Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление является составной частью публичной

власти вместе с государственной и корпоративной властью. В юри"279

дической литературе местное самоуправление рассматривается как

одна из основ конституционного строя РФ, одна из форм народовла"

стия (наряду с прямой и представительной демократией), а также как

форма самоорганизации населения для решения вопросов местного

значения.

Местное самоуправление признается в любом демократическом

государстве. На европейском уровне основные положения местного

самоуправления закреплены в Европейской хартии местного само"

управления 1985 г.

Нормативно"правовую основу местного самоуправления в РФ

составляют:

• Конституция РФ (ст. 12 гл. 8);

• Федеральный закон № 131"ФЗ 2003 г. «Об общих принципах

организации местного самоуправления»;

• Федеральный закон № 67"ФЗ 2002 г. «Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

• Федеральный закон № 25"ФЗ 2007 г. «О муниципальной служ"

бе в Российской Федерации»;

• некоторые иные федеральные законы;

• Конституции (Уставы) субъектов РФ;

• Законы субъектов РФ о местном самоуправлении;

• Уставы муниципальных образований;

• иные нормативные правовые акты.

При характеристике нормативной основы местного самоуправ"

ления следует иметь в виду, что Федеральный закон 2003 г. «Об об"

щих принципах организации местного самоуправления» (далее по тек"

сту — ФЗ «О местном самоуправлении» 2003 г.) вступил в силу в

полном объеме с 1 января 2009 г., когда были предприняты необхо"

димые меры для обеспечения исполнения соответствующих положе"

ний данного Закона. С этого момента утратили силу Федеральный

закон № 154"ФЗ 1995 г., Федеральный закон № 126"ФЗ 1998 г. и

некоторые иные акты.

Согласно ФЗ «О местном самоуправлении» 2003 г. местное само"

управление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обес"

печивающая в пределах, установленных Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных фе"

деральными законами, — законами субъектов Российской Федера"

ции, самостоятельное и под свою ответственность решение населе"

нием непосредственно и (или) через органы местного самоуправления

вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом

исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление призвано осуществлять следующие

функции: обеспечивать участие населения в решении вопросов мес"

Глава 23. Основы местного самоуправления в РФ280 Раздел III. Основы конституционного права

тного значения; управлять муниципальной собственностью; охранять

общественный порядок; удовлетворять основные жизненные потреб"

ности населения в сферах, отнесенных к ведению местного самоуп"

равления, и другие.

Местное самоуправление обеспечивает децентрализацию влас"

ти и способствует развитию инициативы и самодеятельности граж"

дан. В Российской Федерации местное самоуправление базируется

на следующих принципах:

• самостоятельное решение населением вопросов местного зна"

чения (ст. 130 Конституции РФ);

• организационное обособление местного самоуправления, его

органов в системе управления государством и его взаимодействие с

органами государственной власти в осуществлении общих задач и

функций;

• соответствие материальных и финансовых ресурсов местного

самоуправления его полномочиям (наличие муниципальной собствен"

ности и местного бюджета, поддержка со стороны государства);

• соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Кон"

ституции);

• законность в организации и деятельности местного самоуп"

равления;

• гласность в деятельности местного самоуправления;

• коллегиальность и единоначалие в деятельности местного са"

моуправления в сочетании с персональной ответственностью;

• государственная гарантия местного самоуправления.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судеб"

ную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших

в результате решений, принятых органами государственной власти,

запретом на ограничение прав местного самоуправления, установ"

ленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Кон"

ституции РФ).

Местное самоуправление осуществляется на всей территории

Российской Федерации в рамках муниципальных образований, под

которыми понимаются городские и сельские поселения, муниципаль"

ные районы, городские округа и внутригородские территории горо"

дов федерального значения. Границы территорий муниципальных об"

разований устанавливаются и изменяются законами субъектов Рос"

сийской Федерации.

По состоянию на октябрь 2005 г. в стране насчитывалось 24 510

муниципальных образований1

.

Российская газета. 2005. 28 окт.281

Следует иметь в виду, что ФЗ «О местном самоуправлении»

2003 г. предполагает разграничение всей территории субъектов РФ

(за исключением территорий с низкой плотностью населения) на тер"

ритории городских и сельских поселений. Территорию поселения со"

ставляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, при"

легающие к ним земли общего пользования, территории традицион"

ного природопользования населения соответствующего поселения,

рекреационные земли, земли для развития поселения, причем в со"

став территории поселения входят земли независимо от форм соб"

ственности и целевого назначения. Законом субъекта РФ отдельные

городские поселения могут наделяться специфическим статусом го"

родского округа, когда возникает необходимость соединения полно"

мочий по решению вопросов местного значения, присущих как го"

родскому поселению, так и муниципальному району, в совокупности

с осуществлением государственных полномочий, переданных орга"

нам местного самоуправления городского поселения федеральными

законами или законами субъектов РФ.

Территории городских и сельских поселений, а также возни"

кающие на территориях с низкой плотностью населения межселен"

ные территории входят в состав муниципальных районов. Однако

территории городских округов не входят в состав муниципальных

районов. Таким образом, создается двухуровневая система админис"

тративно"территориального деления в субъектах РФ. Первый уровень

(низовой) образуют сельские поселения, городские поселения и внут"

ригородские территории городов федерального значения. Второй уро"

вень (более высокий) образуют муниципальные районы и городские

округа1

.

Рассмотрим теперь организационные формы осуществления

местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется

через формы прямой демократии, через выборные представительные

органы, а также через избираемые или назначаемые ими иные орга"

ны и должностные лица.

К формам прямой демократии, реализуемым на уровне местно"

го самоуправления, относятся: местный референдум; муниципаль"

ные выборы; отзыв депутата; сходы граждан по месту жительства (в

поселениях численностью жителей не более 100 человек); правотвор"

ческая инициатива граждан; собрания граждан; обращения граждан

в органы местного самоуправления. ФЗ «О местном самоуправле"

нии» 2003 г. относит к формам непосредственного осуществления

См.: Муниципальное право России: Учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер,

Н. Л. Пешин [и др.]; отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. С. 172–173.

Глава 23. Основы местного самоуправления в РФ282 Раздел III. Основы конституционного права

местного самоуправления также территориальное общественное са"

моуправление (т. е. самоорганизацию граждан на части территории

поселения для самостоятельного решения вопросов местного значе"

ния — ст. 27); конференции или собрания делегатов; опросы граждан

и иные формы, не противоречащие законодательству (ст. 33).

В силу большой значимости избираемых или назначаемых орга"

нов местного самоуправления их следует рассмотреть отдельно.

§ 2. Система органов местного самоуправления

в РФ

Систему органов местного самоуправления образуют:

• представительный орган муниципального образования;

• глава муниципального образования;

• местная администрация (исполнительно"распорядительный

орган муниципального образования);

• контрольный орган муниципального образования;

• иные органы местного самоуправления, предусмотренные ус"

тавом муниципального образования и обладающие собственными

полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 ФЗ

«О местном самоуправлении» 2003 г.).

Закон устанавливает, что наличие представительного органа му"

ниципального образования, главы муниципального образования,

местной администрации (исполнительно"распорядительного органа

муниципального образования) является обязательным. Порядок фор"

мирования, полномочия, срок полномочий, а также иные вопросы

организации и деятельности органов местного самоуправления опре"

деляются уставом муниципального образования. Наименования ор"

ганов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта

РФ с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 34 ФЗ «О

местном самоуправлении» 2003 г.).

В ведении органов местного самоуправления находятся: 1) воп"

росы местного значения; 2) отдельные государственные полномочия,

передаваемые федеральными законами или законами субъектов РФ.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жиз&

недеятельности населения муниципального образования, решение которых в со&

ответствии с Конституцией РФ и федеральным законом осуществляется населе&

нием или органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения относятся:

• принятие и изменение Устава муниципального образования;283

• владение, пользование и распоряжение муниципальной соб"

ственностью;

• местные финансы, местные бюджеты, местные налоги и сборы;

• содержание и использование муниципального жилищного фон"

да и нежилых помещений;

• организация, содержание и развитие муниципальных учреж"

дений дошкольного, основного общего и профессионального обра"

зования, а также учреждений здравоохранения;

• охрана общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципальных энерго",

газо", тепло" и водоснабжения;

• муниципальное дорожное строительство;

• благоустройство и озеленение территории;

• обеспечение социальной поддержки и содействие занятости

населения;

• иные сферы ведения, определенные федеральным законом,

законом субъекта РФ, а также уставом муниципального образования.

Государственные полномочия органам местного самоуправле"

ния могут передаваться федеральными законами или законами субъ"

ектов РФ.

К такого рода полномочиям относятся:

• ведение записи актов гражданского состояния;

• ведение военного учета;

• организация деятельности по вопросам гражданской обороны;

• организация и обеспечение деятельности учреждений и пред"

приятий социальной защиты;

• ведение статистического учета и некоторые иные1

. Сюда же

можно отнести регистрацию избирателей, деятельность КДН (рай"

онные, городские или районные в городах комиссии по делам несо"

вершеннолетних и защите их прав).

Государственные полномочия, передаваемые на муниципальный

уровень, могут осуществляться только органами местного самоуп"

равления муниципальных районов и городских округов, если иное

не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта РФ.

На уровне местного самоуправления принимаются муниципаль"

ные правовые акты, в систему которых входят: 1) устав муниципаль"

ного образования; 2) правовые акты, принятые на местном референ"

думе (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты предста"

вительного органа муниципального образования; 3) правовые акты

главы муниципального образования, постановления и распоряжения

главы местной администрации, иных органов местного самоуправле"

См.: Колюшин Е. И. Указ. соч. С. 359.

Глава 23. Основы местного самоуправления в РФ284 Раздел III. Основы конституционного права

ния и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных

уставом муниципального образования (ст. 43 ФЗ «О местном само"

управлении» 2003 г.).

Наиболее важное значение среди муниципальных актов имеют

Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на

местном референдуме (сходе граждан). Они являются актами высшей

юридической силы в системе муниципальных правовых актов, име"

ют прямое действие и применяются на всей территории муниципаль"

ного образования. Иные муниципальные правовые акты не должны

противоречить уставу муниципального образования и правовым ак"

там, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть вто"

рая ст. 43 ФЗ «О местном самоуправлении» 2003 г.).

Уставом муниципального образования определяются:

• наименование муниципального образования;

• перечень вопросов местного значения;

• формы, порядок и гарантии участия населения в решении воп"

росов местного значения, в том числе путем образования органов

территориального общественного самоуправления;

• структура и порядок формирования органов местного самоуп"

равления;

• наименования и полномочия выборных и иных органов мест"

ного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

• иные вопросы организации местного самоуправления в соот"

ветствии с федеральными законами и законами субъектов Россий"

ской Федерации.

Устав муниципального образования принимается представитель"

ным органом муниципального образования, а в поселениях с чис"

ленностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100

человек — населением непосредственно на сходе граждан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.