Индекс и наименование дисциплины ДН(М).Ф.Сравнительное правоведение
Статус дисциплины Дисциплина (направление)
Специальности (направления подготовки) Юриспруденция
Формы обучения заoчная
Объем дисциплины 60 часов
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030500.68 Юриспруденция
Разработчик – доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ААЭП Матаева М.Х..
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 4
2. Тематический план 5
3. Содержание дисциплины 6
4. Планы семинарских занятий 7
5. Примерный перечень вопросов выносимых на экзамен (зачет) 10
6. Список рекомендованной литературы для более углубленного
изучения курса 13
7. Методические рекомендации по подготовке к зачету 17
8. Тестовые задания 18
Введение
В настоящее время Россия переживает сложный процесс коренной ломки своего правопорядка и его адаптации к новым социально-политическим и экономическим условиям. Важную роль при этом может сыграть сравнительное право. Действительно, законодателю, с одной стороны, необходимо учитывать национальные особенности и юридические традиции собственной страны при осуществлении в ней кардинальных правовых реформ. Но, с другой стороны, он должен знать опыт, накопленный другими странами при решении аналогичных задач в этой области, уметь правильно оценить его и применять на практике в соответствии с местными реалиями. Решения, предлагаемые правовой наукой по улучшению и реформированию правопорядка, станут эффективными лишь в том случае, если будут опираться на сравнительно-правовой метод. Именно этот метод позволяет выявить, как решается данная проблема в иностранных правовых системах, и определить, в какой мере ее решение может оказаться полезным и применимым в интересах национального правопорядка.
Многие факторы свидетельствуют о пользе применения сравнительно-правового метода в такой стране, как Россия, перед которой стоит сложная задача - создать правовые предпосылки для дальнейшего развития в условиях политической и экономической свободы. К числу таких предпосылок относится и формирование правового механизма, цель которого - расширить сферу осуществления свободной деятельности и волеизъявления граждан. Поэтому вполне естественно возникает необходимость тщательно изучить вопрос о том, с помощью каких правовых средств в других странах эта свобода обеспечивается и в то же время ограничивается
В соответствии с государственным образовательным стандартом от студента требуется знание целостной правовой картины мира: методологии сравнительного правоведения; механизм сближения национальных правовых систем; классификацию основных правовых систем современности; основные правовые системы современности: Романо-германскую правовую семью, правовые системы скандинавских стран, правовые системы стран Латинской Америки, правовую систему Японии, социалистическую правовую семью, правовую систему Англии, США, религиозные и традиционные правовые семьи и т.д.
Цель изучения курса состоит в том, чтобы дать студентам целостную систему взглядов на государственный уклад жизни народов и обществ, познакомить их с теми учреждениями и институтами без которых немыслима подлинная современная юридическая культура, и знание которых составляет основу любого современного юридического рассуждения и обоснования.
Знание данного курса необходимо, прежде всего, для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем. Она призвана создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.
На лекциях излагаются основной фактический и теоретический материал, основные понятия курса, их обоснование характерными примерами. Изложение материала должно быть логически стройным, систематизированным, наглядным и ориентированным на практическое значение.
На семинарских занятиях студенты овладевают основными понятиями, получают разъяснения к теоретическим положениям, изложенным на лекциях, совершенствуют приемы самостоятельной работы с юридической литературой, историко-правовыми актами, отрабатывают навыки публичных выступлений, ведения полемики, культуры речи.
В течение всего периода изучения дисциплины в часы самостоятельной работы регулярно проводятся консультации, которые носят как групповой, так и индивидуальный характер.
Изучение учебной дисциплины сравнительного правоведения завершается зачетом, проходящим в форме экзамена.
В результате изучения курса студенты должны
иметь представление:
- о типах государственно-правовых систем различных стран мира, этапах их становления и развития;
- о реальном вкладе правовых систем в развитие права и юриспруденции; - об общих тенденциях развития государственно-правовых систем на современном этапе; - об источниках историко-правового знания правовых систем современности.
знать:
- объективные закономерности развития общества, неизбежно приводящие к образованию правовых систем;
- основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией.
- основные исторические типы и формы права, особенности правового развития отдельных стран;
- основополагающие понятия, термины и категории сравнительного правоведения как науки, методологические основы ее изучения;
- конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной литературе;
уметь:
- анализировать и оценивать формы организации и эволюцию правового устройства различных стран на различных этапах развития человечества;
- выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным правовым системам;
- выявлять и обосновывать значимость тех или иных правовых систем для анализа современных правовых институтов;
- ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.
2. Тематические планы
№
п\п
Наименование разделов и тем
Количество часов по видам занятий
всего
лекции
практические занятие
СРС
др. виды занятий
Общая часть. Введение в теорию и историю сравнительного правоведения
Понятие и методология сравнительного правоведения
Классификация национальных правовых систем
Особенная часть. Основные правовые семьи современности
Романо-германская правовая семья
Правовая семья общего права
Социалистическая правовая семья
Религиозные и традиционные правовые семьи
Зачет
+
ВСЕГО
Содержание дисциплины
Общая часть. Введение в теорию и историю сравнительного правоведения
Тема 1.Понятие и методология сравнительного правоведения
Определение сравнительного правоведения. Возникновение сравнительного правоведения. Предмет сравнительного правоведения. Значение сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
История сравнительного правоведения. Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии. Французская школа сравнительного законодательства. Сравнительное правоведение в России.
Роль и место сравнительного правоведения в системе наук, изучающих государство и право. Соотношение сравнительного правоведения с юридическими историко-теоретическими, отраслевыми юридическими и общественными науками.
Функции сравнительного правоведения. Образовательная функция сравнительного правоведения. Научная функция сравнительного правоведения. Практическая функция сравнительного правоведения. Международная унификация права.
Методология сравнительного правоведения. Понятие и значение сравнения. Сравнительно-правовой метод – частнонаучный метод юридической науки. Теория сравнительно-правового метода. Основные виды сравнения: диахронное и синхронное сравнение, внутреннее и внешнее сравнение, микро- и макросравнение, различные уровни сравнения в зависимости от объектов исследования, нормативное сравнение, функциональное сравнение.