1. Предмет экономической теории. Метод экономических исследований.
2. Функции экономической теории и ее структура.
3. Необходимость изучения экономической теории для офицера МВД РФ.
Основная литература:
1. Экономика. (Курс лекций): Учебное пособие. Изд. 3-е доп. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. Лекция 1, с. 3-36.
2. Экономика (альбом схем с комментариями). Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. – С. Изд. « Лемма», 2008, с. 5-10.
3. Курс экономической теории: учебник. Изд. 6-е, под ред. Чепурина М.П. – Киров: «АСА», 2009. Гл.2, с.6-50.
4. История экономических учений: курс лекций. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2008, 6-14.
Дополнительная литература:
1. Афанасьев В.С. Первые системы политической экономии: (Метод экон. двойственности): учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 383с.
2. Дзарасов С. Посткейнсианство и инновационная модель развития // Экономист. – 2008. – N 4. – С.67-77.
3. История экономической мысли России в лицах: словарь-справочник: учеб. пособие / Под ред. Думной Н.Н., Карамовой О.В. – М.: КноРус, 2007. – 406с.
4. История экономических учений : Учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М, 2008
5. Толмачева Р.П. Краткий словарь по экономической истории: Термины. Понятия. Имена. Хронология. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 185с.
Методические указания:
Изучение любой учебной дисциплины начинается с уяснения ее предмета, метода и научного инструментария. Приступая к знакомству с учебным материалом по данной теме, важно помнить о том, что экономическая теория представляет собой знания об обществе. Особенность этих знаний состоит в том, что они отражают закономерности материальной жизнедеятельности людей, то есть деятельности по созданию и потреблению благ и услуг. При этом надо помнить, что результатом этой деятельности общества выступают не только материальные продукты и услуги, но и общественные отношения, складывающиеся по поводу этой деятельности.
Поскольку общество развивается, то развивается и материальная его деятельность, и общественные отношения по поводу этой деятельности. Значит, развивается и наполняется новым содержанием предмет экономической теории. Попытайтесь рассмотреть основные вехи становления и развития экономической теории. Обратите внимание на то, как определялся предмет экономической теории и какие методологические принципы лежали в основе каждой ступени ее.
Сотруднику правоохранительной системы важно понять значение экономических знаний, получаемых в процессе профессиональной подготовки. Он должен уяснить, что формирование экономического мышления как компонента сознания личности, живущей в сложной экономической среде и выполняющей специфические «силовые» функции по поддержанию правопорядка в обществе, является важной составляющей профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел. Для того чтобы глубже уяснить это, попытайтесь сформулировать функции экономической теории соотнести их роль по отношению к служебным обязанностям и задачам, выполняемым работником правоохранительной системы.
Знакомясь с тем, как изучает экономическая теория социально-экономические процессы, важно изучить методы и приемы по добыванию и развитию экономических знаний. Среди них можно выделить общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, рождающее новые категории и их системы: индукция и дедукция, моделирование и т.д. Наряду с этими методами широко используются такие приемы и методы, как наблюдение, описание, количественная оценка (измерение).
Важную роль в построении теоретических знаний играет прием единства исторического и логического рассмотрения процессов и явлений.
Продумайте, в чем проявляется роль методологических подходов к изучению экономических процессов? В чем отличие подхода к изучению экономики, в основе которого лежит признание объективного основания исторического процесса, от подхода, абсолютизирующего роль сознания, духа в этом процессе.
Наконец, важно разобраться в научном инструментарии экономической теории. Надо уяснить природу и сущность экономических категорий. Затем усвоить сущность экономических законов, особенности их действия и сравнении с законами естествознания и обществознания, с юридическими законами, в частности.