Роль классного руководителя в системе воспитания школьника.
Нормативно-правовые основы классного руководства.
План:
1.Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Функции классного руководителя.
2.Содержание деятельности КР.
3.Нормативно-правовые аспекты классного руководства. Принципы государственной политики в области образования.
4.Задачи классного руководителя. Права и должностные обязанности КР.
5.Документация и отчетность в работе КР.
Студент знает:
Закон РФ «Об образовании».
Национальную доктрину образования в РФ (на период до 2025г.).
Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г. (№480/30-16).
Устав ОУ.
Положение о классном руководителе школы.
Должностную инструкцию классного руководителя и др. нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность КР.
Портфолио:
1. Студент предоставляет пакет нормативно-правовых документов (копии), регламентирующих деятельность классного руководителя, с выделением значимой информации.
2. Тест.
Литература:
1. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М., 2005.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Национальную доктрину образования в РФ (на период до 2025г.).
4.Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г. (№480/30-16).
Семинар 2
Классный руководитель и класс
План:
1.Школьный класс как коллектив (как класс становится коллективом?).
2.Стадии развития классного коллектива
3.Возрастные особенности классного коллектива.
4.Критерии сформированности коллектива.
Портфолио:
1.Стадии развития классного коллектива (составить таблицу).
2. Критерии сформированности коллектива класса (схема).
3. Кейс-метод (анализ текстов с описанием ситуаций, которые имели место в реальности, на примере статей из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Директор школы», «Классный руководитель»).
Презентация и защита проекта:
Подготовьте в творческой группе (4-5 человек) и проведите в игровой форме защиту проектов «Классная комната, в которой бы мне было хорошо» (с позиции воспитанника и классного руководителя). Нарисуйте, опишите, схематически обозначьте все желательные качества классной комнаты. Не ограничивайте воображение реальными возможностями школы. Из любого проекта извлеките вполне допустимые реальные нововведения в школьное обустройство жизнедеятельности детей.
Литература:
1. Рожков М.И. Классному руководителю. – М.: Владос, 2005.
1.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2005.
2.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2006.
3.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 2007.
4.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2006.
5.Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М., 2007.
6.Стефановская Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М.: Академия, 2008.
Семинар 3
Содержание воспитания в деятельности классного руководителя.
Формирование личности в процессе воспитания.
План:
1.Проблемы содержания воспитания в современной общеобразовательной школе.
2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.
3. Гражданское воспитание молодежи.
4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение воспитанников.
5. Эстетическое воспитание.
6. Физическое воспитание молодежи.
Результатом работыпо данной теме является:
1. Конспект (портфолио).
2. Участие студентов в «круглом столе» на тему: «Актуальные вопросы воспитания современного школьника» (анализ ситуации в общеобразовательной школе по направлениям содержания воспитания на основе работы с Интернет ресурсами и периодическими изданиями).
3. Анализ педагогических ситуаций с помощью кейс-метода (анализ текстов с описанием ситуаций, которые имели место в реальности, на примере статей из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Директор школы», «Классный руководитель»).
Литература:
1.Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. – М., 2000.
2.Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 2004.
3.Коломинский Я.Л. Воспитай себя. – М., 1999.
4.Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 2001.
5.Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. М., 2003.
6.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004.
7.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2006.
8.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 2007.
9.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2006.
Вопросы к экзамену:
Роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Система классного руководства.
Классный руководитель в воспитательной системе школы.
3.Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Функции классного руководителя.
4.Содержание деятельности КР.
5.Нормативно-правовые аспекты классного руководства. Принципы государственной политики в области образования.
6.Задачи классного руководителя.
7.Права и должностные обязанности КР.
8.Документация и отчетность в работе КР.
9.Классный руководитель и класс. Школьный класс как коллектив.
10.Стадии развития классного коллектива.
11.Возрастные особенности классного коллектива.
12.Критерии сформированности коллектива.
13.Проблемы содержания воспитания в современной общеобразовательной школе.
14. Формирование личности в процессе воспитания. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.
15. Гражданское воспитание молодежи.
16. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение воспитанников.
17. Формирование личности в процессе воспитания. Эстетическое воспитание.