Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТК РФ — главный кодифицированный источник трудового права.

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Понятие и классификация источников трудового права

Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Единство и дифференциация трудового права

Источниками трудового права являются результаты (продукты) пра­вотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере ре­гулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники трудового права различаются по форме правовых актов, по силе, по своему характеру, по сфере действия. Они объединяются в систему источников трудового законодательства. Систему источников трудового законодательства можно классифици­ровать по юридической силе, по органам, принимающим акты, по форме ак­тов, по сфере действия, по степени обобщенности.

Классификация в зависимости от юридической силы нор­мативных правовых актов:

1. Конституция РФ. Важнейшим источником трудового права является Конституция РФ 1993 года. Она законодательно закрепила

равноправие перед законом и судом (ст. 19),

право на создание профсоюзов для защиты своих интересов (ст. 30),

право на равный доступ к государственной службе (ст. 32),

свобода труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на возна­граждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на за­щиту от безработицы (ст.37).

право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федераль­ным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст.37).

право на отдых, на установленную федеральным за­коном продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Международные акты (соглашения). Если международным договором России, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

ТК РФ — главный кодифицированный источник трудового права.

Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Состоит из шести частей, 14 разде­лов, 62 глав и 424 статей.

Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соот­ветствовать Трудовому кодексу РФ.В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными феде­ральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Ко­декс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому ко­дексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения со­ответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Вместе с Трудовым кодексом РФ среди этой группы источников имеются кодифи­кационные нормативные акты и федеральные законы, которые в комплексе регулируют вопросы, относящиеся к отдельным институтам отрасли трудового права.

4. Указы Президента РФ Значение источника трудового права имеют ука­зы, носящие нормативный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и фе­деральному законодательству.

5. Постановления Правительства РФ. К подзаконным актам как источни­кам трудового права относят постановления Правительства РФ. Постановле­ния, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудово­му кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории России и всеми гражданами. Постановления Правительства РФ могут вводить новые нормы во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ.

6. Постановления, инструкции и разъяснения Роструда.. Эти акты, как правило, издаются с целью дать осно­ву для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспе­чения правильного единообразного толкования и применения, разъяснения тру­дового законодательства.

Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости, функции по контролю и надзору за со­блюдением трудового законодательства. Роструд находится в ведении Минздравсоцразвития России.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Тру­довому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Другие министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права в преде­лах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы тру­дового права, выстраиваются по такой же схеме, как и вышеуказанные фе­деральные.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому ко­дексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановле­ниям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных орга­нов исполнительной власти

8. Акты органов местного самоуправления субъектов Федерации. Эти акты принимаются в пределах, установленных федеральными законами, кон­ституциями и уставами субъектов Федерации в сфере применения труда, на­пример, органов по трудоустройству, режима работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т.п. Они имеют ограниченную сферу дей­ствия (в пределах местного самоуправления субъекта Федерации) и не долж­ны противоречить вышестоящим по юридической силе источникам.

9. Акты-соглашения (генеральное соглашение, региональные, меж­отраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и др.). Эти акты есть результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Они могут быть как двух- (представители работников и представители работодателя), так и трехсторонними (третья сторона — представители государства). Участники соглашений на основе двухсторон­него и трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда. Акты соци­ального партнерства также выстраиваются по юридической силе: от гене­рального соглашения до коллективного договора в организации.

10. Акты органов местного самоуправления и локальные норматив­ные акты. Они содержат нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, по­становлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федераль­ных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным право­вым актам субъектов Федерации,

В настоящее время в результате происходящих изменений в экономике возрастает роль коллективно-договорного и индивидуально-договорного ре­гулирования, а также локальных нормативных актов, принимаемых работо­дателем.

11. Локальные нормативные акты. Они содержат нормы трудового пра­ва, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответст­вии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным до­говором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида ис­точника трудового права:

1) они действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства);

2) в основном, дейст­вие их ограничено по времени;

3) они не должны противоречить норматив­ным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и соци­альных гарантий работников;

4) локальные акты отражают специфику про­изводства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности, например правила внутреннего трудового рас­порядка, положение о премировании или положение организации о возна­граждении по итогам работы за год.

Нормативные акты Союза ССР. Они действуют в части, не противоре­чащей Конституции РФ и трудовому законодательству. Впредь до приведе­ния законов и иных нормативных правовых актов, действующих на террито­рии России, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные право­вые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории России, в пределах и порядке, которые преду­смотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12декабря 1991 г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содру­жества Независимых Государств»», применяются постольку, поскольку не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на терри­тории России постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только феде­ральными законами, действуют впредь до введения в действие соответст­вующих федеральных законов.

Акты Верховного Суда РФ формально не являются источником трудового права, так как деятельность суда не является правотворческой. Но постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения по вопросам судеб­ной практики играют большую роль в правоприменительной практике.

Акты Конституционного Суда РФ также не рассматриваются как источ­ник трудового права, однако его решения тоже играют значительную роль в правоприменительной практике. Если Конституционный Суд РФ признает нормативный акт или его отдельные положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. Решения суда вступают в силу незамедли­тельно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.

Для правильного применения нормативных актов о труде необходимо знать правила, которыми определяется их действие во времени, пространст­ве и по категориям лиц. В этих правилах находит свое отражение важнейший принцип трудового права — единство и дифференциация тру­довых норм.

Действие нормативных актов во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудо­вого права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином норма­тивном правовом акте, либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющих порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудо­вого права, прекращает свое действие в связи с:

истечением срока его действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признание утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудо­вого права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возник­шим после введения его в действие. Действие нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, воз­никшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нор­мативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после вве­дения его в действие.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Эти акты должны быть опубликованы не позднее семи дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней по­сле дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Феде­ральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории России по ис­течении десяти дней, если самими актами не установлен другой порядок вступ­ления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста нормативного акта в «Парламентской газете» (официальное пе­риодическое издание), «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (официальное периодическое издание).

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти вступают в силу единовременно по истечении семи дней после их официального опубликования на всей территории России и обязательны для всех граждан России. Президент РФ может установить и другую дату вступления нормативного правового акта.

Акты Правительства РФ, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие право­вой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организа­ций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении се­ми дней после дня их первого официального опубликования. Остальные вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Акты федеральных органов исполнительной власти России, затраги­вающие права и свободы граждан, устанавливающие правовой статус орга­низаций и имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России и подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.

Нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном поряд­ке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить законным основанием для правоприменительной практики.

Акты социального партнерства вступают в силу с момента их подписа­ния сторонами или со дня, установленного в соглашении.

Действие нормативных актов в пространстве. В России, как и в боль­шинстве государств, правовое регулирование трудовых отношений привязы­вается к праву государства места осуществления трудовой функции.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты России, со­держащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отноше­ния, возникающие на всей территории России, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, со­держащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соот­ветствующего субъекта Федерации.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципально­го образования.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудо­вого права, действуют в пределах этой организации.

Законодательство о труде, в широком смысле своего значения, распро­страняется в пределах России, субъектов Федерации, всех организаций, где, осуществляется коллективный и единоличный наемный труд, если они рас­положены на территории России. Эти акты действуют на территории по­сольств, представительств и других территориальных образований России. При наличии международных договоров России с этими странами действует приоритет международного соглашения.

На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудово­му договору в организациях, расположенных на территории России, распростра­няется действие российского трудового законодательства. Иностранное законо­дательство применяется в том случае, если это разрешено федеральным зако­ном или международным договором. На граждан России, работающих по трудовому договору в организациях, принадлежащих иностранным юридическим или физическим лицам и расположенных на терри­тории России, также распространяется трудовое законодательство России, ес­ли иное не оговорено международным договором или соглашением.

В отдельных случаях федеральные законы, иные нормативные право­вые акты о труде могут распространяться не на всю территорию, а только на ее часть, не совпадающую с территорией субъекта, например районы Крайнего Севера. Некоторые нормативные правовые акты могут распространяться на от­дельные местности, к которым относятся районы с особыми природ­но-климатическими условиями: пустынные, безводные, высокогорные.

Действие нормативных актов по кругу лиц. Трудовое законодатель­ство распространяется на всех, кому адресовано в пределах их территори­альной сферы действия (общие нормы) или на отдельные категории работни­ков (специальные нормы). В наличии действия специальных и общих норм на­ходит свое выражение единство и дифференциация трудового права.

Единство регулирования трудовых правоотношений проявляется в уста­новлении на уровне федеральных законов общих норм, распространяющихся на всех работников; в них установлены необходимые для охраны жизни и здоровья минимально гарантированные условия труда. Общие нормы обязательны для всех работников и работодателей независимо от их формы собственности и под­чиненности, например, нормальная продол­жительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю.

Дифференциация правового регулирования нашла четкое выражение в части 4 разд. XII ТК РФ, где указаны особенности регулирования труда отдель­ных категорий работников, которым будут посвящены специальные лекции.

Дифференциация в правовом регулировании труда работников призвана учесть профиль производства, особенности категорий работников (труд жен­щин, подростков, инвалидов, учителей и т.д.), характер и специфику труда. Специальные нормы могут устанавливать особые условия приема и увольне­ния работников (например, государственных служащих), особенности регули­рования рабочего времени и времени отдыха, льготы и преимущества в оплате труда, повышенную дисциплинарную и материальную ответственность и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.