главная – расчленение или связывание музыкальной ткани произведения. Иными словами, с помощью артикуляции осуществляется фразировка, что важно для осуществления формы произведения, как высшего проявления. Под артикуляцией понимается выразительность исполнения хорового произведения: характер исполнения, звуковедение (штрихи), паузы, дыхание, цезуры и др.

Агогика— в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.Агогика — это такое слагаемое пения, которое вне него не существует и рождается в каждый новый момент исполнения. Можно насытить точнейшими указаниями каждый такт партитуры, и все равно только реальный хор в момент реального исполнения вдыхает заново в запись хоровой партитуры музыкальную осмысленность.

Фразировка –это способ сочетания звуков, слияние их в мотивы, фразы, предложения, периоды и в более крупные части формы. Фразировка – главное исполнительское средство, где все другие (выше перечисленные) помогают в создании выразительной музыкальной речи. В хоровом исполнительстве фразировка напрямую зависит от взаимоотношения музыкального и поэтического текста. Так определяются границы фраз и более крупных построений, длительность дыхания, логические ударения, определение кульминации (смысловой, динамической), особенности исполнения. Владение средствами музыкальной выразительности помогает выразительному, яркому и глубокому раскрытию музыкально-образной сферы хорового сочинения,




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.