Методические указания и планы семинарских занятий по философии для студентов лечебного факультета. Учебно-методическое пособие по курсу “Философия” для студентов.
С-Пб., 2012 – 30 с.
Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечников
Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И.И.Мечникова
Роль философского образования в системе высших учебных заведений России определяется прежде всего тем, что именно философия является фундаментом высшей образованности, “мировой мудростью”, квинтэссенцией духовной культуры. Она выступает общетеоретическим фундаментом для всех частных наук естественно-научного, гуманитарного или социально-экономического профиля. Не является исключением и комплекс медицинских дисциплин. Более того, именно медицина, объектом которой выступает человек, оказывается более других естественно-научных дисциплин тесно переплетённой с философией в силу того обстоятельства, что человек всегда находился и в центре внимания философов. Недаром отец медицины – Гиппократ считал врача-философа подобным богу. Действительно, без овладения философской методологией невозможно проведения комплексного изучения человеческого организма как в норме, так и в патологии, проникновение в сущностные его характеристики, в принцип его единства и развития.
В то же время развитие медицины даёт огромный материал как для обобщения новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человека в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения философии новыми выводами и дальнейшего углубления и уточнения её категориального аппарата. Философские обобщения в медицине особенно необходимы в свете невиданного ускорения развития медицинских наук. Дифференциация различных отраслей медицины (их насчитывается уже свыше трехсот) вызывает потребность в их синтезе и, наряду с интеграцией, составляет характерную закономерность развития наук вообще.
Медицина является “человековедением” даже в большей степени, чем литература и искусство, ибо врач ближе всех стоит к природе и к её величайшему творению – человеку. Отражая взаимосвязь людей, природы и человека, она показывает какие физиологические изменения происходят при этом в человеческом организме в норме и патологии. Как эта взаимосвязь влияет не только на психическое, физиологическое, биологическое, но и на социальное, психологическое и даже этическое состояние личности.
Природные и социальные факторы, так называемые психогенные факторы, связанные с взаимоотношениями между людьми дома и на работе, условия труда и быта, субъективный мир человека – это всё интересует медика, ибо от всего этого зависит здоровье и долголетие людей, профилактика болезней и избавление от них.
Вот почему медицина требует целостного, синтетического подхода к человеку, а это невозможно без опоры на философию.
Недаром выдающиеся философы и медики неоднократно отмечали, что врач с развитым логическим мышлением приносит гораздо больше пользы, чем врач-эмпирик, знающий только сотни реакций и процентных соотношений составляющих частей крови. Естественно, поэтому, что многие врачи через медицину пришли к философии (Гиппократ, Эмпидокл, Гален, Авиценна, Локк, Ламетри, И.И.Мечников, Ясперс и др.).
С другой стороны, нет, пожалуй, ни одного крупного философа, который бы так или иначе не касался вопросов теоретической медицины. Так Гегель, назвавший медицину царицей наук в “Философии природы” говорил о единстве и целостности организма. Л.Фейербах и Н.Г.Чернышевский считали медицину матерью материализма, его родиной и источником. Много внимания уделяли вопросам теории медицины К.Маркс и Ф.Энгельс. Так Марксу принадлежит определение болезни как жизни, стеснённой в своей свободе.
В настоящее время без теоретического осмысления фактов невозможно ни одно исследование в любой отрасли науки, в том числе и в медицине. Очень точно и ёмко эту мысль выразил выдающийся физик 20 века Н.Бор: “Нет ничего практичнее хорошей теории”. Дело в том, что исследователь, пытаясь объяснить опытные факты, обязательно вынужден обращаться к общетеоретическим проблемам, а значит покидать твёрдую почву опытного знания, допускающую экспериментальную проверку и “вольно или невольно” оперировать философскими определениями, которые всегда содержатся в общетеоретической проблематике любой конкретной науки.
К сожалению, следует отметить, что среди естествоиспытателей, даже занимающихся наукой, ещё имеет место узкий эмпиризм и непонимание роли философии в развитии частных наук. Не зная философии, они считают, что она занимается чем-то оторванным от конкретной действительности, а поэтому не может способствовать решению тех или иных задач, стоящих перед конкретными науками. В одной из научных дискуссий выдающийся учёный современности Лео Сцилард услышал подобного рода реплику: “Это вопрос лишний, из разряда философских”. Сцилард только развёл руками: “Я думал, что нахожусь среди серьёзных учёных”. Узкий практицизм нашёл широкое распространение и среди многочисленной армии медиков. Прогресс медицины в связи с бурным развитием генетики и молекулярной биологии имеет и “теневую” сторону. Увлечение своеобразным “техницизмом” в связи с быстрым ростом медицинской техники и проникновения в медицину точных математических, физико-химических методов исследования и кибернетики вызвало у многих неправильное стремление полагаться лишь на лаболаторные данные, а врача заменить диагностической машиной, лабораторией, хирургическим цехов с различными автоматическими устройствами. Способствует этому и всё увеличивающаяся дифференциация отраслей медицинских знаний. Всё больше врачи стремятся стать узкими специалистами, т.е. всё более и более односторонними. Выписывая рецепт, такой доктор нередко видит перед собой не больного человека, не целостный организм, а только поражённый орган, не учитывая при этом душевное, да и физическое состояние пациента в целом.
Целью изучения философии в медицинском вузе является, прежде всего, обучение студентов применению философского метода, умению самостоятельно диалектически мыслить.
Но при этом следует учитывать, что методологическая функция не является единственной и не исчерпывает роль философии в жизни общества.
Выпускник медицинского вуза, получив диплом врача, не должен, да и не может замкнуться в кругу своей профессиональной деятельности. Жизнь каждого человека значительно богаче, чем его узкая трудовая специализация. И именно философия способна сделать жизнь каждого человека более многообразной и насыщенной, ибо она поможет ему иметь представление о мире как о неком цельном образовании, об отношении человека к этому миру и о его собственном месте в этом мире.
Философия поможет разобраться человеку в имеющейся шкале ценностей, т.е. прояснить такие важные для жизни понятия, как добро и зло, понять, что такое хорошо и что такое плохо, каково значение терминов “прекрасное” и “безобразное”, определить, в чём смысл жизни и что такое человеческое счастье? И что, пожалуй, самое важное: усвоенное философское мировоззрение, в отличие от любой другой полученной в студенческие годы информации, становится его убеждениями. А убеждение есть основа, поступка, т.е. основа всей жизнедеятельности человека не только профессиональной, не только как врача лечебного или медико-профилактического профиля, но и как гражданина, члена общества, в котором он живёт и которое созидает.
В соответствии со сказанным и построен курс в СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Он состоит из двух частей. Осенний семестр посвящён рассмотрению богатства историко-философской мысли от первых попыток поиска философских ответов на мировоззренческие вопросы, вставшие перед человеком почти три тысячи лет тому назад, до наших дней. При этом особое внимание уделяется взаимосвязи философии и медицины на всём протяжении развития этих дисциплин.
В весеннем семестре изучаются современные представления о наиболее актуальных философских проблемах таких, как существование разнообразных картин мира, выявления сущности сознания и его взаимоотношения с бессознательным, многообразие форм человеческого знания, проблемы истины и её критерия, соотношения знания и веры, рационального и иррационального; роль и место науки в современном мире, основные проблемы методологии научного познания; основные философские и религиозные концепции человека, его назначение и смысл жизни; наиболее актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом, выявление роли государства и гражданского сообщества в современном развитии. И, наконец, заканчивается курс анализом современных глобальных проблем, вставших перед человечеством во второй половине 20 века, и перспектив современной цивилизации на ближайшие десятилетия. При этом через все темы весеннего семестра рассматривается влияние философских проблем на дальнейшее плодотворное развитие медицины.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использование учебное литературы по предмету, а также научных публикаций. Наиболее творческой и серьёзной формой самостоятельной работы в ходе изучения философии является написание реферата. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книг, статей, научных работ, создаёт возможность использовать впоследствии приобретённые навыки работы с литературой, развивает мышление, умение анализировать прочитанное.
После того, как выбрана тема реферата, необходимо подобрать соответствующую литературу. При чтении литературы удобно пользоваться карточками, на которые выписывают показавшиеся важными или интересные мысли, цитаты.