Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Понятие и источники международного гуманитарного права.



Современное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН); при выполнении договорных обязательств.

Источниками права вооруженных конфликтов является совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий, запрещающих или ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов в целях защиты жертв вооруженных конфликтов.

Международно-правовые акты разрабатывались с ХIХ в., начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны. В настоящее время это: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны; Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II); Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Государствами принимаются конвенции: запрещающие оружие массового уничтожения (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.) либо запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1981 г.), и протоколы к этой Конвенции (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

Государства обязаны следить за соблюдением принципов права вооруженных конфликтов:

1) принципа гуманности, запрещающего воюющим сторонам применять военное насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Он охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и методов ее ведения, так и средств и методов защиты жертв войны;

2) принципа недопустимости дискриминации, обязывающего воюющие стороны обращаться с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного конфликта, на основе причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или ссылаются на них, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

3) принципа ответственности за нарушение норм международного права, включающего: а) международно-правовую ответственность государств; б) уголовную ответственность физических лиц;

4) принципа ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы;

5) принципа разграничения военных и гражданских объектов; 6) принципа защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.

 

3) Понятие и виды ответственности государств за нарушение принципов и норм права.

Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. В МГП ответственность делится на два вида: ответственность государства (например, в форме репарации за причиненный ущерб) и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей). К сожалению, решения о совершении международных преступлений принимаются военно-политическим руководством государства, а бремя ответственности ложится на государство в целом, его население. Поэтому так важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. С этой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды.

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния). Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение до.

Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций. Санкции - это принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН). Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.

Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.