Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иммунитет государства и его виды.



 

Государство, если оно вступает в правоотношения с физическими и юридическими лицами, становится участником международных частноправовых отношений. К таким отношениям, в частности, относятся:

  • заёмные отношения по выпуску облигаций,
  • отношения концессионные либо связанные с соглашениями о разделе продукции,
  • государство может быть наследником выморочного имущества своих граждан за рубежом.

 

В действующем ГК существует несколько норм, которые касаются как самой РФ, так и её субъектов в области их правомочий в международных гражданских правоотношениях.

Во-первых, в соответствии со ст. 124 ГК, закрепляется принцип равенства правового статуса таких участников с физическими и юридическими лицами, если они вступают в международные частноправовые отношения. Более того, делается оговорка, что к таким участниками применяются нормы о юридических лицах.

Во-вторых, в качестве представителей РФ и её субъектов, в силу ст. 125 ГК, выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, которая устанавливается актами, определяющими их правовой статус.

В-третьих, к международным гражданско-правовым отношениям с участием государства применяются на общих основаниях положения гл. 6 ГК (ст. 1186 – 1224). В соответствии со ст. 1204, к таким государствам, к которым применяются эти нормы, могут быть как российской государство, так и иностранное государство.

 

Специальным случаем вступления РФ в международные частноправовые отношения является вопрос заключения с иностранными инвесторами соглашения о разделе продукции, то есть это договор, по которому РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе на определённый срок исключительное право на поиски, разведку и добычу минерального сырья на определённом участке недр, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счёт и на свой риск.

 

Вступая в такого рода отношения, государство имеет особый статус, поскольку оно обладает юрисдикционным (государственным) иммунитетом, которое означает невосприимчивость государства к юрисдикции иностранных судов. Это правило вытекает из такого принципа международного публичного права, как суверенитет государства. Смысл государственного иммунитета хорошо отражает следующая римская сентенция: «par in parem non habit imperium» (равный над равным власти не имеет).

 

Falsus in uno falsus in omnibus – лживы в одном - лживы во всём.

Omne cik cempra – всё как всегда.

Male parta male dilabuntur – как пришло, так и ушло.

Esse guam videri – быть, а не казаться.

 

Судебный иммунитет бывает нескольких видов:

1) иммунитет от применения иностранного права – он предполагает, что к государству нельзя применять коллизионные нормы другого государства, то есть к этому государству применимы только его коллизионные нормы, однако наличие такого иммунитета в последнее время стало ставиться под сомнение, в том числе, и на основе ст. 1204 ГК,

2) судебный иммунитет – означает неподсудность одного государства, без его согласия, судебным органам другого государства,

3) иммунитет от предварительного обеспечения иска – состоит в том, что запрещается налагать арест или иные ограничения на государственное имущество в порядке обеспечения исковых требований,

4) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения – означает, что судебное решение, вынесенное против иностранного государства, не может быть исполнено без его согласия,

5) иногда выделяют иммунитет собственности государства, который означает, что имущество государства, находящееся за границей, не может быть изъято у государства государством, где находится такое имущество, по сути, такие вещи пользуются в иностранном государстве неприкосновенностью:

· помещения посольств, консульств, торгпредства,

· культурные центры РФ за рубежом,

· финансовые средства РФ на счетах иностранных банков.

 

Государство может отказаться от своего иммунитета одним из следующих способов:

1) заключив международное соглашение, как правило, торгового характера, где будет указано о том, что в торговых операциях, совершаемых со стороны РФ, оно утрачивает свой иммунитет,

2) отказ от иммунитета в соглашениях гражданско-правого характера, в которых государство выступает в качестве одного из контрагентов (компания Но’га – смотреть в интернете),

3) по дипломатическим каналам,

4) если государство само подаёт исковое заявление против своего иностранного контрагента (см. п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2001 №58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов»).

 

В своей практике государства могут придерживаться одной из двух разновидностей иммунитета:

1) абсолютный иммунитет,

2) ограниченный (функциональный) иммунитет.

 

В соответствии с доктриной абсолютного иммунитета, он распространяется абсолютно на все области государственной деятельности. Согласно функционального иммунитета, деятельность государства подразделяется на 2 разновидности:

1) деятельность государства, как суверена (acta jure imperii),

2) действия государства, как частного лица (деятельность коммерческого характера – acta jure gesteonis),

в последнем случае, государство утрачивает свой иммунитет, если начинает заниматься такого рода деятельностью.

 

Такая концепция государственного иммунитета получила распространение в США в законе от 1976 года. В Сингапуре такой закон появился в 1979. В Пакистане и ЮАР в 1981. В Канаде в 1982. В 1972 году в рамках Европейского сообщества была принята европейская конвенция «Об иммунитете государства», в основе которой также лежала концепция функционального иммунитета. В 2004 году на уровне ООН была принята конвенция «О юрисдикционных иммунитетах государства и их собственности», эта конвенция также отражает концепцию функционального иммунитета.

 

Несмотря на явные преимущества и демократический характер функционального иммунитета, такая концепция также имеет явные недостатки, поскольку не всегда понятно, когда государство действует как суверен, а когда как частное лицо. То есть достаточно ясных критериев отделить одно от другого, пока не существует.

 

В РФ, в целях урегулирования вопроса государственного иммунитета, действует несколько норм:

1) п. 1 ст. 401 ГПК, в которой отражены признаки абсолютного иммунитета,

2) в ст. 251 АПК содержится норма с элементами функционального иммунитета.

 

Чтобы снять это противоречие, разработан проект ФЗ «Об иммунитете иностранных государств и их собственности», в основу этого проекта положена концепция функционального иммунитета.

 

Государство может отказаться от иммунитета указанными выше способами, однако отказываясь от одного вида иммунитетов, оно не отказывается от всех остальных, поэтому подписывая соглашение с государством необходимо обращать внимание на то, какой иммунитет утрачивает значение в таких соглашениях.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.