Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По философии для студентов лечебного факультета»



Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш., Ламакина О.Ю.,

Хомутова Н.Н., Шестерикова О.А., Галковская О.А.,

Якунова И.А., Артемьев Т.М.

 

«Методические указания к семинарским занятиям

по философии для студентов лечебного факультета»

Учебно-методическое пособие по курсу философии

 

 

Санкт-Петербург


УДК 6 (:7.01(-052.63)06)

 

Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш.,. Ламакина О.Ю, Хомутова Н.Н.,

Шестерикова О.А., Галковская О.А., Якунова И.А., Артемьев Т.М.

 

Методические указания и планы семинарских занятий по философии для студентов лечебного факультета. Учебно-методическое пособие по курсу “Философия” для студентов.

С-Пб., 2012 – 30 с.

 

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

 

 

Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечников

 

 

Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И.И.Мечникова

 


Роль философского образования в системе высших учебных заведений России определяется прежде всего тем, что именно философия является фундаментом высшей образованности, “мировой мудростью”, квинтэссенцией духовной культуры. Она выступает общетеоретическим фундаментом для всех частных наук естественно-научного, гуманитарного или социально-экономического профиля. Не является исключением и комплекс медицинских дисциплин. Более того, именно медицина, объектом которой выступает человек, оказывается более других естественно-научных дисциплин тесно переплетённой с философией в силу того обстоятельства, что человек всегда находился и в центре внимания философов. Недаром отец медицины – Гиппократ считал врача-философа подобным богу. Действительно, без овладения философской методологией невозможно проведения комплексного изучения человеческого организма как в норме, так и в патологии, проникновение в сущностные его характеристики, в принцип его единства и развития.

В то же время развитие медицины даёт огромный материал как для обобщения новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человека в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения философии новыми выводами и дальнейшего углубления и уточнения её категориального аппарата. Философские обобщения в медицине особенно необходимы в свете невиданного ускорения развития медицинских наук. Дифференциация различных отраслей медицины (их насчитывается уже свыше трехсот) вызывает потребность в их синтезе и, наряду с интеграцией, составляет характерную закономерность развития наук вообще.

Медицина является “человековедением” даже в большей степени, чем литература и искусство, ибо врач ближе всех стоит к природе и к её величайшему творению – человеку. Отражая взаимосвязь людей, природы и человека, она показывает какие физиологические изменения происходят при этом в человеческом организме в норме и патологии. Как эта взаимосвязь влияет не только на психическое, физиологическое, биологическое, но и на социальное, психологическое и даже этическое состояние личности.

Природные и социальные факторы, так называемые психогенные факторы, связанные с взаимоотношениями между людьми дома и на работе, условия труда и быта, субъективный мир человека – это всё интересует медика, ибо от всего этого зависит здоровье и долголетие людей, профилактика болезней и избавление от них.

Вот почему медицина требует целостного, синтетического подхода к человеку, а это невозможно без опоры на философию.

Недаром выдающиеся философы и медики неоднократно отмечали, что врач с развитым логическим мышлением приносит гораздо больше пользы, чем врач-эмпирик, знающий только сотни реакций и процентных соотношений составляющих частей крови. Естественно, поэтому, что многие врачи через медицину пришли к философии (Гиппократ, Эмпидокл, Гален, Авиценна, Локк, Ламетри, И.И.Мечников, Ясперс и др.).

С другой стороны, нет, пожалуй, ни одного крупного философа, который бы так или иначе не касался вопросов теоретической медицины. Так Гегель, назвавший медицину царицей наук в “Философии природы” говорил о единстве и целостности организма. Л.Фейербах и Н.Г.Чернышевский считали медицину матерью материализма, его родиной и источником. Много внимания уделяли вопросам теории медицины К.Маркс и Ф.Энгельс. Так Марксу принадлежит определение болезни как жизни, стеснённой в своей свободе.

В настоящее время без теоретического осмысления фактов невозможно ни одно исследование в любой отрасли науки, в том числе и в медицине. Очень точно и ёмко эту мысль выразил выдающийся физик 20 века Н.Бор: “Нет ничего практичнее хорошей теории”. Дело в том, что исследователь, пытаясь объяснить опытные факты, обязательно вынужден обращаться к общетеоретическим проблемам, а значит покидать твёрдую почву опытного знания, допускающую экспериментальную проверку и “вольно или невольно” оперировать философскими определениями, которые всегда содержатся в общетеоретической проблематике любой конкретной науки.

К сожалению, следует отметить, что среди естествоиспытателей, даже занимающихся наукой, ещё имеет место узкий эмпиризм и непонимание роли философии в развитии частных наук. Не зная философии, они считают, что она занимается чем-то оторванным от конкретной действительности, а поэтому не может способствовать решению тех или иных задач, стоящих перед конкретными науками. В одной из научных дискуссий выдающийся учёный современности Лео Сцилард услышал подобного рода реплику: “Это вопрос лишний, из разряда философских”. Сцилард только развёл руками: “Я думал, что нахожусь среди серьёзных учёных”. Узкий практицизм нашёл широкое распространение и среди многочисленной армии медиков. Прогресс медицины в связи с бурным развитием генетики и молекулярной биологии имеет и “теневую” сторону. Увлечение своеобразным “техницизмом” в связи с быстрым ростом медицинской техники и проникновения в медицину точных математических, физико-химических методов исследования и кибернетики вызвало у многих неправильное стремление полагаться лишь на лаболаторные данные, а врача заменить диагностической машиной, лабораторией, хирургическим цехов с различными автоматическими устройствами. Способствует этому и всё увеличивающаяся дифференциация отраслей медицинских знаний. Всё больше врачи стремятся стать узкими специалистами, т.е. всё более и более односторонними. Выписывая рецепт, такой доктор нередко видит перед собой не больного человека, не целостный организм, а только поражённый орган, не учитывая при этом душевное, да и физическое состояние пациента в целом.

Целью изучения философии в медицинском вузе является, прежде всего, обучение студентов применению философского метода, умению самостоятельно диалектически мыслить.

Но при этом следует учитывать, что методологическая функция не является единственной и не исчерпывает роль философии в жизни общества.

Выпускник медицинского вуза, получив диплом врача, не должен, да и не может замкнуться в кругу своей профессиональной деятельности. Жизнь каждого человека значительно богаче, чем его узкая трудовая специализация. И именно философия способна сделать жизнь каждого человека более многообразной и насыщенной, ибо она поможет ему иметь представление о мире как о неком цельном образовании, об отношении человека к этому миру и о его собственном месте в этом мире.

Философия поможет разобраться человеку в имеющейся шкале ценностей, т.е. прояснить такие важные для жизни понятия, как добро и зло, понять, что такое хорошо и что такое плохо, каково значение терминов “прекрасное” и “безобразное”, определить, в чём смысл жизни и что такое человеческое счастье? И что, пожалуй, самое важное: усвоенное философское мировоззрение, в отличие от любой другой полученной в студенческие годы информации, становится его убеждениями. А убеждение есть основа, поступка, т.е. основа всей жизнедеятельности человека не только профессиональной, не только как врача лечебного или медико-профилактического профиля, но и как гражданина, члена общества, в котором он живёт и которое созидает.

В соответствии со сказанным и построен курс в СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Он состоит из двух частей. Осенний семестр посвящён рассмотрению богатства историко-философской мысли от первых попыток поиска философских ответов на мировоззренческие вопросы, вставшие перед человеком почти три тысячи лет тому назад, до наших дней. При этом особое внимание уделяется взаимосвязи философии и медицины на всём протяжении развития этих дисциплин.

В весеннем семестре изучаются современные представления о наиболее актуальных философских проблемах таких, как существование разнообразных картин мира, выявления сущности сознания и его взаимоотношения с бессознательным, многообразие форм человеческого знания, проблемы истины и её критерия, соотношения знания и веры, рационального и иррационального; роль и место науки в современном мире, основные проблемы методологии научного познания; основные философские и религиозные концепции человека, его назначение и смысл жизни; наиболее актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом, выявление роли государства и гражданского сообщества в современном развитии. И, наконец, заканчивается курс анализом современных глобальных проблем, вставших перед человечеством во второй половине 20 века, и перспектив современной цивилизации на ближайшие десятилетия. При этом через все темы весеннего семестра рассматривается влияние философских проблем на дальнейшее плодотворное развитие медицины.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использование учебное литературы по предмету, а также научных публикаций. Наиболее творческой и серьёзной формой самостоятельной работы в ходе изучения философии является написание реферата. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книг, статей, научных работ, создаёт возможность использовать впоследствии приобретённые навыки работы с литературой, развивает мышление, умение анализировать прочитанное.

После того, как выбрана тема реферата, необходимо подобрать соответствующую литературу. При чтении литературы удобно пользоваться карточками, на которые выписывают показавшиеся важными или интересные мысли, цитаты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.