Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники (формы) права.

  1. Понятие «источник (форма) права».
  2. Разновидности источников (форм) права.
  3. Нормативно-правовые акты: понятие и виды.

 

  1. Понятие«источник (форма) права».

Одним из признаков права, которые отличают его от других соци­альных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. При этом право закре­пляет не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся яв­ления и процессы в различных сферах жизни человека. Только чет­ко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью го­сударственного принуждения.

Какое значение имеет для рядового члена общества понятие «источник права»? Дело в том, что незнание закона не освобождает гражданина от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех. И еще один вопрос, имеющий практический смысл, на который отвечает «источник права»: «Кто и как придает правилам поведения значение правовых норм, т.е. обеспечивает их обязательность?»

Понятие «источник (форма) права» имеет несколько значений.

Первый смысл определяет его как источник познания, т.е. то, отку­да люди черпают свои знания о праве. Это могут быть исторические юридические документы, подобные Законам Ману в Индии, «Русской правде» на Руси, Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и т.п.

Второе значение понятия «источник (форма) права» выражает материальные условия жизни общества, обусловливающие содер­жание правовых норм. В первую очередь это существующий уровень развития производства, определяющий характер потребностей людей. Данные потребности являются материальным источником права. Так, например, в XX в. возникли материальные предпосылки реализации многих социальных прав: на труд, социальное страхование, пособия по безработице.

Третье значение понятия «источник (форма) права» в юридическом смысле: это внешняя форма выражения и закрепления правил поведения, которая придают им качество правовой нормы, т. е. они становятся определёнными, постоянными и обязательными. Понятие «источник (форма) права» состоит из двух частей: «источник права» и «форма права». Обычно они используются как тождественные понятия.

 

  1. Разновидности источников (форм) права.

Источниками права являются: правовые обычаи, судебные прецеденты, и нормативные акты.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения государственного принуждения. До этого обычай существовал как неправовой, как правило, которое не требовало санкции государства. Его предписания соблюдались добровольно, поскольку обычай был слит с нормами морали, религии. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Законы Хаммурапи (Древний Вавилон. XVIII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) были сводами обычного права.

Например, разбирательство уголовных дел основывалось на правиле талио­на: наказание есть возмездие за вину и потому должно быть равным преступлению. Правило талиона выражено в афоризме: «око за око. зуб за зуб».

Правовые обычаи сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обыча­ев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межго­сударственных отношениях, где значительную роль играет диплома­тический этикет, например делегации самого высокого уровня встречаются поднятием в их честь государственных флагов, испол­нением гимнов и т.п.

В странах Азии, Африки и Океании обычай стал частью обще­национальной системы права, на основе них осуществляется право­судие. Подобное распространено и в развитых странах. Так, в Анг­лии конституционные обычаи по-прежнему оказывают влияние на политическую жизнь, английские законы часто основываются на нормах обычая. Причем обычаи нигде не фиксируются, а сущест­вуют в форме поговорок: «Король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента»; «Лидер партии боль­шинства — Премьер-министр» и т.п.

Интересно, что передача власти от одного правительства друго­му в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, представитель проигравшей на выборах партии, после подсчета го­лосов избирателей едет в Букингемский дворец, где, преклонив ко­лено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об от­ставке. После того как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер победившей на выборах партии. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает сорок минут.

Судебный прецедент (от лат. precedent — предшествующий) явля­ется распространенным источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкрет­ному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. В России характер судебного прецедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья принимает решение по делу. Но решение должно приниматься в соответствии с принципами права, господствующем в обществе мировоззрением, мировоззрением судьи, моральными ценностями.

Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и бо­лее точно, чем общая норма, способен отразить существо конкрет­ного дела. Однако существует значительный недостаток, состоящий в том, что число прецедентов, которые применяются на практике в самой Англии, составляет около 500 тыс. В США ежегодно издаются 350 томов су­дебных решений, используемых в качестве прецедента. Поэтому практикующему юристу порой сложно ориентироваться в таком обилии норм, которые не систематизированы и чаще всего не собраны в единые сборники.

Наиболее распространенным источником права является норматив­но-правовой актофициальный документ, созданный уполномо­ченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведе­ния. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, главенствующее положение среди нормативно-правовых актов принадлежит закону.
Нормативный акт – очень удобная форма права. Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни: нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: например, в России они объединены Конституцией РФ и не должны ей противоречить, что позволяет направить развитие общества в целом в единое русло. В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определённо фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права.

Переход к нормативному урегулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилась.

  1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Наиболее распространенным источником права является норматив­но-правовой акт — официальный документ, созданный уполномо­ченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведе­ния.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1) они имеют правотворческий характер: в них нормы устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

3) нормативные акты облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия, номер акта;

4) нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения.

Таким образом, нормативно-правовой акт - содержащий юридические нормы офици­альный документ, который создается в результате правотворческой дея­тельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права.

Виды нормативно-правовых актов.

Классификация нормативных актов проводится по различным основаниям: по юридической силе, значимости, по характеру действия, по субъектам, издавшим правовой акт.

По юридической силе все юридические акты делятся на законы и подзаконные акты. Ведущее место в правовой системе принадлежит законам. Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных вопросов государственного и общественного развития

Он обладает высшей юридической силой, т.е. имеет верховенст­во над всеми иными нормативно-правовыми актами (указами, ре­шениями судов, постановлениями и т.п.) и содержит правовые нормы по коренным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативно-правовые акты должны исходить из законов и не про­тиворечить им. Самая ранняя система законов, как мы уже отмечали, была сформирована царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XVIII в. до н.э. 282 статьи были выбиты на базальтовом столбе. Судебник Хаммурапи пред­ставлял собой полный свод законов, в котором определялись пол­номочия государства, права личности, собственности и др. Затем законы стали записывать на глиняных табличках и деревянных до­щечках. Гак, Законы XII таблиц в Древнем Риме (451—450 гг. до н.э.) были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади.

В зависимости от значимости законы делятся на основные, конституционные и обыкновенные.

1. Основные законыэто нормативные акты, которые закрепляют основные начала государственного общественного строя и составляют нормативную базу действующего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации. Конституция представляет собой систему правовых норм (как писаных, так и существующих в виде конституционных обычаев, как, например, в Англии, Израиле, где нет писаных конституций), имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Конституция как Основной закон государства учреждает форму правления, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Первыми конституциями в современном значении были Конституции США (1787) и Франции (1791 г.). В России принималось несколько конституций: в 1918, 1925, 1938, 1978 гг., и, наконец, ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации является базой для законодательства страны

2 Федеральные конституционные законы - законы, регулирующие более детально вопросы, отнесённые к предмету Конституции. Они регулируют наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Феде­рации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонён Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст. 108 Конституции РФ).

3. Обыкновенные законыэто нормативные акты, обладающие после Конституции наибольшей юридической силой. Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ).

По сфере действия обычные законы делятся на федеральные и законы субъектов.

Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства и действуют на территории всего государства. Например, закон о федеральном бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества и др. Федеральный закон не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть. одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который имеет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматривает этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям президента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ).

Законы субъектов Российской Федерациирегулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы - это право выдвигать предложе­ние о необходимости принятия закона и вносить в законодательный ор­ган проект закона.

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы;

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы порождает обязанность законода­тельного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.

Законы - первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до сих пор принято не было. Вторичными норма­тивно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт- один из видов нормативно-правового акта, кото­рый создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различ­ных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в зако­нах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то при­меняется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) указы Президента занимают главенствующее место среди подзаконных актов, поскольку Президент в соответствии с Конституцией «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Указы Президента издаются в пределах, установленных Конституцией и не могут отменять или изменять положение закона. В случае противоречия указа Конституции и законам он может быть признан Конституционным Судом недействительным. Согласно Конституции РФ, лишь в услови­ях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства - это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы госу­дарственного управления, социального строительства, образования, здра­воохранения, культуры и т. д. Постановления – зеркало деятельности Правительства; их анализ даёт ответ на вопрос о том, эффективно ли действовало Правительство.

3) ведомственные нормативные акты (приказы, постановления, инструкции) - нормативно-правовые акты министерств, ведомств общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений. В министерствах наиболее распространённой формой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления – нормативные акты, принимаемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т. д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.