Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепции федерализма.

(Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М., 2006. – с. 100-104)

 

Большинство концепций федерализма, составляющих основу его теории, являются американскими по происхождению и опираются на информацию о развитии федерализма в США. США уникальны, как любая другая федерация. В то же время концепции амери­канского федерализма интересны как эталон, который необходимо изучать в рамках компаративного исследования процессов территориально-государственного строи­тельства. Концепции американского федерализма дают прекрасное представление о динамике баланса "центр — регионы" и ряде связанных с этим балансом идеально-типических ситуаций.

Первая идеально-типическая ситуация может быть охарактеризована как параллелизм. На концептуальном уровне это — концепция дуалистического федера­лизма, исторически — первая концепция американского федерализма.

Дуалистический федерализм предполагает модель равновесных федератив­ных отношений, без смешения центра тяжести в ту или другую сторону. Эту кон­цепцию ввел в 1930-х гг. Э. Коруин. Она делает акцент на самостоятельности как центра, так и регионов, на договорных отношениях между ними, обычно предпо­лагает и разделение суверенитета. Концепцию дуалистического федерализма мож­но охарактеризовать и как концепцию двух уровней власти, располагающих авто­номией и пользующихся сдержками и противовесами в отношениях друг с другом. Отношения между уровнями власти рассматриваются как игра с нулевой суммой: размер выигрыша одной стороны одновременно является размером проигрыша другой. Тема иерархии в отношениях между уровнями власти остается "за кадром": уровни власти просто работают одновременно и параллельно в рамках своей ком­петенции и не мешая друг другу.

В демократическом федеративном государстве, таким образом, государствен­ная власть делится на три ветви по горизонтали и два уровня по вертикали. Не слу­чайно федерализм часто называют формой территориальной демократии, где субъ­ектами демократических отношений выступают регионы.

Идеально-типическую модель дуалистического федерализма ярко характери­зует американское выражение "федерализм слоеного пирога" (layer-cake federalism).

Вторая идеально-типическая ситуация — взаимодействие. Ей соответствует более поздняя концепция кооперативного федерализма.

Идеальная модель дуалистического федерализма вызывает у многих иссле­дователей большие сомнения. Она представляется им слишком "идеальной", что­бы походить на истину. В ней почти не рассматривается проблема государственного единства. Поэтому по мере развития вертикальных отношений от нее постепенно стали отказываться. Считается, что смена модели американского федерализма про­изошла в начале XX в. (есть мнение, что в 1913 г. в связи с принятием шестнадца­той поправки к конституции) Более радикальная точка зрения Д. Элейзера сводится к тому, что дуалистический федерализм существовал только в теории. Ктаким выводам Д. Элейзер пришел, изучая си­туацию в американском штате Миннесота.

Об этом активно заговорили при Ф. Рузвельте, когда государство организовало экономическую помощь штатам. Объективная потреб­ность в государственном регулировании регионального развития с целью сглажи­вания межрегиональных контрастов заставляет отказаться от ситуации паралле­лизма, которая несет потенциальную угрозу государственному единству.

Первым, кто употребил термин "кооперативный федерализм", была Дж. Кларк в 1938 г. В 1952 г. Дж. Маклейн применил новую метафору, вместо "федерализма слое­ного пирога" он предложил говорить о "федерализме мраморного пирога" (marble-cake federalism). Акцент при кооперативном федерализме делается на взаимодейст­вии, сотрудничестве уровней власти, на перераспределении ресурсов между ними, организации системы государственной поддержки регионов.

Принципиальное отличие кооперативного и дуалистического федерализма не следует видеть в одном только усилении централизации. Действительно, в отно­шениях между уровнями власти появляется иерархия, общенациональный уровень выглядит более сильным хотя бы потому, что он оказывает помощь отсталым тер­риториям, которые тем самым попадают в зависимость. Однако эта иерархия ло­гична, поскольку речь идет о государстве как о единой территориально-политиче­ской системе. Просто идеологи дуалистического федерализма предпочитали не акцентировать иерархичность отношений в федеративном государстве.

Главное отличие состоит в другом — в усилении взаимодействия между цент­ром и регионами. В дуалистическом федерализме момент взаимодействия ослаблен, и уровни власти работают как бы независимо друг от друга в рамках своей компетен­ции. Кооперативный федерализм предполагает интенсивное взаимодействие между уровнями власти, т.е. относится не к централизации, а к организации государства как территориально-политической системы. Он позволяет сглаживать межрегио­нальные различия.

Далее по мере развития американского федерализма возникли и другие кон­цепции. Целый ряд близких друг к другу идеально-типических ситуаций связан с бюрократизацией и неизбежной деидеологизацией федерализма (движение от идео­логии к управленческой модели) и может рассматриваться как дальнейшая транс­формация кооперативного федерализма.

1.Концепция межправительственных отношений, развивающаяся в процес­се углубления взаимодействия между уровнями власти. Она предполагает развитие ведомственных и специализированных форм отношений между властными структу­рами существующих управленческих уровней, между конкретными подразделениями в этих структурах. Такая трансформация федеративных отношений воспринимается некоторыми авторами как бюрократическая рутина, придающая отношениям меж­ду центром и регионами административно-технократический характер.

2."Частокольный" федерализм (picket fence federalism). В продолжение указан­ной выше тенденции развиваются вертикальные связи между отдельными федераль­ными и региональными ведомствами по поводу определенных федеральных про­грамм. Результатом считается деконсолидация региональных сообществ и их вла­стных структур. Штаты, по мнению некоторых авторов, теряют вид целостных со­обществ. Вместо этого развиваются "вертикальные функциональные автократии". Таким образом, развитие преимущественно вертикальной кооперации между уров­нями власти и отдельными ведомствами по их отдельным вопросам приводит к ос­лаблению горизонтальной интеграции внутри субъектов федерации.

3. Технократический федерализм, возникший в 1970—1980-х гг. одновременно с американским неоконсерватизмом. Технократический федерализм представляет собой дальнейшую трансформацию кооперативного федерализма. Для него харак­терна сугубо инструментальная роль субнационального уровня. В центре внимания оказывается профессионально-бюрократический комплекс, в который входят феде­ральные и региональные органы власти.

Создание устойчивого и безусловно единого американского государства по­зволяет центру вновь усиливать начала децентрализации и способствовать региона­лизации (или, по крайней мере, выдвигать такие лозунги на выборах). Однако речь не идет о возврате к ситуации параллелизма, которая была возможна лишь на пер­вом этапе государственного строительства, когда требовалось интегрировать обособ­ленные территории со своими идентичностями в соединенное государство. На но­вом витке развития федерализма и его концептуального осмысления возникает идеально-типическая ситуация, которую можно назвать конкуренцией.

Идеи конкурентного или нового федерализма ассоциируются с именем аме­риканского президента Р. Рейгана и 1980-ми гг. Впрочем, лозунг нового федерализма был выдвинут немного раньше — президентом Р. Никсоном. Смысл этой концеп­ции состоит в разгрузке федерального центра после многих лет дирижистской по­литики в духе кооперативного федерализма и последовавших за ним технократиче­ских и бюрократических форм и оживлении самостоятельности штатов. Центр как бы сознательно создает ситуацию конкуренции между управленческими уровнями, в то же время понимая, что его политика не несет никакой угрозы территориальной целостности, поскольку проводится в рамках уже хорошо интегрированного госу­дарства с мощной общей идентичностью. Другими словами, это сценарий "здоро­вой конкуренции", "честной борьбы", результат которой предполагается только по­ложительным для развития государства и его регионов.

Подводя итоги анализа американских концепций федерализма, заметим, что во всех идеально-типических ситуациях складывался определенный баланс сил меж­ду центром и регионами. Интересно, что казалось бы наиболее соответствующий идеалам теории федерализма дуалистический федерализм рассматривался Э. Коруином как потенциально неравновесная структура, обладающая элементами не­стабильности и скрытой напряженности. Действительно, в дуалистическом федера­лизме налицо элементы конфедерализма. Первоначально отношения между центром и регионами в США можно было характеризовать с точки зрения концепции ба­ланса угроз (доказательством тому является гражданская война между северными и южными штатами). Баланс в рамках действительно интегрированного государства появился с развитием концепций взаимодействия и бюрократизации, которые в свою очередь позволили центральным элитам заново осознать выгоды децентрализации и предложить новую концепцию конкуренции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.